Крах сервисов автоматизации ЖКХ. Или как мы диспетчерскую службу для УК выбирали

Предыстория

Когда в 2018 году мы создавали управляющую компанию, вопрос о том, кто будет принимать заявки от жителей не стоял. Делали это по очереди с партнером. Работали мы на совесть, и число домов под нашим управлением довольно быстро росло.

Но когда число домов перевалило за 7 шт., рост остановился. Более того, мы чуть не потеряли 2 дома. Причина была очевидной – несмотря на постоянный недосып, и работу в выходные, мы перестали справлять с заявками, они начали теряться, выполнять заявки стали с большой задержкой. Это вызывало естественный негатив у жителей. От этого заявок становилось еще больше и все превращалось в большой «снежный ком». Сами мы были измотаны.

Нужно было срочно что-то менять. Как минимум найти сервис, который позволит отслеживать все заявки и незамедлительно передавать их сотрудникам. Плюс нужны были диспетчера, которые будут эти заявки принимать и заносить в программу. Сами это делать мы уже не могли.

Также было важно сохранять все звонки в этой же программе, чтобы их можно было в любой момент прослушать, не потратив на их поиски полдня, и при необходимости предоставить записи в надзорные органы.

Крах сервисов автоматизации ЖКХ. Или как мы диспетчерскую службу для УК выбирали

Это моя первая статья на VC и вообще где-либо, поэтому не судите строго…

Считаем затраты на организацию своей аварийно-диспетчерской службы УК

Идея организовать собственную диспетчерскую меня пугала. Прикинул ФОТ и другие затраты — если организовывать все по закону – принимать звонки 24/7, выдерживать сроки приема звонков и перезвонов по пропущенным — бюджет вываливался далеко за 200 т. р. в месяц.

Откуда 200 т. р. в месяц, спросите вы? Отвечу:

  • зарплата минимум 4х операторов (посменная работа + ночные дежурства), иначе не организовать круглосуточный прием заявок,
  • налоги, отпускные и больничные,
  • затраты на поиск, подбор, обучение, увольнение,
  • телефония и ПО,
  • амортизация на технику и пр.

Это еще без учета разовых затрат на организацию рабочих мест для операторов – компьютеры, мебель, телефония и вот это все. Этого мы с партнером не могли себе позволить.

А что, если обойтись без АДС?

Требования к УК по работе с заявками жителей строго регламентируются постановлениями Правительства РФ № 331 и 416, а также рядом других актов. Штрафы за нарушения внушительные — до 300 т. р. За повторные нарушения вообще можно лишиться лицензии. Поэтому отказаться от АДС – не вариант.

Ищем сервис АДС для УК — 2 шока за 1 день.

Я срочно начали искать решение, которое нам подойдет и был шокирован количеством сервисов, которые позволяют принимать и фиксировать заявки — я нашел больше двадцати.

Выбрать из такого количества не просто, поэтому к выбору сервиса, который бы максимально упрощал работу с заявками от жителей, а также сторонней диспетчерской для нашей УК, я подошел со всей серьезностью.

Надежность потенциального подрядчика, которому я хотел отдать жизненно важный процесс, была одним из ключевых факторов. Поэтому первым делом я проанализировал финансовое состояние сервисов для работы с заявками УК. Тут случился второй шок — свыше 30% сервисов оказались глубоко убыточны, еще 30% – едва выходят в 0 и небольшой плюс. Самым удивительным было то, что наиболее распиаренные сервисы терпят наибольшие убытки.

Не переключайтесь – расскажу подробнее.

Крах рынка сервисов для АДС?

Общая картина рынка сервисов автоматизации управляющих компаний выглядит удручающе:

Рынок автоматизации УК
Рынок автоматизации УК

Рынок автоматизации ЖКХ растет из года в год, объем этого рынка в 2021 году превысил 700 млн. р. При этом совокупные убытки за тот же период составили 135,5 млн. р. и продолжают увеличиваться.

Крах сервисов автоматизации ЖКХ. Или как мы диспетчерскую службу для УК выбирали

Всю информацию о финансовом состоянии компаний я брал в открытых источниках типа «Зачестныйбизнес» и т. п. Вы легко сможете проверить их самостоятельно.

Для анализа я выбрал сервисы, упрощающие работу с заявками, которые имеют хоть какой-то значимый оборот и историю работы. Совсем мелкие сервисы и вновь созданные не брал.

Стоит отметить, что многие анализируемые компании имеют свою специализацию. Так, например, есть компании широкого профиля, у которых продукт по автоматизации составляет лишь малую долю его выручки. Но поскольку у меня нет доступа к более детально отчетности, вынужден довольствоваться общими цифрами.

Но с учетом того, что данные цифры нужны для оценки надежности подрядчика — насколько на него можно положиться в отдаленной перспективе — мне этого было достаточно.

Также следует отметить, что не все приведенные сервисы предлагают услугу диспетчеризации. Где-то есть свои операторы, но их мало, где-то эту услугу оказывают субподрядчики, а где-то операторов нет вовсе (таких кстати большинство) – можно купить только ПО, а операторы должны быть свои.

Топ 10 сервисов по автоматизации работы с заявками УК по итогам 2021 года.

Ниже табличка с выбранными сервисами. Сортировка в таблице по убыванию выручки.

Топ 10 сервисов по автоматизации ЖКХ
Топ 10 сервисов по автоматизации ЖКХ

6 из 10 сервисов имеют «определенные сложности» с финансами.

Удивительно, что сервисы в глубоких убытка — это те, на которые я изначально ориентировался, поскольку они на слуху, такие как Домиленд и Домопульт. Осознание этого сильно убавило мой энтузиазм на их счет.

Другой сервис, о котором я слышал — Умное ЖКХ. Ситуация тут тоже не идеальная — колебались около нулевой прибыли в течение нескольких лет и в 2021 году получили 600 т. р. убытка. Находятся на 13 месте моего рейтинга. Индекс надежности – средний (5 из 10).

Индекс надежности Умного ЖКХ по данным портала Зачестныйбизнес
Индекс надежности Умного ЖКХ по данным портала Зачестныйбизнес
Крах сервисов автоматизации ЖКХ. Или как мы диспетчерскую службу для УК выбирали

Четвертый сервис, о котором я часто слышал — Дома.аи. Статьи основателя этого сервиса Ильи Сотонина регулярно попадались мне в новостях. Его часто зовут на конференции на тему ЖКХ в качестве эксперта. Однако этот сервис даже не попал в топ-10 по выручке. Где же он, спросите вы? Он тут — на 15 месте с убытками в 74 млн. р. при выручке в 16,5 млн. р.

74 млн убытка Карл!

Сервис Зачестный бизнес присваивает компании низкий индекс надежности (3 из 10).

Индекс надежности Дома.аи по данным портала Зачестныйбизнес
Индекс надежности Дома.аи по данным портала Зачестныйбизнес
Обратите внимание на соотношение "прибыли" к выручке
Обратите внимание на соотношение "прибыли" к выручке

Такого поворота я не ожидал.

В текущих условиях выбирать сервис только по функционалу – непозволительная роскошь. В первую очередь нужна надежность, а уже из прочно стоящих на ногах сервисов имеет смысл выбирать подходящий.

Далее я проанализировал функционал сервисов с более-менее приличным соотношением прибыль/выручка.

Послесловие

Если вам интересен краткий разбор этих сервисов, а также хотите знать, какой же сервис в итоге выбрал я и оправдал ли он ожидания, ставьте лайки – напишу об этом отдельную статью.

Данная статья – сугубо мое личное мнение. Буду рад увидеть ваше альтернативное мнение в комментариях.

1818
8 комментариев

Естественно, это не единственный параметр для выбора партнеров. Но при прочих равных условиях я выберу партнера, который при +/- тех же возможностях сервиса будет со стабильной прибылью — больше шансов, что выживет.

Когда у сервиса из года в год отрицательный финансовый результат, и он обусловлен "налоговой оптимизацией", то на такого партнера я точно ставить не буду - это лишь вопрос времени, когда у налоговой появятся к нему "вопросики". А вслед за этим партнером появятся "вопросики" и ко всем, кто с ними в договорных отношениях. Мне такие пляски не нужны.

Что касается "вложений в рост", то хорошо бы, чтобы партнер на этих вложениях не надорвался. Убытки в десятки миллионов в год без яркой динамики в выручке у некоторых игроков рынка намекают, что что-то пошло не так.

Про переключение - это весьма непростая задача. Интеграции с различными сервисами внутри УК, сложности адаптации персонала к новому сервису и связанному с ними "саботажу" в переходе на новую программу... И еще куча других проблем. Это вам не с ютюба на рутюб пересесть... Вы когда-нибудь пробовали 10 000 жителей в мобильное приложение пригласить и чтобы они им реально пользоваться начали, а не просто скачали? А сразу после этого сказать, что вот этим приложением вы больше не пользуйтесь, а переходите на новое? Вы попробуйте :) Услышите много нового и интересного о себе.

Вообще сфера ЖКХ во много отличается от общепринятых представлений цифрового рынка и "резких перемен" не приемлет. А потому и выбирать партнера нужно так, чтобы вдруг не пришлось его менять через 2 месяца.

2

Тот ещё способ искать партнёров. Убытки могут объясняться чем угодно - "оптимизацией" налогов, вложением в рост, и т.д.
Ну даже если обанкротится - как вас это коснется. Имейте в запасе ещё одного партнёра и будьте готовы быстро переключиться. Там же оплата не вперёд на полгода?

2

Спасибо, полезная статься.
Я бы анализ делал не только по прибыли. Нужно смотреть сколько лет на рынке, динамика роста продаж/ прибыли, какая стратегия у компании, есть ли интеграции с другими системами УК( например 1С ЖКХ), кто их клиенты, отзывы/ рекомендации и др.
Тут получается мы только одну сторону проанализировали.

1

я полностью с вами согласен. Собственно для себя мы подобный анализ и делали.
Еще дополнительно сравнивали функционал и его ньюансы.

классная статья, сейчас мозгуем с командой об организации УК, спасибо Вам за инсайты. Терпения и успехов!

1

Удивительная статья. Почему-то поздно ее увидел. Из всех кто в списке адекватные системы только Диспетчер 24 и АДС365. Только они предлагают сервис с настоящим диспетчеров, который работает круглосуточно и качественно. Но Они сильно разнятся между собой по цене. Диспетчер 24 для нашей УК обходится в 54 000 рублей в месяц, а позже перешли на АДС365, общая стоимость составила 15 000 в месяц. Разница в цене ощутимая, и при этом сервис у последний по сей день полностью устраивает. Дружеские нам УК пользовались АДС на 100%,, там тоже дешевле чем у Диспетчера 24, но там была сложность с работой диспетчеров. У них как-то сложно построена работа и их сотрудники принимают заявки и в такси и за ЖКХ и за продажу каких-то билетов. А остальные, да действительно, предлагают только программу и сиди сам принимай звонки)).