{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Мигрировать нельзя остаться

После ухода из России зарубежных вендоров многие компании мигрируют на отечественные системы и ищут новых поставщиков оборудования. Спешно менять ИТ-инфраструктуру и бизнес-процессы непросто и дорого. Поэтому, как правило, нужен не только четкий план, но и помощь проверенных интеграторов.

В статье поразмышляли о том, какие есть на рынке замены западных решений, в каких направлениях они наиболее востребованы, что нужно сделать перед миграцией в первую очередь и на чем сфокусировать внимание.

Замена СЭД

В России долгое время был популярен канадский OpenText, одно из топовых решений в своем сегменте. Как правило, его использовали крупные компании, имеющие бюджет на дорогие западные системы. В марте разработчик OpenText ушел с российского рынка и, по сути, аннулировал контракты с клиентами. Пока что система работает на внутренних серверах, но о технической поддержке и помощи вендора в решении критических инцидентов можно уже забыть. Так что фактически платформа активна до первого крупного сбоя. Поэтому, клиенты вынуждены искать альтернативу OpenText и другим импортным СЭД.

К слову, системы электронного документооборота — это всегда несколько модулей, которые помогают вести такие ключевые процессы компании, как канцелярское и кадровое делопроизводство, бухгалтерский и юридический документооборот, согласование документов и организация электронных архивов. Сегодня заказчики готовы рассматривать каждый из них по отдельности, и привлекать для внедрения разных подрядчиков. Это помогает им постепенно замещать монолитные западные решения.

Для миграции выбираются импортонезависимые российские платформы Tessa, Docsvision, ZPlatform и другие решения из Единого реестра ПО, готовые заменить иностранные СЭД. При этом компании в силу своей зрелости редко используют больше двух модулей одной платформы.

Для крупных организаций переход на российскую платформу становится масштабным проектом, так как у них с СЭД связаны практически все бизнес-процессы. Кроме того, важна информационная безопасность системы, ведь она будет взаимодействовать с конфиденциальными данными.

Безусловно, электронный архив, например, можно вести и в 1С, а документооборот – в Microsoft SharePoint. С такими случаями мы в своей практике сталкивались. Но это скорее варианты для малого и среднего бизнеса, а крупному все же нужно подбирать комплексную систему, во избежание сложностей и проблем.

Замена OCR-систем и сервисов

Все хотя бы раз сталкивались с необходимостью не только отсканировать, но и распознать документы. В общих центрах обслуживания (ОЦО) нефтегазового сектора, ритейла, телекома это одна из самых частых задач. Распознавание требуется для обработки первичной бухгалтерской документации, кадровых и неструктурированных документов и анкетных форм.

Раньше для распознавания использовались решения Kofax, ABBYY, IBM Datacap. Сейчас их пользователи не могут оплатить лицензии, а в госструктурах и вовсе нельзя больше использовать западное ПО. Поэтому, российские OCR-системы сегодня тоже востребованы. Как правило, они используют либо открытые движки распознавания, либо не привязанные к иностранным сервисам.

Своим клиентам мы предлагаем различные решения как на основе платформ по роботизации процессов, так и заточенные именно на распознавание документов, например, EasySeparate.

Замена ERP

Ключевые зарубежные игроки сегмента – SAP, Microsoft – ушли, и их российские заказчики обратили внимание на ERP-систему от 1С. Она и раньше была довольно популярной, а сегодня стала практически безальтернативной. Особенно для государственных компаний и объектов критической инфраструктуры.

Конечно, на рынке есть ERP-системы и от других российских разработчиков, а многие интеграторы сейчас разрабатывают собственные решения, но объективно ту часть рынка, которую занимал SAP, теперь занимает 1С.

Замена Service Desk

Весной начался массовый исход таких западных решений как Jira, HPSM, Zendesk, Ivanti и SMAX. Потенциальным и действующим пользователям этих систем по-прежнему нужно автоматизировать работу с внутренними заявками и управлять ИТ-инфраструктурой. И сейчас мы наблюдаем повышенный спрос на импортонезависимые продукты для решения таких задач – это либо реестровые (например, Naumen), либо open-source решения (например, OTRS).

Зачастую Service Desk – это еще и единое сервисное окно для получения справки 2-НДФЛ, оформления отпуска и т.д. Программные решения, закрывающие подобные запросы, объединены в ESM направление (Enterprise Service Management). Оно востребовано во многих крупных российских компаниях и до недавнего времени базировалось на западных технологиях, например, Ivanti. Но сейчас контракты с иностранными вендорами невозможно оплатить и компании ищут новые продукты. В качестве альтернативы могут использоваться как российские системы, так и независимые open source платформы.

Замена программных роботов

Роботизация процессов тоже оказалась под угрозой остановки проектов из-за ухода европейских разработчиков. Раньше российские компании использовали три крупнейшие мировые платформы – Blue Prism, UIPath и Automation Anywhere, а сейчас спешно ищут им замену.

Повышенным спросом пользуются российские платформы Sherpa RPA и Robin. Миграция на них с помощью опытных консультантов поможет функционально заменить иностранное ПО.

Безусловно, западные крупные решения пока продолжают действовать и все процессы не остановятся в один момент, но правильно оценить возможные риски и начать переход на отечественные аналоги лучше без долгих раздумий.

Что можно сделать заранее?

  • Оцените критичность своих процессов и возможные риски

Прежде всего, стоит провести аудит с точки зрения зависимости процессов компании от импортных решений и сервисов. Насколько они сейчас доступны, есть ли возможность получать необходимые обновления, требуется ли внешняя техподдержка со стороны разработчика или достаточно локальной от собственной сервисной команды.

Если инфраструктура построена на иностранных облачных продуктах, то искать им замену нужно прямо сейчас, не дожидаясь окончания подписки. Иначе есть риск в один момент потерять базы данных и доступ к функциональности в случае блокировки учетной записи и отзыва лицензии со стороны вендора.

К слову, из-за проблем с логистикой и ухода с рынка зарубежных производителей оборудования для ЦОДов, в российской облачной среде возникли сложности не только с ПО, но и поставками «железа». Увеличение количества действующих серверов и расширение их мощности в нынешних условиях может оказаться не самой простой задачей для провайдеров. Поэтому, если есть необходимость подключения к отечественным data-центрам, то не стоит затягивать с принятием решения. Места в облаках могут закончиться очень быстро.

  • Доверьтесь профессионалам

Российские технологии проявляют себя на уровне западных аналогов. Будут ли проблемы с их внедрением и использованием – зависит исключительно от рук исполнителя. Поэтому, рекомендую искать интеграторов с экспертизой и опытом в нужной области. Они проведут аудит бизнес-процессов и действующих систем, помогут их оптимизировать, подобрать и внедрить новые продукты, разобраться в функциональности.

К слову, если поставщик услуг предлагает выполнить проект по цене ниже рыночной и в самые короткие сроки, стоит насторожиться. Это может свидетельствовать о слабой аналитике, ошибках в планировании, неадекватной оценке трудоемкости работ или намеренном обмане и демпинге – стоимость и время выполнения проекта начнут расти уже после получения заказа.

У нашей проектной команды большой опыт в реализации проектов по роботизации процессов, распознаванию и управлению жизненным циклом документа, ведению технической поддержки для заказчиков разного масштаба и направлений бизнеса. Поэтому, опираясь на многолетнюю практику можем сказать, что внедрение полноценного функционального сотрудника-робота не может стоить 100-200 тысяч рублей, а на разработку модуля для системы электронного документооборота потребуется не меньше 320 часов. Будьте внимательны к таким деталям и всегда запрашивайте у подрядчика кейсы.

  • Оптимизируйте бюджет

Безусловно, стремительный переход на отечественное ПО и перестройка процессов потребует серьезных финансовых затрат. Тем не менее, их можно попробовать сократить. Для начала пересмотрите запланированные расходы на ИТ-инфраструктуру, сопровождение тех или иных систем. Высвободившиеся средства направьте на решение задач по импортозамещению.

По стоимости российские решения либо сопоставимы с иностранными, либо даже дешевле, поэтому вполне конкурентоспособны и вписываются в бюджеты компаний. Кроме того, сейчас многие разработчики предлагают специальные условия и цены для новых клиентов, включают дополнительные опции при переходе с импортных продуктов на их решение. Если оно подписочное, то могут предложить компенсировать оставшийся срок подписки для иностранного ПО бесплатным периодом для своей системы.

Различные вариации ценовой политики и технических условий помогут сделать переход менее болезненным для вашего бюджета.

Михаил Ганжа, руководитель ИТ-проектов Konica Minolta Business Solutions Russia

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Светлана Романович

Интересно, какой примерно процент компаний еще не перешел на отечественные системы? По публикациям в СМИ, казалось, что уже большинство перешло. Но когда общаюсь с коллегами, узнаю, что многие например, на отечественные BI только с начала следующего года планируют переходить.

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

Это как с айфонами - кто еще не перешел на андроид? :))) видимо, еще сохраняются возможности работать по-старому и все работают "до упора"

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Киселёв

А смысл чинить то что работает? Я терпеть не могу менять телефоны, стараюсь это делать как можно реже. Вот и сейчас - всё работает, смысл бежать за смартом на андроиде и тратить несколько дней на переезд? Я не вижу никакого. Что-то критичное перестанет работать, ну или сломается/потеряется - тогда и пойду в магазин, вынужденно. Не тот случай, когда надо срочно бежать и перестраховываться.

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В личной практике есть случаи перехода на айфон с андроида, когда обратное становится мейнстримом.
Другой вопрос - надолго ли? )

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Киселёв

Я пробовал. 2 года походил, телефон сдох и я вернулся на айфон. Как бы жить можно, но кучи полезных мелочей нет, которые и сформулировать то сложно как что-то конкретное. Многие вещи как бы есть, но работают не очевидно и на них нельзя положиться. А из конкретного, к чему реально есть претензии - Андроид Авто - глючная хрень, которой невозможно пользоваться(но нужно не всем), мне бы на месте Гугла было стыдно это вообще выкладывать. КарПлей же работает идеально. Это был бы для меня главный минус сейчас. По-старинке, с телефоном прикрепленным куда-то на торпедо я уже не хочу.

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Хорошая аналогия )
Наша оценка подтверждает ваши слова. Те кто могу себе позволить не переезжать, сохраняет привычные инструменты до последнего.

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

В первом полугодии 2022 года мы наблюдали скачок интереса к российским решениям, видимо, компании стали интенсивно исследовать рынок на случай экстренного перехода. Примерно с августа интерес к импортозамещению стал более плановым, "вышел на плато".
Тем не менее, наши эксперты по внедрению российского ПО и специалисты вендоров расписаны на несколько месяцев вперёд.

Мы разделили своих клиентов (около 6000 наименований, крупный и средний бизнес) на 3 категории:
1. Те, кто уже переходит на российский софт. В основном это государственные и бюджетные структуры - по нашей оценке таких компаний примерно 50%
2. Те, кто запасся иностранным софтом на год-полтора вперёд. Это коммерческие организации и часть государственных структур - 30%
3. Те, кто пока получает иностранное ПО от своих иностранных подразделений. Компании иностранного происхождения, которые решили сохранить бизнес в РФ - это остальные 20%

Ответить
Развернуть ветку
Айгуль Ширяева

А еще для распознавания бухгалтерских документов есть хороший российский сервис Entera

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Знаем такой. Коллеги здорово выросли за несколько лет. И создают отличный узкоспециализированный продукт, кмк, в первую очередь для малого бизнеса.

Стараемся отслеживать всех новых игроков на рынке распознавания и автоматизации процессов.

Наши решения для распознавания больше ориентированы на централизованное серверное распознавание различных типов документов и автоматизации ОЦО, которые работают на благо нескольких служб компании.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

А успеют ли вообще все желающие мигрировать? Не схлопнется ли все иностранное в один момент, пока компании выбирают российские системы и ждут своей очереди у интегратора?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Паника и суета будут только мешать. Корректный путь - составить список используемого иностранного ПО и сроков истечения лицензий, расставить приоритеты, составить план перехода и постепенно двигаться по плану.

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Но хватит ли при этом ресурсов у самих интеграторов? Очереди ведь у многих на полгода вперёд, получается уже нехватка рук и времени? Спрос в разы превышает предложения

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина

А на что помимо цены проекта у интегратора нужно обращать внимание? По каким критериям можно оценить его экспертизу? Обман ведь не только в стоимости может заключаться. А количество выполненных проектов иногда не самый главный показатель все же. Кто-то десяток качественно сделает, а кто-то и сотню "на отвали" и представит как успешные.

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

С нашей точки зрения, критериями надёжности могут служить финансовое положение (если у компании серьёзный оборот и прибыльность бизнеса, у неё всегда есть резервный фонд, на которой можно опереться), имя и происхождение компании (серьёзные компании не будут рисковать репутацией и они, как правило, знают толк в качественном сервисе), и, конечно, реальные отзывы клиентов. Интеграторы, у которых есть настоящие проекты, на которые можно сослаться, а, в некоторых случаях и продемонстрировать успехи, пользуются наибольшим доверием у новых клиентов. У нас такие имеются ;)

Ответить
Развернуть ветку
Kseniya

Какое решение из описанных является наиболее бизнес-критичным? С чего рекомендуется начинать собирать план по импортозамещению?

Ответить
Развернуть ветку
Konica Minolta
Автор

Однозначно ответить нельзя. Бизнес-критичность сервисов и используемого инструментария у всех компаний разная. Можем помочь оценить, какие из ваших процессов несут наибольшую ценность для бизнеса и помочь с их "переездом".

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда