Стартап дня: японский маркетплейс полиграфических услуг Raksul

Заказчик выбирает на сайте нужную услугу, Raksul обеспечивает исполнение с помощью подрядчиков.

Директор по стратегии и анализу Mail.Ru Group Александр Горный каждый день рассказывает о примечательных проектах.

Вбиваю «изготовить визитки» в «Яндекс», вижу восемь рекламных объявлений. Это, кстати, не упрек поисковику, в идеальном мире их бы ещё больше было, по такому запросу только «Директ» и ожидается, человек купить услугу хочет, а не лекции слушать.

Ровно половина рекламодателей встроили цену в заголовок или сниппет, они просят 850, 850, 865 и 2000 рублей за тысячу визиток. Никакой другой информации для выбора нет, все сайты одинаково обещают качественный сервис и безупречную печать. Я только для примера запрос вводил, реальный потребитель кликнет во все три с адекватной ценой и ещё парочку без цены, в часть позвонит и вынесет мозг менеджеру, и ещё не факт, что хоть где-то все-таки закажет.

В итоге больше всех заработает «Яндекс», по нему пять платных кликов сделали, а исполнитель еле-еле сведет юнит-экономику, повышать цены нельзя, понижать расходы на привлечение нельзя, идеальная конкуренция.

Японский стартап Raksul показал, что и на таком трудном рынке срабатывают венчурные механизмы. Стартап называет себя маркетплейсом полиграфических услуг, на самом деле — просто большая полиграфическая компания. Заказчик выбирает на сайте, что он хочет, Raksul обеспечивает исполнение.

Да, печатают в конечном итоге подрядчики, но какая по большому счету разница. Цену определяет стартап, уровень сервиса определяет стартап, ответственность за качество несет стартап, даже доставку организует стартап. Клиент не знает и не хочет знать конечного исполнителя.

Реклама Raksul

Как и любая жертва идеальной конкуренции, Raksul не должен был зарабатывать, но он и не хотел этого делать. Компания привлекала инвестиции, тратила их на агрессивную рекламу, низкие цены и высокое качество, росла и создавала собственный бренд. Через какое-то время средний потребитель запомнил, что хорошая печать сувенирки это Raksul, и с этого момента успех стал неизбежен. В изначальной формуле «всю прибыль забирает поисковик» поисковик исчез, а прибыль осталась.

Запустился стартап в 2009 году, потратил $36 млн долларов инвестиций, в мае провёл IPO, сейчас стоит $600 млн. В этом году японский бизнес пришел к рентабельности, но стартап обещает завоевать с ноля Индонезию, так что суммарно, наверное, по-прежнему будет минус.

88
19 комментариев

Смотрю на все это и становится грустно. По сути вместо поисковика встал другой посредник. Надоели эти прокладки, весь мир про купи и перепродай. Паразитарные явления капитализма. Где реальные производители?

4

Реальные производители - через одного сборища мудаков, которые незнают что такое вылеты, и печатают с джийпек в ргб. И ебут моск всяким бредом типа ааа мы не умеем работать с пдф, нам только корел, 13 версия шрифты в кривых, постоянно срывают сроки и не всегда с первого раза сделают как надо.

16

Клиент не знает и не хочет знать конечного исполнителя.Не здесь. Пример? А.Райкин:

Я прихожу к директору, я говорю:
- Кто сшил костюм? Кто это сделал? Я ничего не буду делать, не буду кричать, я только хочу в глаза ему посмотреть.
Выходит сто человек. Я говорю:
- Ребята, кто сшил костюм?
Они говорят:
- Мы!
Я говорю:
- Кто это «мы»?

2

Так у нас же тоже есть подобный сервис — https://pappermint.ru/
Схема работы такая же, только еще и сроки день в день

2

Посчитал листовки 1000 шт, А5, 4+4, 170гр меловка. У вашего примера 14750 руб, у типографии с которой работаем (Спб) 2764 руб с готовностью 1 день...

3

День в день возможно при условии, что все клиенты готовые спуски пришлют! В остальных случаях клиенты шлют такое, что из глаз кровь пойти хочет порой. И запустив «это» в печать вы получите претензию от клиента по качеству исполнения (изображения). И клиенту не докажешь что он прислал в 72 точки изображение размером со спичечный коробок. У него же «на айфоне» все отлично.
Так что все это утопия. Либо это будет работа в минус из-за содержания огромного штата препресс, который будет править косяки и держать связь с клиентом.

У нас это не жизнеспособный продукт. Уже был подобный стартап, который так и остался фактически прототипом. Плюс веб ту принт на Руси как то не приживается, очень много людей по старинке любят через менеджера заказывать. Так что это все красиво только за бугром и разбивается о суровые «совковые» реалии нашего менталитета.

1