Проект экосистемы нужен каждой крупной организации (нет)

Крупные организации похожи на детей в школьном классе. Есть пару талантливых учеников, которые пытаются самостоятельно найти ответы на возникающие вопросы, несколько троечников, которым комфортно на том уровне, на котором они находятся и пару десятков середнячков, которые строят из себя самостоятельных личностей, но при первом удобном случае списывают готовые решения друг у друга или тех самых талантливых ребят.

Глупое копирование или использование шаблонов помогает им получить высокую оценку, но не приводит ни к чему основательному. Просто быстрый результат с минимальными усилиями.

Меня искренне удивило, что ровно такие же подходы применяют большинство крупных компаний при открытии новых проектов. Сегодня мы поговорим об экосистемах. Из каких модулей они как правило состоят? Почему на них возник огромный спрос в проектной деятельности?

Проект экосистемы нужен каждой крупной организации (нет)

Быстрый заработок

Предположим, мы руководим крупной коммунальной или управляющей компанией. Наша задача качественно предоставлять свои услуги жителям спальных районов. Вот казалось бы, столько возникает идей как улучшить качество выполняемых работ. Можно повысить прозрачность, устраивать социальные опросы, выявлять острые вопросы жителей.Постепенно решать их, делать это публично, быстро и эффективно. Перейти в digital пространство, настроить удобный личный кабинет, где одной кнопкой можно оплатить все виды задолженности. Иными словами, развивать направления профильной деятельности вашей компании.

Вроде бы логично, но нет! Это сложно и практически никому не нужно. А как же тогда работать? Неужели все описанные приемы из учебников вовсе не эффективны?

Оказывается можно заработать деньги гораздо проще. Если у вас есть по той или иной причине большое количество клиентов, например, несколько тысяч или миллионов, то их можно продать. Да-да. Можно продать их интересы, персональные данные и прочие неприятные вещи.

И к сожалению, так делают практически все крупные компании, которым до экосистем как до Луны. Банки, страховые компании, операторы связи, ритейл и прочие.

Как выглядят большинство экосистемных решений?

Бестолковые промокоды

Проект экосистемы нужен каждой крупной организации (нет)

Как на счет продавать промокоды на чужие сервисы, которые якобы предлагают выгодные предложения. На самом деле первые бесплатные месяцы в онлайн кинотеатрах получают абсолютно все пользователи, то же самое со скидками на первый заказ, бесплатные первые уроки.

Пользователи буквально ковыряются в куче мусора в поиске настоящих, уникальных промокодов. Напишите в комментариях, как часто вы встречаете настоящие промоакции, где можно получить реальные скидки?

На практике пользователей просто чаще всего продают, получая доход с каждого приведенного нового клиента в другие компании. Ведет ли такой подход к развитию нашей компании? Нет конечно, просто зарабатываем на трафике.

Вайт лейблы

Еще одна изысканная форма обмана. Что если мы заявим о том, что мы разработали новый сервис, например по покупке авиабилетов, а на самом деле просто воспользуемся сервисом сторонней компании, но разукрасим в цвета нашего бренда? Да еще и ссылочка будет оригинальной.

Улучшать такой сервис никак не получится, да оно нам и не нужно. Мы просто также продаем наших клиентов сторонним организациям. Без контроля качества оказываемых услуг, зачем? Только торговля собственным брендом.

Подписки

Про подписки уже многое было сказано, добавлю лишь то, что это отличный инструмент удержания клиентов и удобный способ оплаты. Но отмечу, в определенных случаях! Не надо делать подписку ради подписки.

Как это происходит? Запускаем подписку, наполненную пустыми и бесплатными преимуществами для нас, но ставим низкую стоимость. Например, 99 рублей в месяц. Устанавливаем бесплатный 3х месячный период, чтобы люди привязали свою карту и напрочь забыли про эту подписку и вот: профит!

Пару месяцев вы сможете заработать на своих клиентах. Да, немного, но зато клиентов у вас как много! Если хотя бы 5% из них подпишутся - какой успех! Вы наверняка талантливый руководитель проекта!

Доверие клиентов к вашей компании, которые предыдущие руководители зарабатывали годами, ничего для вас не стоит, а деньги за подписку - вот это кэш. Можно смело оформлять себе премию. Вы сделали деньги из воздуха.

Программы лояльности

Как на счет организации скрупулезной работы отдела ценообразования в вашей компании? Разработки маркетинговых кампаний, настоящих ценопадов и выгодных скидок?

Опять вы о сложном. Гораздо проще поощрять наших клиентов виртуальными выдуманными баллами. Баллы, они ведь как рубли? Ну конечно, только в отличие от настоящих скидок, которые экономят ваши деньги при покупке, баллы экономят ваши деньги только при повторных покупках.

А экономят ли? Ха, не всегда. Баллы могут сгореть, баллами все чаще можно оплатить лишь часть стоимости продукта. Когда один крупный ритейл техники опустил лимит траты баллов до 50% от стоимости я был очень удивлен. А сейчас и это редкость. 10% - вот достойный лимит экономии для лояльных пользователей.

Стоит ли говорить, что любая бальная система помогает оптимизировать налогообложение? Наверное стоит, но мы не будем)

Собственные банковские карты

Проект экосистемы нужен каждой крупной организации (нет)

Ваша бальная система пользуется спросом? А что если бы баллы можно было зарабатывать не только на покупках внутри вашей компании, но вообще за любую покупку?

И так тоже можно. Берете давно не нужный никому банк, покупаете его, переименовываете и разукрашиваете его под собственный бренд и вуаля! Вы теперь зарабатываете реальную комиссию за эквайринг и прочее, а пользователям продаете свои фантики. Прошу прощения, баллы программы лояльности)

Ну, казалось бы, 1 балл = 1 рубль, но есть нюанс. Потратить баллы можно, например, не меньше 3000 за раз, только у определенных партнеров и только в определенное время. Не потратили свои баллы? Потому что неудобно и непонятно на что? Прекрасно! Компания уже на вас заработала реальный кэш.

Итог

Я бесконечно уважаю настоящие экосистемы, которые реально меняют способы потребления клиентов. Яндекс, Сбер, Apple, Тинькофф. Они те самые талантливые ученики, которые сами набивают шишки, ошибаются, но меняют индустрию к лучшему.

Но я также абсолютно убежден, что большинство инициатив от руководителей проектов, которые предлагают запустить проект экосистемы, просто хотят быстро срубить денег на доверии клиентов и репутации компании.

Такие проекты только подрывают стратегию развития своих собственных уникальных сервисов. Почему? Потому что маржинальность экосистем нереалистично высока. Ведь мы продаем воздух! Не всегда, но чаще всего.

А что вы думаете об экосистемах? За ними будущее или это очередной тренд не для всех?

Начать дискуссию