Российское ПО на практике: что стоит знать участникам рынка

Рынок отечественного ПО существует не первый год, он диверсифицирован и готов решать самые разные задачи. В 2022 году он получил дополнительные возможности для своего развития. Как представителям бизнеса находить и внедрять российские ИТ-продукты, расскажет Елена Волотовская, руководитель венчурного фонда Softline.

Российское ПО на практике: что стоит знать участникам рынка
Елена Волотовская
Руководитель венчурного фонда Softline

Ситуация на рынке российского ПО: проходим через зону турбулентности

Период, через который проходят все участники рынка российского ПО, можно назвать зоной турбулентности: есть и “воздушные ямы”, и зоны “повышенного давления”, которые влияют на стабильность. Иностранные продукты, которые присутствуют на нашем рынке, обязаны выполнять требования зарубежных регуляторов по ограничению поставок, что становится хорошим импульсом для российских разработчиков развивать функциональные качества и уникальные характеристики своего софта.

ИТ-индустрия помогла цифровой трансформации российской экономики как таковой. В некоторых отраслях отечественные услуги вышли на лидирующие позиции: так, Россия вошла в тройку глобальных лидеров по проникновению финтех-услуг в целом и стала первой — для услуг по переводам и платежам. Сегодня инструменты “цифры” доступны широкому кругу людей: у представителей ИТ появилась уверенность в собственных силах, навыки, знания и возможности, чтобы соответствовать запросам потребителей. Растущий спрос на российское ПО становится стимулом для решения по-настоящему амбициозных задач и перехода в ниши, которые ранее были заняты другими игроками.

Какие решения пользуются спросом

Компании должны проанализировать состояние инфраструктуры и определить задачи, которые они хотят решить с помощью “цифры и сформировать дорожную карту перехода на российское ПО. У отечественных продуктов широкий набор функций, в котором представлены, в том числе, специфические информационные системы, средства информационной безопасности и другие продукты. Растет интерес к офисным приложениям и операционным системам, инфраструктурным элементам, инструментам виртуализации.

Государственная поддержка сферы ИТ — от налоговых льгот и грантовых программ до мер, нацеленных на сохранение кадровых ресурсов — принесет свои результаты. Например, малому бизнесу не хватает цифровых знаний и навыков, при этом небольшие компании не могли обращаться за консультациями к специалистам из-за ограниченных ресурсов. В апреле Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) дал старт новому этапу программы, в рамках которой представители малого и среднего бизнеса могут приобрести облачные решения российских разработчиков со скидкой 50%. Можно ожидать, что программа будет востребована как со стороны малых предпринимателей, так и со стороны правообладателей программных продуктов.

Плюсы и минусы российского ПО

Среди неоспоримых преимуществ российского ПО — его стоимость: зачастую оно стоит дешевле, чем зарубежные решения. В то же время оно создается с учетом требований регулирующих органов и сертификации в РФ, то есть сразу готово к эксплуатации.

Из недостатков можно отметить, что у многих компаний-заказчиков уже был сформирован цифровой профиль — они работали с определенными продуктами, не производили закупок нового ПО, а только обновляли уже работающие. Приобретение нового софта требует дополнительной работы — по выстраиванию процессов и интегрированию новых продуктов между собой, потому потребуется больше средств на консалтинг и услуги, чем на сопровождение ранее установленного зарубежного ПО.

Стоит подчеркнуть, что период “турбулентности” на рынке — явление временное. Российские ИТ-продукты готовы к широкому внедрению, обладают высоким конкурентным потенциалом и способны вывести на новый уровень бизнес даже самого взыскательного заказчика.

Как выбрать российское ПО

Что касается выбора российского ПО, то важно грамотно подходить к решению этой задачи. По словам руководителя департамента развития отечественных ИТ-решений Softline Дмитрия Сорокина, часто бизнес начинает искать российские продукты, аналогичные тем иностранным, которые использовались ими ранее. Однако правильнее заниматься подбором альтернативных, которые пусть и по-другому, на базе иных ИТ-решений или объединяя функциональные возможности продуктов, могут закрыть часть функций зарубежного ПО. Альтернативой может быть замена одного продукта двумя или нескольких продуктов — одним. К поиску альтернативного ПО нельзя подходить как к сбору пазла, в котором ты вынимаешь один элемент и на его место ставишь такой же, только из другого набора. Часто, организации начинают обращать внимание на наличие второстепенного функционала, которыми они никогда не пользовались на зарубежном ПО. Например, в работе с офисными продуктами большинство пользователей используют 10-20% от их функционала, а значит уже готовы к российским решениям. Конечно, некоторым сотрудникам необходим специфический функционал — сложные таблицы или макросы. В этом случае, могут потребоваться дополнительные усилия, но это также решаемая задача.

Важный момент – поддержка взаимосовместимости различных программных продуктов, например, отраслевых и офисных. В России создано много альтернативных отраслевых решений, которые развивались, исходя из запроса рынка. И сегодня мы видим тренд на формирование, так называемых, программных стеков российских производителей, опирающихся на российские альтернативы.

Как внедрить ПО

Прежде всего, компании необходимо провести аудит ИТ-инфраструктуры и решить, какие элементы стоит менять и внедрять, будь то офисные приложения и программы, операционные системы и др.

Есть несколько очевидных путей, которыми могут идти компании при внедрении ПО. Можно заказать у интегратора необходимые работы по внедрению того или иного ПО. А можно пойти по пути обучения своих специалистов работе с новым продуктом, и в этом случае, задача по внедрению ПО становится основной для внутренних сотрудников. Но в любом случае, важно уметь не только внедрять новое программное обеспечение, но также заниматься его интеграцией и сопровождением внедренных российских продуктов. Конечно, можно действовать самостоятельно, однако эффективнее будет обратиться к профессионалам ИТ-отрасли – интеграторам, поставщикам ИТ-решений и услуг, которые много лет решают вопросы, связанные с внедрением ПО, имеют соответствующий опыт и навыки. Системные администраторы и инженеры в штате компаний не обладают достаточным знанием рынка. Если заказчик никогда ранее не работал с российскими продуктами, важно организовать обучение как технических специалистов, так и будущих пользователей ПО. Обучение ускорит адаптацию и, тем самым, повысит эффективность внедрения за меньший срок. Как раз для тех компаний, которые сейчас собираются внедрять российское ПО, я недавно подготовила чек-лист с подробными советами в своем телеграм-канале.

1111
Начать дискуссию