Well-being - дань моде или залог успешного бизнеса?

Аналитическая компания Dsight подготовила обзор трендов и специфики развития рынка well-being. В нашем обзоре мы расскажем о том, что такое well-being, дадим характеристику рынка и подсветим актуальные тренды, также вас ждет разбор российских вендоров, чьи решения вы сможете внедрить в свою компанию уже сегодня, а также карта российских вендоров в конце обзора.

Следите за нашими анонсами в телеграм-канале @dsight_media, чтобы не пропустить интересные материалы!

Проблемы сотрудников

Современные условия труда людей сильно изменились. Пандемия вынудила многие компании перейти на удаленную работу, и это стало серьезным испытанием для сотрудников. Согласно исследованию сервиса «Доктор рядом» и HeadHunter, в 2021 году 47% опрошенных работников чувствовали истощение, 48% из-за утомления работали “автоматически”, 62% чувствовали эмоциональную замкнутость. Такое состояние сотрудников напрямую влияет на их работу и на работу всего коллектива и компании. Именно поэтому забота о сотрудниках стала одним из главных трендов последних лет.

Существуют не только эмоциональные проблемы сотрудников, так, например, 42% участников исследования Hays меняют место работы из-за невозможности карьерного роста. Понятные человеку перспективы роста позволяют ему четко ставить цели, которые нужно достичь для получения повышения. Более того, спектр решений well-being программ позволяет выходить за рамки рабочего времени и помогает решать личные проблемы человека даже когда он не на работе.

<b>Полная версия <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fdrive.google.com%2Ffile%2Fd%2F1B_wGbnMwY_W5vsFN6OUzyoR-E6BPc6nM%2Fview%3Fusp%3Dsharing&postId=523135" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Карты вендоров</a></b>
Полная версия Карты вендоров

Составляющие well-being

Well-being – программа, направленная на привлечение и удержание кадров, призванная повышать общий уровень благополучия в команде, вовлеченность в рабочие процессы.

Well-being включается в более широкий сегмент рынка - Wellness.

Благополучие оценивается путем проведения опросов и тестировании в разрезе 5 аспектов:

  • Физическое состояние. Сюда относятся самочувствие, физическая форма, питание, наличие свободного времени.
  • Ментальное здоровье. Душевное состояние человека, баланс работы и отдыха, умение справляться со стрессом, чувство счастья.
  • Карьерный рост. Что мотивирует человека к деятельности, что наиболее важно в работе, нуждается ли человек в похвале, как он взаимодействует с коллегами.
  • Финансы. Для компании важно, чтобы сотрудники не испытывали финансовые трудности, потому что мысли о просроченном платеже по кредиту может сильно снизить производительность труда.
  • Комфорт рабочей среды. В этом аспекте можно рассмотреть то, сколько времени сотрудники тратят на путь до офиса, комфортно ли им работать в нем, может быть им было бы комфортнее работать дома. Также рассматриваются неформальные отношения в коллективе.

По данным HeadHunter, комплексные well-being программы в России реализуют только 27% компаний, что делает данные программы менее эффективными, чем те, что решают комплекс проблем сотрудников.

Рынок well-being

По оценке основателя сервиса “Понимаю”, объем российского рынка well-being услуг составляет около 1 млрд рублей. На сегодняшний день в России только 12.5% процентов компаний реализуют такие программы, и еще 33% хотят их запустить.

CAGR мирового рынка с 2022 по 2027 год будет составлять порядка 12%, что говорит о довольно быстром росте. Большинство мировых вендоров сосредоточено в Китае, на втором месте - США.

Стартапы, разрабатывающие well-being решения привлекают внимание инвесторов, среди которых SevenVentures, Octopus Ventures, Stripes, General Catalyst и другие. Немецкая компания Mediotopia привлекла суммарно более 18 млн долларов за 4 года. Индийская компания Cult.Fit в ноябре 2021 года привлекла 145 млн долларов, и после небольшой просадки в 2021 году демонстрирует устойчивый рост. В России well-being стартапам пока затруднительно привлечь инвестиции, среди наиболее интересных сделок можно выделить Zigmund.Online, который в конце 2021 года привлек 1.7 млн долларов, что является неплохим результатом для seed-раунда в России.

Рассмотрим тренды, которые определяют развитие индустрии, часть которых пересекается с актуальными трендами HR Tech.

  • Комплексный подход: программы благополучия должны охватывать все направления, чтобы удовлетворить потребности как можно большего количества сотрудников.
  • Приоритезация ментального здоровья, карьерного и финансового благополучия.
  • Забота о семьях сотрудников.
  • Внедрение гибких графиков.
  • Усиление роли экспертов: проведение глобального объективного анализа потребностей.
  • Фокус на потребности персонала конкретной организации: программы well-being работают по-разному в отдельных бизнесах.
  • Использование геймификации.
  • Повышение вовлеченности сотрудников.
  • Перевод программ благополучия на онлайн платформы и в мобильные приложения.
  • Оценка эффективности well-being с помощью количественных метрик: использование VOI.
  • Well-being становится элементом «social» в ESG развитии.
  • Well-being для сотрудников как инвестиция в компанию.
  • Усиление роли и активности HR.

Well-being сервисы

Well-being сервисы можно разделить на две категории: комплексные и готовые решения. Комплексные меры охватывают несколько аспектов well-being, включают в себя персонализированные решения. Готовые решения же работают по принципу “коробочного” решения, они гораздо более доступные и быстрее внедряются.

Внедрение персонализированных комплексных программ well-being довольно затратно для компании и уж тем более недоступно для небольших фирм. В такой ситуации помочь могут готовые решения, которых появилось очень много на российском рынке.

Мы собрали 36 решений в сфере well-being и разделили их на 4 категории:

  • Абонементы и льготы

Всевозможные сервисы, предоставляющие возможность компании оформить корпоративную скидку для сотрудников. Сюда входят не только фитнес-центры, но и рестораны, магазины, различные услуги. Данные сервисы подойдут для поощрения сотрудников.

  • Сервисы для проведения групповых мероприятий

Чаще всего такие сервисы используются для проведения тренингов, курсов, челленджей. Решения из этой категории позволяют улучшать взаимоотношения внутри коллектива, сплотить его, а также привить сотрудникам полезные привычки и мотивировать их развиваться и повышать свой уровень жизни.

  • Контроль состояния сотрудников

Есть решения, позволяющие оценивать уровень благополучия, а также физическое состояние. Данные сервисы удобны для количественной оценки результатов программ.

  • Сервисы поддержки сотрудников

Данные сервисы дают доступ к консультациям специалистов: психологов, диетологов, фитнес-тренеров, юристов, финансовых консультантов, экспертов по ЗОЖ. Решения из этой категории будут полезны для решения личных проблем сотрудников.

Решения можно комбинировать между собой для достижения более высоких результатов. Например, PwC в своей программе “Be well, work well” дают возможность сотрудникам не только участвовать в обязательных программах, таких как пульсовые опросники и проектные команды, но и выбирать различные активности из well-being сфер. Также PwC проводили онлайн-марафон “Step Challenge”, на котором сотрудники прошли суммарно 1700 км.

В комплексном подходе к программам well-being важно и то, что нужно ориентироваться на запросы и проблемы сотрудников. В компаниях, где внедрение программ ориентируется на сотрудников, в 11 раз ниже абсентеизм (нежелание персонала присутствовать на рабочем месте, попытки отстраниться от участия в жизни коллектива), на 220% выше выполнение финансовых целей компании, в 2 раза выше оценка работодателя как лучшего места для работы, на 540% выше эффективность в привлечении топ-кандидатов. Также такой подход решает проблему “гонки льгот”, когда компании соревнуются, кто больше бонусов придумает для сотрудников, когда реальная ценность этих бонусов очень мала. В таком случае гораздо лучше опираться на решение конкретных потребностей.

Барьеры внедрения

Одним из главных барьеров успешной реализации well-being программ на российском рынке является формальное отношение к изучению потребностей сотрудников, их вовлечения. Важно опираться не только на опыт других компаний, но и на желания сотрудников. Также встречаются кейсы, когда сотрудники боятся обращаться за помощью, потому что считают, что это выставит их в негативном свете перед руководством. Данная проблема решается конфиденциальностью обращений сотрудников, особенно если мы говорим про психологическую помощь.

Крупные компании могут реализовывать слишком большой комплекс программ, которые не будут покрывать реальные потребности сотрудников, и как итог эффективность таких мер будет низкой. Также важно не “пресытить” сотрудников, это называется “гедонистическая адаптация”, когда чрезмерный уровень потребления делает людей менее счастливыми из-за изобилия.

Также результаты внедрения well-being программ довольно сложно оценить, это останавливает многих руководителей. Для оценки часто используются опросники и чтобы они показывали реальные данные, необходимо формировать в компании ответственное отношение каждого сотрудника к таким измерениям.

Если ваша компания хочет внедрить программы well-being для своих сотрудников, Dsight поможет провести сравнительный анализ вендоров исходя из вашего запроса и подобрать оптимальное для вас решение.

Если вы хотите протестировать самую полную и подробную базу стартапов в СНГ (15+ стран, 40+ тысяч стартапов, более 20 параметров и фильтров компаний) - переходите по ссылке, регистрируйтесь и пользуйтесь абсолютно бесплатно. Карта вендоров.

Авторы: Руководитель Отдела исследований Dsight - Жаркова Дарья, аналитик Отдела исследований Dsight - Васильев Лев.

99
11
5 комментариев

Well-being действительно очень хороший софт. В одно время нам очень помогли опросы, в сохранении атмосферной обстановки в команде. Самое главное найти хороший сервис, остальное уже можно сказать за вас сделают.

Ответить

Тоже пытались внедрить систему well-being, но что-то абсолютно никакого результата не увидели.

Ответить

Настоящая забота о сотрудниках была реализована в СССР. За счёт масштабирования предприятий большинство сотрудников, которые работали в городах, имели доступ к ведомственным больницам, почти бесплатным домам отдыха, пионерским лагерям для детей. Получали квартиры от предприятия, пользовались кассами взаимопомощи. И главное, были защищены от увольнения по прихоти начальства.

Современные "well-being" призваны сэкономить на зарплате сотрудников. Вместо положенных оплат переработок, гарантий стабильной работы, сотрудникам предлагают тренинги, продажу инфо-продуктов, медицинскую страховку, и кофе-машину в офисе, называя это комфортной средой.

Настоящая комфортная среда внутри, а не снаружи. Если работник чувствует себя пустым винтиком в системе, который может быть в любой момент сменён на более покорный винтик, мотивации у него не будет.

Ответить