Что такое «Фермерский островок» от Корпорации МСП

Крупные торговые сети предпочитают крупных поставщиков. Однако продавать свою продукцию в супермаркетах малый бизнес все же может. В этом ему помогает инициатива Корпорации МСП «Фермерский островок».

источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2Fphotos%2Fapples-fruits-orchard-nature-trees-1872997%2F&postId=467913" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pixabay</a> 
источник: pixabay 

«Глобальные изменения ложатся на плечи маленького бизнеса, и ему на это нужно время. А мы со своей стороны должны всячески его поддерживать. И давайте не забывать, что мы, как потребители, можем каждый день поддерживать малый бизнес», – отметил генеральный директор Корпорации МСП Александр Исаевич в своем выступлении на панельной сессии «Новая экономическая политика для МСП» ПМЭФ-2022.

В России множество небольших производителей качественных товаров, в том числе и продуктов питания. В своем стремлении поддержать их Корпорация МСП давно перешла от слов к делу. Сейчас сразу в 13 регионах РФ она успешно развивает проект «Фермерский островок», в котором участвуют крупные торговые сети – «Магнит», «Пятерочка» и пр.

Что такое «Фермерский островок»

На пути сотрудничества малого бизнеса и больших сетей есть целый ряд препятствий. Начать стоит с того, что ритейлеры предъявляют к своим поставщикам множество жестких условий по объемам и срокам поставок, возвратам, отсрочкам платежей и т. п. Многие небольшие компании физически не в состоянии следовать всем этим правилам.

С другой стороны, торговым сетям тоже не всегда выгодно сотрудничать с малым бизнесом. Он не может предоставить скидки на уровне крупных поставщиков, менять по требованию заказчика ассортиментную политику, выделять бюджет на маркетинг и конкурировать «за полку» с более крупными организациями.

Чтобы помочь малым и средним агропредприятиям по всей России, Корпорация МСП внедрила специальный формат размещения shop-in-shop. Торговая точка «Фермерского островка» может быть организована в любом месте крупного продуктового магазина на площади 20-30 м2. Формально она не относится к самому магазину, поэтому поставщики товаров на «островки» не скованы жесткими договорами на поставку, используемыми торговой сетью.

На территории «Фермерских островков» продается, как правило, продукция местных фермерских хозяйств и других компаний, относящихся к малым и микропредприятиям. Первый «островок» Корпорация МСП открыла в декабре 2021 года в Уфе. Посетители супермаркета «Магнит» смогли приобрести экологически чистые молочные продукты, сыры, мясные изделия, полуфабрикаты и бакалею.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2Fphotos%2Fapples-fruits-farm-food-harvest-1004886%2F&postId=467913" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pixabay</a> 
Источник: pixabay 

Как работает «Фермерский островок»

Для создания «Фермерского островка» организаторы, совместно с представителями торговой сети, выбирают место с большой «проходимостью» и достаточно высоким средним чеком, чтобы торговля здесь была рентабельной для поставщиков.

Магазин работает по модели кооператива – его инфраструктура одновременно используется 10-25 фермерами, которые могут сами договариваться о том, чтобы их товары не конкурировали между собой, а дополняли друг друга. Помимо прочего, такой подход позволяет разделять арендную плату, предлагать покупателям максимально широкий ассортимент, нарабатывать лояльность постоянной аудитории и повышать общую выручку.

Пилотные проекты «Фермерского островка» показали свою состоятельность и привлекательность для поставщиков. Сейчас, в середине года, магазинчики такого формата в супермаркетах торговых сетей уже встретили своих покупателей в Уфе, Новосибирске, Омске, Иваново, Ижевске, Нижнем Новгороде, Ярославле и Крыму. До конца 2022 года в других российских регионах планируется открыть еще порядка двух десятков таких торговых точек.

«Фермерский островок» ивановским производителям

Ярким примером того, как инициатива Корпорации МСП и региональных властей помогает микробизнесам развиваться, организуя для них сбыт продукции, служит открытый Корпорацией МСП совместно с правительством Ивановской области и торговой сетью «Пятерочка» «Фермерский островок» в Иваново.

Сейчас в нем уже представлена продукция почти двух десятков местных сельхозпроизводителей. Среди множества качественных продуктов питания и деликатесов здесь можно приобрести фаршированные блинчики, пельмени и вареники ручной лепки, приготовленные из сырья, выращенного фермерами, молочную продукцию, мед, сыры, ягоды и многое другое. На «островке» нашлось место кофейне, где вместе с бодрящим напитком можно приобрести горячие блюда, в том числе фирменные «фермдоги».

Финансовую поддержку участникам сельхозкооператива оказывает МСП Банк, разработавший для этого специальный продукт.

Источник: <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fpixabay.com%2Fphotos%2Fapples-orchard-apple-trees-1873078%2F&postId=467913" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">pixabay </a>
Источник: pixabay 

Как организовать сбыт через «Фермерский островок»

Корпорация МСП помогает предпринимателям на всех стадиях процесса. Для начала она помогает найти в регионе подходящую площадку для размещения «островка». После этого участвует в переговорах с представителями местных торговых сетей об установлении устраивающей всех ставки аренды. Местные участники будущего кооператива получают готовый дизайн-проект для оформления арендованной площади, что помогает сократить капитальные расходы на открытие торговой точки.

Доступны предпринимателям и меры финансовой поддержки. Участники «островка» могут получить в МСП Банке кредит на специальных условиях, а также рассчитывать на помощь региональных властей, и, если необходимо, получить дополнительное финансирование в рамках региональных программ поддержки.

Процедура подачи заявки на участие в проекте максимально проста. Достаточно подать заявку через Цифровую платформу МСП. РФ и дождаться обратной связи.

Отметим, что форматом «Фермерского островка» возможные варианты сотрудничества малого бизнеса и крупных ритейлеров не ограничиваются. О других способах попасть на полки супермаркетов мы писали здесь.

88
Начать дискуссию