Как поднять $500 млн на... смузи?

Кейс от создателей слова «смузи». Как бывший франчайзи купил головную компанию и увеличил сеть в 3 раза.

Как поднять $500 млн на... смузи?

Привет, меня зовут Игорь Закоморный. Я основатель сети школ для детей «Учи. ру» (ex КодКласс). В рамках своего Тelegram-блога «Игорь про бизнес и франшизы» хочу рассказать кейс компании Smoothie King, который могут повторить талантливые предприниматели в России.

Основные данные:

  • Выручка: 500 млн $
  • Ресторанов: 1400
  • Город: штат Луизиана, США
  • Год основания: 1973 год

Smoothie King — это американская компания по производству смузи. Компания основана в 1973 году Стивом Кунау. История Кунау заслуживает отдельного внимания: он прошел огромный путь от медбрата в ожоговом центре до владельца крупного бизнеса и создателя самого слова “смузи”.

В начале карьеры он работал в ожоговом центре, где заботился о пациентах, у многих из которых были проблемы с питанием. Кунау решил эту задачу, готовя для них питательные и полезные для здоровья фруктовые смеси, насыщенные белками, так необходимыми для восстановления. Смузи, которые придумывал медбрат, оказались настолько вкусными, что люди выстраивались за ними в очередь и просили приготовить ещё. Очень скоро Кунау пришла идея создать смузи-бар и назвать его Smoothie King. В 1989 году Smoothie King стала первой франшизой смузи в Соединенных Штатах.

Суть бизнеса. Компания Кунау развивается по модели франшизы. То есть, управляющая компания передаёт партнеру за плату право открыть смузи-магазин, используя разработанную модель ведения бизнеса: действовать от бренда Smoothie King, используя технологию, сырьё, товарные знаки и/или бренды Smoothie King.

История одного партнера.

Ван Ким купил франшизу смузи-баров Smoothie King в далеком 2002 году, и за восемь лет открыл около 110 точек в Южной Корее. Но рынок оказался переполнен: больше точек открывать не получалось. Ван Ким задумался — как бы он мог реализовать свою мечту, построить большой бизнес, который будет вдохновлять людей на ЗОЖ? Тогда он понял, что Smoothie King и есть тот самый бизнес, который может выполнить обе задачи. Осталось только решить, как развить этот бизнес глобально.

Тогда Ван обратился к основателю Smoothie King, чтобы узнать — не согласится ли тот передать ему ключи от бизнеса после выхода на пенсию.

Кунау думал об этом около года, а потом сказал: «Ван, мне нужно тебя увидеть».

Так южнокорейский франчайзи Smoothie King в 2002 году купил компанию у Кахаус. Затем Ким привлек инвестиции на 68 миллионов долларов у Standard Charter Private Equity и Национального пенсионного фонда для развития компании, чтобы преуспеть в планируемом росте. Ким задумал открыть 800 новых франшиз и первые 200 корпоративных магазинов компании. Он также решил поэкспериментировать с продажей салатов и роллов:в Южной Корее они приносили более 20% дохода Кима.

Ким возглавил трансформацию, сосредоточившись на здоровом и активном образе жизни, инициировал общесистемный ребрендинг в более 500 магазинах.

Именно после покупки бренда Ваном сеть франшиз выросла почти в 3 раз. Как думаете, в чем секрет? Пишите в комментариях.
Именно после покупки бренда Ваном сеть франшиз выросла почти в 3 раз. Как думаете, в чем секрет? Пишите в комментариях.

Некоторые франчайзи-партнеры Smoothie King боялись, что бизнес не будет так же круто развиваться, как при прежнем руководстве. Ван старался больше контактировать с ними, чтобы недостаток общения не стал причиной недопониманий. Когда Ван купил компанию, он опирался на коллектив: среди сотрудников были те, кто по-настоящему верил в миссию и видение Smoothie King. Ван продолжил этот путь, нанимая новых сотрудников, которые хотели и дальше прокачивать компанию и верили в её миссию.

Кроме того, команда пыталась привлечь больше франчайзи, которые тоже горели бы идеей и верили в миссию здорового питания и активного образа жизни.

На чем зарабатывает Smoothie King?

Сеть смузи-баров зарабатывает на продаже смузи (спасибо, кэп), а также соков, салатов и роллов к ним. Все основано на концепции здорового питания.

Сама головная компания зарабатывает классическим для франшизы общепита способами:

  • Паушальные взносы
  • Роялти
  • Маркетинговый сбор
  • Поставки продуктов в точки
  • Поставки оборудования для открытия точки

За последний год Smoothie King продали более 200 франшиз, и я решил посчитать: а сколько заработала головная компания?

  • Паушальные взносы

Средний размер паушальных взносов — $23 000.

За последний год ребята продали 200-250 франшиз, что дает выручку $5,75 млн с приблизительной рентабельностью 30-50%.

  • Роялти

Роялти составляет 6% с оборота точек при выручке $500 млн — это $30 млн. Рентабельность по прибыли может составлять 50-70%. А может и еще больше, например у Papa Johns рентабельность около 90%.

  • Маркетинговый сбор

Составляет 3% оборота, это $10 млн в год. Ребята реально развивают бренд, даже являются спонсорами спортивных команд, поэтому не знаю, есть ли здесь место для прибыли: )

  • Поставки продуктов в точки

Доля фудкоста (себестоимости) может составлять 20-30% от выручки, при обороте 500 млн — это 125 млн. Я не эксперт в общепите, но думаю, что наценка может быть 3-5%, а это $4,5+ млн маржи.

Итого:

Выручка: 50 млн долларов.

Операционная прибыль: 18+ млн долларов.

Представлены ли подобные сети в России?

Думаю, многие из вас встречали такие островки в ТЦ. Но каких-то вменяемых франчайзинговых сетей в России я не увидел. Так что, при большом желании, это может быть супер-перспективной возможностью.

Как поднять $500 млн на... смузи?

Из одной статьи РБК решил подрезать скриншот с потенциальной экономикой такого бара в России. Можете прикинуть, возможно кому-то из вас покажется интересным.

Как поднять $500 млн на... смузи?

Кстати, последние 2 года во франчайзинговом рынке России летит модель франшизы кофейни самообслуживания. Этот сегмент очень сильно рос последние годы, крупнейшие сети открыли более 3 000 локаций, но у них еще есть миллион маленьких конкурентов. Оно и понятно, почему: низкие вложения, практически никакие компетенции партнеру-франчайзи не нужны. Поставил автомат и зарабатываешь пассивно 30-50 000 рублей/месяц.

Догадываетесь, какая мысль мне пришла? Кажется, если стоимость смузи-автомата не будет превышать 1 млн рублей, то история запуска франшизы таких автоматов может себя оправдать. (Не является инвестиционной рекомендацией): )

Ну, а если без шуток, я бы серьезно поизучал вопрос, какая экономика у смузи-баров в РФ, и, если она адекватная, то можно попробовать запустить пару точек и развить франчайзинговую сеть из сотен таких баров. Возможность на поверхности. Кстати, как вы думаете, пойдет ли это у нас? Поделитесь в комментариях.

Подписывайтесь на блог, в нем я как раз рассказываю, как можно запустить франшизу из своего бизнеса и делаю вот-такие разборы разных бизнес-моделей.

33
5 комментариев

продать смузи минимум на полтора миллиарда. Но, скорее всего, на большую сумму.

Ответить

И мне смузи на пятьсот баксов!!

3
Ответить

думаю что примерно так и есть)

Ответить

Штааа????
6млн выручка в месяц???
Т.е 200к в день?
Т.е 20к в час (работаем 10ч)
Т.е 333,33р в минуту?
У вас там что, очередь и роботы работают?

Ответить