Учиться никогда не в офисе

Как сделать российские корпоративные обучающие программы эффективными?

Современные сотрудники не хотят тратить время на неэффективное обучение
Современные сотрудники не хотят тратить время на неэффективное обучение

Сегодня бизнес не может позволить себе тратить месяцы на обучение и подготовку персонала. Конкурентная среда очень жесткая, а срок жизни сотрудника в организации уже не 7,5 лет, как в 1998 году, а не более 2-2,5 лет (для массовых профессий - вообще несколько месяцев). А потому обучать персонал и применять на практике его умения и навыки необходимо без значительных затрат.

Чего ждут современные российские корпорации от дистанционных образовательных систем? Возможности быстро и дёшево обучить специалиста. Проверить его знания и навыки. Сделать это с минимальными потерями рабочего времени. Получается? Пока что нет.

Российский рынок на 99% заполнен системами, которые были созданы двадцать лет назад, и просто дублируют офлайн-курсы в условиях дефицита живых тренеров. Типичное решение для корпоративного обучения у нас представляет собой курс, как правило, построенный на базе SCORM (Sharable Content Object Reference Model, «образцовой модели объекта содержимого для совместного использования», сборнике спецификаций и стандартов для систем дистанционного обучения), где информация даётся через перелистывание страниц с некоторым интерактивом и финальным тестом. 9 из 10 современных отечественных обучающих систем предназначены для использования на компьютере, поскольку созданные в SCORM материалы некорректно работают на мобильных устройствах. Современные браузеры к таким курсам не адаптируются автоматически, поэтому без потери качества и функциональности приходится изучать их на рабочем месте в рабочее время.

Покороче, пожалуйста

Стартовавшая в 2010 году американская компания Grovo продемонстрировала возможности коммерческой эксплуатации новых подходов к обучению, построенных на современных знаниях о мозге. Она сделала ставку на микроленинг – подачу обучающего материала в форме коротких информационных блоков с проверкой понимания, которые как нельзя лучше ложатся на современное «клиповое» мышление. Сегодня человек находится в плотном информационном потоке, и его мозг просто не может себе позволить многочасовую фокусировку. В Grovo это поняли, и предложили заменить шаблонные обучающие презентации веселыми короткими анимированными роликами с закрепляющими понимание вставками. Эмоциональная окраска таких материалов сохраняет знания намного дольше по сравнению с нейтральными текстами. И тот объем информации, на донесение и восприятие которого уходил день в традиционной «подаче», благодаря микроленингу «заходит» за час или меньше.

Средняя продолжительность электронного корпоративного курса - не менее нескольких часов, поэтому, чтобы сделать его эффективным, нужно дробить его на мелкие отрезки, четкие яркие «буллиты», которые будут восприниматься сразу и оставаться в памяти надолго. Особенно важно это для компаний, в которых много сотрудников, работающих «в полях», — продавцов, водителей, рабочих. Им важно оперативно получать информацию о новых товарах и услугах, правилах, транслировать ее для потребителей.

Больше видео!

Опросы показывают, что традиционные текстовые рассылки многие сотрудники разных компаний воспринимают негативно и тяжело. А вот видеоуроки или брифы (инструкции) в таком формате, как короткие ролики на YouTube, напротив, заходят хорошо.

Аналитики в области образования Brandon Hall Group подсчитали, что видео требует на 40%–60% меньше времени для подачи материала, и при этом на 60% эффективнее закрепляет материал (Research Institute of America). В России уже начали внедряться решения, построенные на микроленинге и интерактивном видео, как например Эквио (e.Queo), где обучение персонала посредством видеоконтента происходит через приложение для iOS и Android на личных мобильных устройствах.

Видеопрезентации могут создавать реальные руководители, бренд-менеджеры, просто снимая себя при помощи телефона на видео, и затем формируя ролики с помощью простых инструментов. Это позволяет сделать контент живым, а использовать его можно не только внутри компании, но и для презентации партнерам, клиентам. Подход нашёл себя уже почти у ста тысяч сотрудников в разных сферах (в телекоме, в розничной торговле, FMCG).

А можно еще поиграть?

Современный персонал любит поиграть. Согласно опросу TalentLMS (глобальный игрок на рынке e-learning), 80% обучающихся говорят, что их продуктивность вырастет, если обучение будет похоже на игру, 89% пользователей LMS (Learning Management System, системы управления обучением) больше вовлекаются, если есть балльная оценка, 62% сотрудников будут мотивированы к обучению, если смогут соревноваться со своими коллегами. Так давайте предоставим персоналу возможность разнообразить обучение игровыми элементами!

Вот пример одного подразделения компании L’Oreal, которое использует мобильное приложение Beauty School, предназначенное для консультантов. Оно построено на балльной системе. Консультанты набирают их за успешное прохождение тренингов, тесты, за результаты продаж. Полученные баллы формируют рейтинг сотрудника, и он видит свое место в общем рейтинге всего отдела, получает призы за достижения.

Также с игровыми функциями отлично помогают квесты, симуляторы, дополненная реальность. Последняя только кажется очень сложной, но на самом деле достаточно планшета и технологии «игры в бога», как в ARrived (AR Симулятор Бога), чтобы научить людей достаточно сложным навыкам. Вершиной применения AR в обучении является программа Google EE, реинкарнация Google Glass для корпоративного рынка. Например, компания AGCO (крупный производитель сельскохозяйственной техники) за счет использования на производстве технологий на базе Google EE сократила продолжительность обучения с 10 дней до 3.

На лету

Сегодня очевидно для всех, что сотрудники хотят быть мобильными. Обучаться по дороге на работу, в полете, во время ожидания в банке. Посмотреть пару роликов, пройти пару уровней в обучающий игре, усвоить навык. Что для этого нужно? Не только доступный видео-контент с элементами игры, но и удобное мобильное приложение с возможностями работы в офлайне. Во всем мире 60% сотрудников в мире уже обучаются с помощью мобильных устройств, 70% используют для этого персональное мобильное устройство (по данным Exult Corporation, глобального игрока на рынке e-learning). В мире уже сейчас начитывается более 1,8 млрд пользователей мобильных устройств (из них более миллиарда используют планшетные устройства), а к 2020 году их число приблизится к 2,9 млрд (1,46 млрд. для пользователей планшетов). В мире уже произошло четкое разделение: компьютер – для создания контента, а мобильные устройства – для его потребления и взаимодействия с ним. Так почему ваши сотрудники все еще привязаны к рабочим ПК, на которых они часами должны листать скучные презентации?

Обучение посредством микроленинга с элементами игр и видео на мобильных устройствах вовлекает сотрудников в соревновательную систему, мотивирует их к развитию и совершенствованию своих скиллов, что, в итоге, влияет на профессиональный рост. Любые курсы должны ориентироваться на результаты для бизнеса. Идеальная история может сложиться тогда, когда получение новых знаний происходит непрерывно, когда оно естественным образом интегрировано в экосистему организации.

11
1 комментарий

SCORM - это формат обмена данными между курсом и системой дистанционного обучения. Он не имеет отношения к работе курса на десктопах или мобильных устройствах. Просто большинство старых курсов были сделаны на Flash.

Ответить