Как объективно анализировать зарплаты с помощью no-code инструментов Clickhouse и Apache Superset

Учет внутренней справедливости, настройка мэппинга и интерфейс из одной кнопки. Кейс интегратора low-code-решений AFFINAGE и компании управленческого консалтинга Lens Consulting.

Как объективно анализировать зарплаты с помощью no-code инструментов Clickhouse и Apache Superset

Уровень заработных плат отражает рынок труда, но для объективности нужен доступ к данным коллег по рынку под NDA или специальные инструменты. Компании, у которых нет ни того, ни другого, используют открытые ресурсы, Job-борды и другие источники для определения стоимости должностей. Однако данные о вилках могут быть необъективны: зарплата зависит от бюджета, пула обязанностей и скиллов будущего сотрудника. Специалисты сами склонны демпинговать или завышать прайс, что не соответствует реальности.

Чтобы не терять эффективность, компании обращаются в консалтинг, где им помогают определить стоимость должностей. Для одной из таких компаний, Lens Consulting (консалтинговая компания, которая сотрудничает с крупнейшими российскими корпорациями – АльфаБанк, Норильский Никель, HeadHunter и другими), мы и разработали инструменты анализа с глубокой детализацией — Apache Superset и Clickhouse. Это платформы для сбора, исследования и визуализации данных с возможностью загрузки таблиц из Excel. О том, как мы пришли к этой идее и как ее реализовали, рассказываем в нашем материале.

С чего все началось

С Lens Consulting мы уже работали по другой задаче — создавали инструмент для внутреннего анализа зарплат для их клиентов. Мы начали работу над ним, и где-то в середине процесса клиент пришел к нам с новой идеей: сделать полноценный инструмент аналитики, который бы строил отчеты по рыночным зарплатам.

Заказчики увидели, что с нами удобно работать, это и вызвало взаимное доверие. Они поинтересовались, сможем ли мы реализовать нужные функции. Некоторые команды не берутся за такие задачи и отказываются, но мы решили рискнуть и разработать новый для нас продукт.

Важным критерием была цена, которая обуславливалась выбором no-code-инструментов (Open Source). Они не требуют знаний в программировании для настройки основных фич и более доступные для основных пользователей — HR-менеджеров и руководителей.

После пары встреч с клиентом мы поняли, что сможем закрыть задачу своими силами. Впоследствие сформировали несколько стратегий. Если бы через месяц Open Source не подошел, мы бы выбрали план Б и разработали проект без no-code инструментов — с аналитикой, проектированием и программированием.

Что нужно было сделать

Консалтинговая компания хотела получить продукт анализа зарплат для своих клиентов. Вот какие задачи стояли перед нами:

  • Предоставить конечным пользователям удобную инфографику с отчетами — дашбордами. В них пользователь настраивает фильтры и таблицы с графиками визуально меняются.
  • Соблюдать конфиденциальность пользователейУсловная компания «ИТ-мастера» покупает доступ на дашборд, но данные других они не видят. Они мониторят статистику по определенному сегменту рынка, опираясь на информацию от Lens Consulting.
  • Провести сравнительный анализЗдесь конечным клиентам предлагается сравнить зарплаты внутри компании с цифрами внутри рынка. Это и был конечный результат. Сейчас система развивается, и в ней уже будет несколько дашбордов под разные задачи.
  • Детально проанализировать статистику по ФОТВ систему нужно добавить большое количество фильтров: регион, индустрия, семья/подсемья должности, грейд и специализация.
  • Рассчитать внутреннюю справедливостьС этой функцией пользователь загружает данные о своих сотрудниках и смотрят, насколько это коррелирует внутри компании.
  • Добавить функцию выгрузки данных в Excel.

Lens Consulting планировали релиз продукта к определенному сроку. Заказчик попросил своих клиентов прислать данные анкет с окладами. У них было представление, когда пул анкет будет сформирован, поэтому дедлайн был жесткий — всего 1,5 месяца. К тому моменту анкеты уже должны были быть собраны и загружены в систему.

Игорь Яковлев, CEO AFFINAGE

Цели продукта и аудитория

В общем смысле наш продукт нужен для принятия управленческих решений. Если говорить более детально, то целей несколько:

  • Выплачивать работникам оклады, соответствующие их компетенциям.
  • Сохранять конкурентоспособность на рынке труда и привлекать новые кадры.
  • Определять, сколько денег запрашивает специалист под нужную задачу.
  • Сформировать адекватную «вилку» по вакансиям.
  • Проводить справедливую переоценку з/п с ростом грейда сотрудников.
  • Оптимизировать статью расходов, связанную с оплатой гонораров.
  • Находить несоответствия окладов между грейдами.
  • В некоторых случаях определять KPI по задачам.

Есть аналогичные западные продукты, и некоторые российские компании ими пользуются. Благодаря нашей разработке они могут перейти на отечественный софт и не бояться санкций. Фактически наша программа — это импортозамещение, и аналогов ей еще нет. Системой уже пользуются банки, соцсети, доски объявлений и маркетплейсы.

Принцип работы инструмента анализа заработных плат

Конечный пользователь подписывает договор, оплачивает доступ к системе и получает логин, пароль и ссылку на дашборд. В целях конфиденциальности права доступа ограничены — без авторизации войти невозможно. Логин привязывается к компании. Проверка прав происходит внутри системы, и её невозможно обмануть, то есть данные клиентов надежно защищены. На дашборде предусмотрены фильтры, например, зарплаты рынка по Москве, и специализация — разработка на JS и другие варианты.

Все данные изменены
Все данные изменены

Также инструмент можно использовать в целях прогноза. Например, аналитики со стороны компаний могут моделировать ситуации из серии «что будет, если мы повысим свои оклады на 20%, а рынок при этом останется на том же уровне».

Скриншот графика, все данные изменены
Скриншот графика, все данные изменены

Особую ценность представляет точечная аналитика по внешней конкурентоспособности и внутренней справедливости. Внешняя конкурентоспособность — это когда мы находим данные о своих должностях и сотрудниках, сравниваем с рынком и строим графики и таблицы.

Внутренняя справедливость — сводные таблицы и данные по грейдам внутри организации. Если условный разработчик находится на 23 грейде, то мы сравниваем специалистов 23 грейда внутри штата. Это методология грейдов, в которой действуют собственные разработки по агрегации данных, — они учитывают только реалистичные цифры.

Этапы разработки

За полтора месяца проект прошел через пять этапов: проектирование, DevOps, загрузка данных, интеграция и публикация. Управление проектом проводили в Trello.

Раз в неделю мы демонстрировали результат и обсуждали, что будем делать на следующей неделе. Клиент присылал образцы расчетов в XLSX, а мы повторяли расчёты в связке Сlickhouse + Superset. Это позволило сильно сократить время приемки и запустить проект в срок.

1. Проектирование

На этом этапе наша команда проработала инфраструктуру серверов на сайте и спроектировала безопасную и отказоустойчивую систему. Мы сравнили несколько продуктов и решили использовать Open-Source и Self-hosted-решений, — в качестве базы данных выбрали Clickhouse, для визуализации — Superset. В общей сложности мы сравнили 9 BI-инструментов и написали об этом статью.

Архитектура проекта, сервера, звенья и обмен данными
Архитектура проекта, сервера, звенья и обмен данными

2. DevOps

Нам предстояло установить Superset, Redis, Clickhouse, Nginx, микросервисный сайт, настроить https-подключение и DNS-зону доменов. Все это было нужно для того, чтобы на сервере каждый узел архитектуры работал корректно.

В результате этого этапа Superset и микросервисный сайт открываются по домену, то есть пользователь переходит по ссылке и получает всю необходимую информацию. Clickhouse отдает запрашиваемые данные в Superset, и Superset корректно выводит их из Clickhouse.

3. Загрузка данных

На этапе загрузки данных нужно было настроить меппинг анкет сотрудников с указанием окладов, премий и других показателей из структуры XLSX в Clickhouse. Для этого выбрали стек node.js, koa, vue, vuetify. В текущей версии интерфейс может загружать XLSX-файлы размером более 300 мегабайт, что в 3,5 раза больше технических ограничений. Это нам удалось сделать с помощью потоков. Про все технические особенности разработки этой системы мы уже готовим отдельную статью, скоро ее опубликуем и поделимся ссылкой.

Первый интерфейс сделали без дизайнера: он состоял из input и одной кнопки.
Первый интерфейс сделали без дизайнера: он состоял из input и одной кнопки.

Главная «фишка» этого этапа — создать сайт с интерфейсом, который принимает на вход XLSX-файл, парсит его и загружается данные в Clickhouse. Было несколько этапов улучшения сайта. Мы совершенствовали сервис до тех пор пока интерфейс не стал действительно удобным и информативным. Например, мы отображаем все компании, которые загружены в систему, и количество загруженных сотрудников. Дело в том, что у контент-менеджера нет прямого доступа в Сlickhouse, но при этом кто-то должен следить за содержимым базы. Мы сделали так, что содержимое таблиц в базе видно, и теперь можно сравнивать количество данных в XLSX-анкетах с количеством данных в базе, — это дополнительная проверка корректности загрузки данных.

Дмитрий Балаев, Frontend TeamLead AFFINAGE

Так выглядит актуальная версия интерфейса
Так выглядит актуальная версия интерфейса

4. Интеграция Superset и Clickhouse

Установили необходимые драйверы для Superset, разграничили права ролей для повышения безопасности приложения. Благодаря интеграциям данные из Clickhouse обрабатываются и визуализируются в Superset, и конечный пользователь видит дашборды, сводные графики и таблицы, с которыми уже можно работать.

Скриншоты тестового дашборда Superset, данные изменены
Скриншоты тестового дашборда Superset, данные изменены

5. Публикация

После запуска работающего и протестированного сервиса подключили к системе конечных клиентов Lens Consulting. Чтобы наши заказчики быстрее смогли адаптироваться в новом полезном инструменте, написали инструкцию по созданию пользователей в необходимых ролях.

Так выглядят настройки графика внутренней справедливости. На нем можно проанализировать, к примеру, «выпады» заработной платы на грейдах. Все данные изменены
Так выглядят настройки графика внутренней справедливости. На нем можно проанализировать, к примеру, «выпады» заработной платы на грейдах. Все данные изменены

После публикации мы продолжаем поддерживать проект. Одним из последних коррективов стал экспорт в Excel для клиентов. Выяснилось, что им неудобно проверять фильтры по каждому региону, — а их 86 штук, — и каждый раз кликать кнопку «Применить» – настраивать фильтр – ждать – выгружать. Мы это оперативно поправили для лучшего юзабилити и сделали кнопку экспорта на дашбордах. По клику скачивается XLSX-файл со всеми возможными вариантами фильтрации. Теперь действия, которые раньше занимали у людей 6 часов, система выполняет меньше чем за минуту.

Илья Коняхин, Senior FullStack Developer AFFINAGE

Как инструмент помог Lens Consulting

Наша компания занимается управленческим консалтингом. Мы разрабатываем стратегии вознаграждения, оптимизируем численность, пересматриваем показатели эффективности. В этом году мы стали провайдером по сбору рыночных практик в области вознаграждения, и в рамках этого отдельного направления предоставляем компаниям возможность приобрести информацию о рыночной стоимости специалистов. При этом наша система учитывает именно текущий уровень вознаграждения, который сотрудники получают в настоящее время в компании, а также сложность выполняемой работы — это мы учитываем через процесс классификации должностей.

Виолета Таранова, консультант Lens Consulting

Саму платформу компания использует для развития направления предоставления информационно-аналитический услуг в области практик вознаграждения и и для своих консалтинговых проектов. Например, компания решила внедрить систему грейдов, и на ее основе разработать вилки вознаграждения. В этом случае Lens Consulting без труда сможет определить стоимость работ и предложить решение.

На рынке до недавнего времени существовали аналогичные продукты. Но они обладали меньшей функциональностью, и выгрузок данных приходилось ждать продолжительное время (до получаса). На сегодняшний день на Российском рынке аналогичных продуктов нет.

Елизавета Муратова, менеджер Lens Consulting

Еще одна польза для клиента — интеграция с первоначальным продуктом Lens Consulting — Grade.me, мы называем это процедурой моделирования зарплат. И она приносит много ценности конечным заказчикам. Например, HR-менеджер планирует поменять оклады и проводит бизнес-анализ. Мы поможем этот анализ сделать быстро, просто и правдоподобно, потому что цифры реальные и агрегируются в Clickhouse.

Итоги и перспективы развития

Размер заработной платы — ключевой вопрос в HR-процессах и расчете бюджета. Платить сотрудникам мало значит потерять компетентных специалистов. Платить много — необоснованно тратить капитал. Благодаря нашей совместной разработке у Lens Consulting появился инструмент объективного анализа, который поможет их клиентам рассчитать справедливый оклад для специалистов.

Игорь Яковлев, CEO AFFINAGE

Lens Consulting планирует расширять исследования рынка и подключить к аналитике зарплат еще 150 компаний, в том числе зарубежных.

реклама
разместить
Начать дискуссию