{"id":14302,"url":"\/distributions\/14302\/click?bit=1&hash=85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","hash":"85de650764093d71ea8033be4100d58b5a8f2ccf21a191bfae1e0f50831313c5","title":"\u0411\u0443\u0445\u0442\u0430 \u0441\u0442\u0430\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u043e\u043c \u0444\u0438\u0441\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u0434\u0430\u043d\u043d\u044b\u0445 \u0432 \u041a\u0430\u0437\u0430\u0445\u0441\u0442\u0430\u043d\u0435","buttonText":"","imageUuid":""}

От разрешения на строительство до подключения газа: разрабатываем суперсервис, спасающий от бюрократии

Любая стройка начинается за пределами участка и заканчивается там же: подача заявлений, согласования, уведомления, договоры на поставку услуг — это запутано, забирает время, деньги и нервы. Технократия совместно с Центром Информационных Технологий Республики Татарстан и Центром Цифровой Трансформации Республики Татарстан упрощает и автоматизирует этот путь. Мы собрали все необходимые услуги в одном месте — это сервис «Я строю».

В светлом цифровом будущем нет места походам в исполкомы, и мы приближаем эти времена. Начали с одного из самых бюрократизированных событий в жизни россиянина — стройки.

Что не так сейчас?

Каждому, кто впервые строит, приходится изобретать собственный бюрократический маршрут. Его основа — перевод с канцелярского на русский, образцы заявлений на стенах, душные кабинеты, повторные подачи и попытки разобраться в информации с сайтов ведомств.

Процесс стройки со стороны кажется излишне сложным, он пугает. Это комфортная среда для посредников, которые делают процесс еще дороже. Звучит как что-то очень далекое от цифрового будущего.

Что делать?

Спасать ситуацию технологиями: нужен сервис, объединяющий в себе основные услуги, связанные со строительством собственного дома. Сервис ускорит прохождение этапов, сделает процесс прозрачнее и понятнее. Конечно все онлайн, с защитой от ошибок при заполнении, без лишних бумаг и долгих путешествий между согласованиями. Это и было в требованиях заказчика.

Что получилось на практике?

Разработали сервис, развернутый по Татарстану.

«Я строю» позволяет жителям республики подать заявления по восьми услугам: уведомление о начале строительства, получение градостроительного плана участка, разрешения на ввод в эксплуатацию и другие. Тут же уведомляем о завершении строительства и получаем адрес.

Все нужное собрали в одном месте и перевели на понятный язык. Здесь пользователь становится самостоятельным. Он строит правильный маршрут по всем этапам: от уведомления о начале строительства до присвоения адреса готовому объекту. Вместе с болью от походов по кабинетам отваливаются и посредники, и потерянное время. Остаются только самостоятельность, только онлайн.

Дизайн

Основной задачей было упрощение и унификация взаимодействия с услугами. Пришлось декомпозировать процесс подачи заявлений.

Каждая заявка включает большое количество полей для заполнения и документов для загрузки. Чтобы не пугать пользователя большой формой, мы не вываливаем на него все сразу, а дозируем: делим процесс на шаги, объединяя поля и документы по общему признаку.

Со временем вскрылись нюансы. Так мы поняли, что существуют не только обязательные и необязательные параметры для заполнения, но и условно-обязательные. Они заполняются только при определенных условиях. Например, если информации о праве собственности нет в базе Росреестра, то пользователю нужно загрузить правоустанавливающие документы.

На нулевом состоянии мы не показываем пользователю условно-обязательные поля, мы уточняем условия и только потом решаем, нужно ли запрашивать что-то дополнительное. Это также удобнее и для исполнителей: шанс быстро выдать положительный результат, а не отказ из-за ошибочного заполнения становится выше. Мы заботимся о пользователе, чтобы ему приходилось меньше думать, что заполнять, а что нет.

В одной услуге может быть до 50 полей, сложные валидации и проверки заполненности данных. Это усугубляется упомянутым выше поэтапным выводом, когда следующее поле может зависеть от заполненных на предыдущем шаге. В итоге для агрегирования формами мы написали свой конструктор, который отвечает за сложную логику полей ввода, выполняя их валидацию и предзаполнение.

Никаких ошибок

Сервис дружит с Росреестром и публичной кадастровой картой. Результатом дружбы стала карта, на которой можно создать и расположить будущее строение, приложив к заявке.

Это облегчает жизнь застройщика, который должен приложить к заявлению план с расположением будущего объекта и расстояниями до ближайших границ и строений. Часто этот план просят нарисовать от руки или заказать у проектировщиков. На этом этапе нередко происходили ошибки: неверно указано расстояние, не учтены зоны с особым статусом.

Функция помогает избежать ошибок. Но разработка была непростой.

Начнем с того, что существует целый ряд условий, ограничивающих использование земли: то, что можно строить на одном участке, недопустимо на другом. Существуют природоохранные территории, зоны исторического значения, участки с коммуникациями, дороги, промзоны, земли сельхозназначения. И это только часть.

На работе с зонами все только начинается. Допустим, мы выяснили, что строительство допустимо, подтянули все положенные по закону отступы. Дальше нужно вычислять расстояния от стен дома до границ участка. Именно с этими цифрами можно было использовать наш цифровой план при подаче заявления. Тут команда погрузилась в жестокий мир межевания участков.

Оказалось, что прямоугольные участки — редкость, а вот в многоугольниках, участках со скругленными краями кадастровые инженеры себе не отказывают — их очень много. Есть дыры внутри участков. Это когда кусок земли одного собственника находится на территории совершенно другого.

Очевидно, что при таком количестве ограничений и форм алгоритм должен быть максимально универсальным, при этом работать в любом районе республики. Пришлось поломать голову, а после согласовать с исполкомами.

Но финальным боссом на этом пути стало открытое АПИ Росреестра. Мы работали с ним, и оно могло без предупреждения измениться и сломать часть интерактивности. Например, одним утром могли перестать приходить участки или зоны особых условий.

Мы старались реагировать максимально быстро, но это отвлекало от реализации нового и совершенствования существующей функциональности. В итоге функцию изъяли из категории обязательных для использования, но не похоронили, она осталась, работает в ознакомительном режиме и ждет лучших времен.

Работа с «Я строю»

Получить доступ к платформе могут пользователи, зарегистрированные на ЕСИА, чья учетная запись подтверждена. Это удобно: не нужно повторно вводить свои данные, а мы уверены, что заявление подал настоящий человек.

Есть и другая сторона системы — место, куда падают заявки. В нашей терминологии — это автоматизированное рабочее место для сотрудников муниципалитетов и коммерческих организаций. Им также старались облегчить жизнь, поэтому реализовали разделение заявлений по территориальной принадлежности, возможность назначения конкретных исполнителей и публикацию решений.

Татарстан стремится по максимуму оцифровать и упростить существующие государственные и муниципальные сервисы. При разработке сервиса «Я строю» компания «Технократия» выступила технологическим партнером. Ежедневно сервисом пользуются тысячи татарстанцев. С его помощью удалось упростить одну из самых важных жизненных ситуаций граждан и создать платформу содействия строительству. Спасибо команде проекта за ответственную и вовлеченную разработку

Динар Самигуллин, Руководитель Центра Цифровой Трансформации РТ

Также подписывайтесь на наш телеграм-канал «Голос Технократии». Каждое утро мы публикуем новостной дайджест из мира ИТ, а по вечерам делимся интересными и полезными статьями.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда