Как в «Цифра банк» проводится QA

Тестирование мобильного приложения end-to-end.

Как в «Цифра банк» проводится QA

Как прокачать QA отдел

Роль тестирования при разработке программных продуктов всегда составляла значительную часть общего процесса разработки, однако, индустрия внедряет крайне мало новшеств в подходы именно к организации тестирования. И, как правило, когда речь идет о работе QA специалистов, то упоминаются только техники тест-дизайна, виды тестирования, процент покрытия автотестами и другие технические инструменты, но очень мало говорится о связи между ними.

Андрей Жучков
QA Lead проекта «Мобильное приложение» «Цифра банк»

В «Цифра» мы решили посмотреть на процесс тестирования более глобально для того, чтобы оптимизировать наши ресурсы на комплексное обеспечение качества. В первую очередь потребность в нововведениях мы ощутили на проекте мобильного приложения, поскольку оно является лицом банка, на котором в конечном итоге замыкается большинство наших продуктов и процессов.

Как в «Цифра банк» проводится QA

Тест-кейсы: думай, как клиент

За каждым мобильным приложением, которое видит клиент, часто скрывается большое количество всевозможных интеграций и микросервисов. В случае банковских приложений, казалось бы, простая цепочка перевода денежных средств состоит из множества взаимодействий различных систем, где каждый элемент этой цепочки крайне важен.

Как банк, мы не можем себе позволить, чтобы у клиента пропала возможность сделать денежный перевод, или допустить любую другую серьезную неисправность – всё это потенциально большие денежные и репутационные потери для банка.

Именно поэтому, наша команда, QA лидом которой я являюсь, тестирует мобильное приложение end-2-end. Мы отказались от раздельной проверки front и backend, и раздельных тест-кейсов, как это часто принято делать в индустрии, поскольку нам крайне важно, чтобы каждый процесс на 100% работал исправно от начала до конца. Мы пришли к выводу, что контролировать 2 точки (вход – мобильное приложение и выход – результат процесса) гораздо эффективнее, чем пытаться контролировать вход и выход каждой интеграции.

Как в «Цифра банк» проводится QA

Таким образом, наши тест-кейсы и матрицы сценариев максимально приближены к user stories наших клиентов. Конечно, есть моменты, которые можно проверить только на backend, но относительно всех тестовых сценариев у нас их достаточно мало.

Самый ценный ресурс

Как известно, время – деньги, и, чтобы успешно конкурировать в российском банковском секторе, «Цифра» постоянно предлагает клиентам уникальные новые продукты, в следствии чего мобильное приложение и объем тестирования растут стремительными темпами. Поэтому для того, чтобы сократить время на автоматизацию тестирования и прохождение тест-кейсов, мы внедряем, как это у нас называется, конструктор тест-кейсов.

Идея очень простая: мы изначально определяем набор отдельных проверок или шагов тест-кейсов, а затем уже из них собираем сценарии. Такой подход позволяет, в том числе, заложить базу для удобного масштабирования, к примеру, если «завтра» у нас появятся переводы в какой-то новой валюте, то мы просто соберем новые проверки из уже готовых шагов.

Подобного рода оптимизация приводит к значительному сокращению времени всего производственного цикла: быстрее проходятся тест-кейсы, пишутся и проходятся автотесты, выполняется регрессионное тестирование, и, как следствие, мы можем быстрее выпускать релизы приложения.

Как в «Цифра банк» проводится QA

Собирая всё вместе

В заключении, хочется упомянуть про качественный аспект тестирования, а именно про важность грамотной работы с документацией и взаимодействия с другими участниками производственного процесса. Можно сказать, что этот аспект стоит во главе тестирования продукта и составляет, на мой взгляд, 50% успеха, поскольку документация не всегда может явно описывать все пользовательские сценарии, а учесть их в работе необходимо. К этому мы и стремимся в «Цифре», чтобы, взяв качественный исходный материал в виде всех учтенных сценариев, приложив к нему техники тест-дизайна, автоматизацию и связав всё это воедино, получить на выходе такую стратегию тестирования, которая обеспечивает высокое качество продукта.

1919
34 комментария

«если «завтра» у нас появятся переводы в какой-то новой валюте, то мы просто соберем новые проверки из уже готовых шагов»
Браво))

«Как прокачать QA отдел»
Так и как же? Ничего кроме воды и элементарных вещей не увидел. Если прокачка была из ничего хоть во что-то, то вы молодцы, подошли к вопросу глобально и узнали про end-to-end!

Посредственная PR-статейка, чтобы убедить обычных пользователей, что «Цифра банк» надежный, практического смысла никакого не имеет.

Пишите еще)

13
Ответить

Дмитрий, благодарим за внимание к нашим материалам!
Нам важно, чтобы клиенты были в курсе наших трансформаций.

Ответить

а мне понравилось) было полезно

Ответить

«Мы молодцы. Наше приложение тестируется командой тестировщиков, чтобы пользователям было удобно».

Для кого эта статья в духе Тони Робинсона и «делай правильно, а не правильно не делай»?
Кому и что вы хотели донести?

Если весь смысл в том, что приняли end2end максимально приближенным к user stories, то раскройте эту тему подробнее.
Покажите user stories, процесс тестирования:
Вот так должно быть, а вот так по факту. Вот мы отловили косяк бэка/фронта или нашли кривоту UXUI. Вот так поправили и всем стало «ура».

Пожалуйста, не плодите мусор только ради упоминания софта. Я понимаю, что иногда надо и требуют. Но думайте лучше о том, какую пользу получит читающий (а не пишущий).

5
Ответить

Сергей, спасибо за обратную связь!
Подскажите, о чем Вам было бы интересно читать в нашем блоге?

1
Ответить

Первый раз слышу о вашем банке. Если у вас полноценно работают карты виза и мастеркард в том числе за рубежом, нет проблем со swift и если санкции вам не страшны, то с удовольствием стану вашим клиентом.

2
Ответить

Дмитрий, добрый день!
Ознакомиться с нашей продукцией можно на официальном сайте https://cifra-bank.ru/.
А еще у нас есть канал в telegram https://t.me/vse_v_cifre. Подписывайтесь и будьте в курсе всех новостей!

Ответить