Как директор по маркетингу сервисную инъекцию делал

Как современные цифровые решения помогли поднять продажи компании с 20млн в 2021 году до 100млн в 2022 году.

Как директор по маркетингу сервисную инъекцию делал

Меня зовут Байбурин Владимир, я коммерческий директор в строительной компании «ВИ-Строй». Cоздатель мобильного приложения «Юрист онлайн», основатель агентства маркетинга полного цикла «Космос», директор по маркетингу в федеральной компании по банкротству граждан «Агентство правовой защиты «Новая жизнь»» (в прошлом) — это тоже про меня.

Последние шесть лет я работал с онлайн-проектами, где в первую очередь важны цифры, сервисы, интеграции различного ПО, высокая нагрузка на телефонию, CRM. Без какой-нибудь Яндекс.Метрики с тобой никто разговаривать не будет и без четкого ТЗ даже не подходи.

И вот я прихожу в прекрасную строительную компанию «ВИ-Строй», в которой из всех инструментов есть только AmoCRM. И то в таком зачаточном состоянии. Нет, казалось бы, стандартных вещей:

  • Нет интеграции телефонии с CRM. Разговоры менеджеров не пишутся и не слушаются. А значит, никто не оценивает и не корректирует их работу.
  • Нет инструмента для расчета смет. Никакого. Вся информация о том, как считать сметы, какие работы сколько стоят — все передается устно, в разговоре с руководством компании. И чтобы научить нового менеджера считать сметы, нужно два месяца. Часто технический директор считает сметы на листочке. Да, на листочке, ручкой — пишет себестоимость работ столбиком. Потом отдает менеджерам. Те переносят в «эксель» с грамматическими ошибками и косяками в расчетах — ну такое.
  • Нет отчета по маркетингу и по продажам — казалось бы, самое обычное: вот денег столько вложили, заявок столько, продаж столько.
  • Нет прозрачной системы ведения учета по строительству объекта. Собственник в моменте не знает, рентабельный у него объект или нет.

И со всем этим мне предстояло что-то сделать.

Итак, дано:

  • Одна строительная компания.
  • Пять менеджеров (в сентябре 2021 года был один) .
  • Средний чек по домам от 3,3 млн до 4,5 млн.
  • Творческий бардак в документах, сметах, расчетах, ведении клиента, учетов прибыльности объектов, маркетинге.
  • Желание стать самой современной и цифровой строительной компанией на рынке.
  • Доверие собственника (за него огромное спасибо) .

Задача: используя современные цифровые решения, поднять продажи компании с 20 млн в 2021 году до 100 млн в 2022 году.

Сразу скажу по секрету: задача почти выполнена. На 8 сентября 2022 года заключено сделок на 52 млн рублей, а также ждем от банков 45 млн рублей ипотечных денег.

Как директор по маркетингу сервисную инъекцию делал
«ВИ-Строй»: строим дома из дерева (профилированный брус, оцилиндрованное бревно)
«ВИ-Строй»: строим дома из дерева (профилированный брус, оцилиндрованное бревно)
Как директор по маркетингу сервисную инъекцию делал
<p>Также строим дома из камня (керамзитоблок с облицовочным кирпичом, или газоблок с «мокрым» фасадом)</p>

Также строим дома из камня (керамзитоблок с облицовочным кирпичом, или газоблок с «мокрым» фасадом)

Шаг 1. Разбираюсь с CRM-программой

Главный экран AmoCRM СК "ВИ-Строй"
Главный экран AmoCRM СК "ВИ-Строй"

Начал я с AmoCRM.

  • Подключил виртуальную АТС;
  • Подключил все записи в АМО;
  • Сделал интеграцию всех источников лидогенерации в АМО;
  • Завел облачное хранилище для компании, внедрил регламент по ведению клиентов. Теперь под каждого клиента создается папка с названием _ФИО_Клиента, туда сохраняются все документы по клиенту — от паспорта до каждого допника и эскиза. В каждой сделке в AMO есть гиперссылка, которая ведет на папку на гугл-диске. Теперь вся информация по клиентам — в одном месте, и у любого сотрудника есть доступ к ней. Если кто-то в отпуске или уволился, это никак не влияет на рабочий процесс — все можно быстро найти.
  • Сделал грамотную воронку, более полно охватывающую процесс продажи. Ведение клиента после продажи — это отдельная история. Сам бизнес-процесс стройки не позволяет ответственным лицам вести работу в CRM. Сейчас делаю бота по ведению строительства в Телеграме.
Отдельная папка для клиента в AmoCRM
Отдельная папка для клиента в AmoCRM

Шаг 2. Настраиваю продажи

Дальше я пошел в продажи. Проблема: в базе более 5 тысяч потенциальных клиентов, менеджеры не в состоянии обрабатывать такое количество контактов качественно и быстро. В итоге — очень много недозвонов, а продажи нужны, как вы знаете, вчера.

По опыту работы в компании по банкротству физических лиц, настроил Сервис-звонок.

Логика — самая простая. Робот звонит по нашей базе потенциальных клиентов, говорит пару слов и предлагает нажать 1, если интересно. После того, как клиент нажимает единицу, заявка в SMS летит менеджеру — он перезванивает. Получается, он тратит время только на тех, кто действительно заинтересован. Расходы на сервис составили 2000 рублей, а этот обзвон нам принёс продажу двух домов на 9 млн рублей.

Шаг 3. Оптимизирую время

Проблема: очень длинные сделки. От этапа, когда человек сказал, что хочет купить у нас дом, до получения денег может пройти месяца четыре. Я стал искать способ, как мы можем ускорится. И нашел. Сметы.

Я понял, что в среднем одну смету опытный менеджер считал день. Неопытный — три дня. Все это было в «экселе» — с кривыми формулами, непонятной себестоимостью и грустным дизайном.

Смета в Exсel
Смета в Exсel

Смета, отправленная заказчику, проходила еще несколько этапов: корректировка, согласование, снова корректировка, а вот еще ошибочку нашли, давайте уточним. В итоге сделка тянется, люди остывают, менеджеры забивают.

Я стал искать, что там по сервисам на рынке? Оказалось, предложение в этом сегменте довольно скудное.

  • «Гектаро». Есть и сметы, и график ведения объекта, и расчет рентабельности, и облачный сервис! Думаю, бинго! Но… 60 тысяч за год, и их надо заплатить сразу, ежемесячных оплат не рассматривают. Плюс я бы потратил еще месяца два на внедрение: надо было нанять сотрудника, который мог бы вести эту систему. Отказался.
  • «Гранд Смета». Смотрел и в эту сторону. Оказалось — не наш вариант. Сложно, дорого, не для людей. Такую смету просто нельзя показывать клиентам, у них случится заворот мозгов. Но у менеджеров он случится раньше.
  • Человек. Да, отдельный человек — опытный сметчик, который сделал бы все шаблоны и следил за актуальностью. Тоже не получилось.
  • И тут чисто случайно, я нашел статью (на VC. ru, кстати) — про Estimates.guru. Я зарегистрировался, потыкал в кнопочки — и понял, что это то что нужно.
  • Облачный сервис, интуитивно понятный.
  • Шаблоны. Дня за два можно сделать все возможные шаблоны, которые только могут пригодиться.
  • Все красиво — сметы можно оформить, нарядить в логотип компании, плюс они экспортируются в «эксель» и PDF.
  • Есть (ура!) расчет рентабельности.
  • Стоимость — 500 рублей в месяц за пользователя.
  • Техподдержка — отвечает очень быстро.

Буквально неделя мне понадобилась на то, чтобы я сократил расчет смет с трех дней до часа, исключил ошибки и опечатки, неверный расчет. Кто бывал в моей ситуации, тот поймет, как мне радостно теперь смотреть на качество и скорость работы менеджеров.

Сметы СК "ВИ-Строй" в Estimates.guru
Сметы СК "ВИ-Строй" в Estimates.guru
Подготовленные шаблоны смет в Estimates.guru
Подготовленные шаблоны смет в Estimates.guru

Шаг 4. Внедряю отчет по маркетингу

Взял шаблон с сайта UNITS Дашкиева. Пока его достаточно. Есть отчетность — недельная, месячная, квартальная и годовая. В среднем, чтобы продать один дом, нужно вкладывать около 45 000 рублей в рекламу. Получаем в среднем около 300 новых обращений за месяц.

Да, конверсия на первый взгляд низкая. Но тут есть нюанс. Главное — генерировать дешевые контакты заинтересованных лиц, причем, в любых объемах — один-два купят сразу. А далее — просто делать прогревы полученной базы, и она выдаст еще много договоров и в следующем году, и через год. Вообще база — главное сокровище строительной компании.

И кстати о птичках. В AMO я установил запрет на экспорт и удаление сделок и контактов, чтобы украсть её было сложнее.

Шаг 5. Ввожу учёт

Тут мне на помощь снова пришел

  1. Создал регламент, по которому менеджеры передавали проданные договоры в секретариат.
  2. Создал общую таблицу, куда добавляются объекты. Каждый объект — в своей вкладке.
  3. Настроил сметы. Дело в том, что у каждого объекта должна быть своя смета «ноль», в которой рассчитано, во сколько проект обходится нам, его себестоимость. Но менеджеры в себестоимости не разбираются и всегда считают по тем ценам, по которым мы продаём.

Поначалу, я пересчитывал смету «ноль» сам. А после внедрения estimates.guru решил, что можно что-то изменить. В сервисе не было такой опции, но я написал в чат поддержки: мол, добавьте функцию выгрузки сметы по себестоимости. Со мной связался один из фаундеров Дмитрий и сказал, что идея нужная, но надо подождать. Мы приготовились ждать, и прождали… неделю! Честно, я был очень удивлен: несколько дней — и функционал уже внедрили.

Теперь секретарь выгружает смету в CSV, потом — в таблицу ведения учета объекта, и каждый день технический директор сдает расходы по всем объектам, а секретарь фиксирует. Сразу видно и где перерасход, и какова рентабельность объекта.

Выгрузка сметы в CSV из Estimates.guru
Выгрузка сметы в CSV из Estimates.guru

Шаг 6. Использую секретик

Еще один секрет. Государство вкладывается в загородный сектор с помощью льготных ипотечных программ. И я сделал ставку в маркетинге на легкость переезда с помощью ипотеки от 3% в год. Специально нанял сотрудника — кредитного брокера. И угадал.

Начался кризис. Клиенты с наличкой пропали. Но если в декабре 2021 года был один человек с желанием взять дом в ипотеку, то сейчас их 30. С общей суммой одобрения на 85 млн рублей. Чтобы иметь возможность получить доступ к ипотечным деньгам, мы проходили аккредитацию в банках. Самая простая программа — в ВТБ и Сбербанке.

Вот такой опыт. Если что — спрашивайте про внутрянку строительства домов: расскажу как есть. Всем спасибо: )

2020
7 комментариев

Не статья, а кладезь знаний, спасибо. Интересно было бы про лидогенерацию, в похожем духе, почитать )

Хорошая статья. Только хранение документов клиентов в Гугл-облаке с доступом всех менеджеров напрягает в плане безопасности документов

пока других вариантов нет

можно допустить менеджеров приказом к кт и пдн разграничив доступ

Отличная статья) Пробовали решать задачи через Albato? это конструктор интеграций, который помогает соединять разные сервисы и автоматизировать процессы без программиста. Приходите расскажем/покажем. Кейс у вас интересный, с амо у нас много интеграций)

пробовал. тут пока ни к чему . все попроще