{"id":14255,"url":"\/distributions\/14255\/click?bit=1&hash=285b001e00cf7484224a6ff681b6d172d7d7337a0afbdd4342d725cf62cb249b","title":"\u0411\u044b\u043b\u0438 \u0432 \u0434\u0435\u0441\u044f\u0442\u043a\u0430\u0445 \u043e\u0442\u0435\u043b\u0435\u0439, \u043d\u043e \u043d\u0438 \u043e\u0434\u0438\u043d \u043d\u0435 \u0432\u043f\u0435\u0447\u0430\u0442\u043b\u0438\u043b?","buttonText":"\u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"4c6db631-4d4c-530c-9750-cf992e251f9d"}

Как Garpix делал свой корпоративный сайт: больно, дорого, долго

История о том, как Garpix создавал новый корпоративный сайт, берет начало с осени 2021 года, когда мы поняли, что прошлая версия безбожно устарела, и откладывать обновление дальше нельзя.

Коллеги поймут нашу боль: можно быть разработчиками с сильной экспертизой, делать крутые сайты для клиентов, а на свой сайт времени не находить. Мы решили исправляться и подошли к делу ответственно. :)

В статье открыто расскажем, как шла разработка, и с какими сложностями столкнулись в процессе, как мы ссорились, создавая удобный портал, и объединяли представления о прекрасном в команде. Приятного прочтения!

***

Зимой этого года случился знаковый для Garpix день — состоялся релиз корпоративного сайта garpix.com. Это был долгий и сложный проект, результатом которого стал портал с десятками страниц и полезными инструментами для сотрудников.

Чтобы вы представили, как шла разработка, и какие выводы были сделаны в процессе работы, мы провели много откровенных разговоров с членами команды. Для клиентов и коллег подготовили советы, которые помогут более продуктивно (и менее болезненно) разработать корпоративный сайт.

Итак, главными заказчиками нового сайта внутри команды выступили отдел продаж, отдел маркетинга и генеральный директор компании. Первым о новом сайте мы поговорили с операционным директором Иваном Афановым.

“У нашей компании раньше был простой лендинг на Python. С точки зрения маркетинга и органики с ним было невозможно работать. А со временем он превратился в костыль на костыле.

Мы хотели разработать полноценный сайт. Сначала решили найти опытных подрядчиков и передать им задачу: подумали, так будет быстрее и результативнее, чем вырывать сотрудников из собственных проектов. Даже приступили к работе с одним подрядчиком, но в процессе решили, что всё же не готовы выделять на задачу дополнительный бюджет. Поставили ее на стоп и стали делать сайт сами. Мы же круто умеем это делать. :)

Стартовал долгий и тернистый путь реализации проекта. Тогда у Garpix официально не была оформлена группа компаний. Мы позиционировали сайт с точки зрения digital-интегратора.

Осенью 2021 начали первую итерацию. Сформировали команду, выделили аналитика, шли по Scrum. Согласовали дизайн главной и внутренних страниц.

К работе над сайтом мы привлекли разработчиков уровня джун+ из нашей Garpix Academy, чтобы ребята поучились делать коммерческие задачи. Увы, неопытные разработчики потратили на разработку первой версии сайта слишком много времени. Они кропотливо пилили фронт и бэк месяцев 8. Когда вопрос обновления корпоративного сайта встал остро, мы передали задачи, которые выполняли джуны, топ-разработчикам, чтобы ускорить процесс.

Обнаружилась классическая проблема “Всё это очень плохо, переписываем”.

Это топ разработчики смотрят на код джунов

При этом топ-разработчики уже не могли выделять много времени на задачи по сайту. Мы рассчитывали, что благодаря их включению в проект, дело сдвинется с мертвой точки, но увязли в огромном объеме переделок. Тем не менее, новая версия сайта появилась за три месяца. Стоило нам это больше 2 миллионов.

Несмотря на наш внушительный опыт разработки, на проекте возникало немало сложностей. Не раз менялась команда проекта. Из-за отношения к сайту, как к чему-то менее важному, чем коммерческие заказы, мы выдергивали сильных программистов на бизнес-задачи. Команда обновлялась, приходилось заново устраивать онбординг и вносить коррективы. При передаче работ часть информации по проекту терялась, бюджет рос за счет времени, потраченного на погружение коллег в работу.

Не все члены команды видели наш будущий сайт одинаково, на этой почве происходили конфликты. Разработчики воспринимали его иначе, чем продажи и маркетинг. Все пытались запихнуть на портал то, что для них ценно.

Отдельная сложность была в том, что не все стейкхолдеры по проекту могли быстро ознакомиться с наработками. Из-за загрузки наш генеральный директор, Руслан, посмотрел сайт только, когда была разработана финальная версия. И последовала тонна правок. 🙂

Проект тянулся почти год, и ситуация в компании успела значительно измениться: теперь нам требовался сайт для целой группы компаний. Пришлось заложить в структуру то, что мы не предусмотрели изначально, например, что Garpix предлагает авторские продукты и комплексные услуги типа digital-маркетинга.

Мы вносили и вносили правки, и тут… дизайн устарел морально. Команда настроилась решительно и собиралась взяться за новую версию, но тянуть с релизом сайта было уже слишком поздно. Убедили себя остановиться на первоначальном дизайне с некоторыми изменениями.

Я считаю, что вне зависимости от внутренних диссонансов в команде не нужно бояться и откладывать релиз корпоративного сайта. Даже, если он сырой, требует доработки, и есть опасения, что рынок воспримет это неправильно. Любой сайт — живой организм, его можно и нужно развивать.

Недавно мы с руководителем проекта пересобрали бэклог и договорились, что работа со мной по сайту теперь будет вестись, как с клиентом, а не с коллегой. Ведь, когда не беспокоишься о рисках, связанных с заказчиком извне, вы всегда можете договориться о смещении сроков. О том, что кто-то из команды временно покинет проект, или задачи постоят на паузе. Разве это смертельно? Неустойку платить не надо, а сайт работает и как-то да конвертит.

Поэтому решили, что теперь я буду ставить задачи, отслеживать и требовательно оценивать, как заказчик. Тем более, что у команды есть много идей по развитию портала, а после релиза коллеги не поскупились на фидбэк и поделились своим видением.”

Советы, которые Иван дал тем, кто заказывает или разрабатывает корпоративные порталы, мы вынесли вместе с идеями от других коллег, в конец текста.

Проникнувшись сложностями по проекту, мы поговорили с человеком, который разрабатывал ТЗ на каждую его страницу. О тяготах маркетинга, сражениях с дизайнерами и разработчиками рассказала Полина Кравченко, наш маркетолог.

“Мое положение маркетолога в IT-компании довольно выигрышное. Мне не нужно было заказывать продукт извне и сталкиваться с ограничениями в плане экспертизы исполнителей или бюджета, выделенного на проект. Я могла заложить в сайт всё, что мне может потребоваться, любые инструменты и функции. Ну, я так думала…:)

Маркетолог пишет ТЗ на дизайн

Сложностей по проекту хватало. Маркетинг маркетингом, а деньги компания зарабатывает через продукты для клиентов. Чем меньше тратим времени на себя, и больше на клиентов, тем лучше.

Поэтому разработчики стремились всё сделать по возможности быстрее, по-типовому, дизайн упирался в выбор шаблонов, а не уникальных компонентов. На тот момент это ускорило процесс разработки. С другой стороны, сейчас мы пришли к тому, что необходимо переделать некоторые страницы - они получились недостаточно цепляющим с точки зрения подачи контента.

На проекте требовалось доносить до всей команды, зачем маркетингу нужно то или иное решение, обосновывать каждый запрос. Особенно, это касалось технических специалистов, которым не понятны специфика и задачи маркетинга.

Я воспринимаю сайт, как инструмент, который использую каждый день, и за результаты работы с ним мне отчитываться. А коллеги воспринимают его, как своё детище: “Это и наш сайт тоже, и мы поделимся мнением”. Напрашивается метафора: строители строят дом так, как считают нужным, хотя жить в нем другим людям. В результате семья с тремя детьми вместо заложенных в проекте детской площадки и сада получают гараж для Камаза и сарай для инструментов.

Отдельным камнем преткновения стал дизайн. И я, и наш арт-директор, Олег, вкладывались в сайт по максимуму, но не всегда понимали друг друга. Коллеге нравятся минималистичные дизайны, где много воздуха. Например, заголовок на весь первый экран и больше ничего. А мне, как маркетологу, нужно показать всё важное за 3 секунды. Это первое впечатление, из которого нужно получить максимум. На каждой странице у нас шла борьба творчества и коммерции!

И маркетинг, и дизайн старались, делали красоту, а потом столкнулись с реальностью реализации: разработчики то требовали здесь ужаться, то тут упростить, а там — сделать по-типовому. После релиза мы продолжили развивать сайт, чтобы он больше отражал суть Garpix.

Я не удивлена, что сайты многих агентств выглядят устаревшими. Ведь это вопрос немалых вложений. Сайт нашего уровня стоит клиентам 3-4 миллиона рублей. И нам стоил не меньше. Деньгами сумму не платим, но из бюджетов изымаем, - это же время наших ключевых разработчиков.

Часто бывает, что, пока компания успешно зарабатывает деньги, руки до собственного сайта не доходят. Потом приходит осознание, что стыдно жить с таким сайтом, и он больше не выполняет задачи продаж и маркетинга."

Если вы работаете над корпоративным сайтом, как над внутренним проектом, я сразу желаю вам запасаться терпением и спокойствием.

Альтернативное видение проекта вам даст беседа с техническими специалистами. Поговорили о корпоративном портале с разработчиками, дизайнерами, аналитиками, project-менеджером и даже техническим директором. Каждый из коллег видит этот проект по-своему, а из их мнений и впечатлений складывается цельная картина.

“Разработчикам была поставлена задача сделать корпоративный сайт быстро, гибко, и чтобы он работал молниеносно. Мы делали сайт на основном стеке, на хорошо изученных командой технологиях — Python, Django, PostgreSQL, Javascript.

В работе также использовали корпоративную Garpix CMS. В ней предусмотрено много фич: создание структуры сайта, навигации, компонентов.

Для быстрой загрузки страниц использовали разные способы оптимизации. Сделали кэширование на стороне клиента через service worker. Далее подумали, что уже рукой подать до PWA (прогрессивное web-приложение), и разработали еще и PWA :). Навесили кучу виджетов и метрик, и сайт… начал работать медленнее. Пришлось его оптимизировать, чтобы даже со всеми инструментами маркетинга он загружался быстро.

На сайте реализовано много нешаблонных страниц. Было сложно сделать дизайн, согласовать детали. Кейсы и услуги должны выглядеть уникально, но при этом требуется полная гибкость и заполняемость контента. Добавили для администраторов сайта и контент-менеджеров возможность быстро перейти в административную панель с главной и обновить любые тексты.

Что касается коммуникаций на проекте, я думаю, стоило на старте разработки пересмотреть дизайн. У него был долгий путь, и часть работ устарела. Разработчикам пришлось многое менять, унифицировать, а дизайн коллегам все же пришлось переделать.

Однако мы довольны результатом. Получилось гораздо лучше, чем было. Текущий портал можно развивать дальше. Он собирает и маркетинговую часть, и инструменты для всей команды. Впереди много обновлений. Добавим раздел событий, раздел про наш open source. Продолжим добавлять инструменты для сотрудников: подписи в письмах, интеграцию с Gitlab для сбора информации о том, какие у нас проекты и т.д”.

О сложностях структурирования информации в рамках такого крупного проекта, и о том, как сложно учесть пожелания коллег из всех отделов компании, знают наши PM и аналитик.

Project-менеджер Евгений Крылов и бизнес-аналитик Анна Кубова

“Мы хотели сделать современный сайт на новых технологиях, стильную визитку компании. Прошлая версия сайта не отвечала запросам команды и не позволяла красиво презентовать кейсы. Наконец-то мы объединили кучу отдельных лендингов, которые раньше использовались, чтобы представить услуги компании.

Продумывая дизайн и структуру, мы старались на главной странице подсветить основные разделы (о компании, о нативных продуктах, Garpix Academy, маркетинговых услугах) и акцентировать внимание пользователей на ключевых вещах. В этом плане помогал отдел маркетинга. Коллеги исследовали, как правильно сфокусировать внимание пользователей на главном.

Мы старались максимально избежать перегрузки главной страницы. Важно было собрать все продукты и услуги компании и разложить их так, чтобы показать экспертизу Garpix, но не утомить пользователей.

Отдельной сложностью была коммуникация по проекту. За каждым кейсом стоит команда проекта, и с ней надо согласовать все детали. По каждой услуге, отделу, продукту нужно собрать информацию, утвердить дизайн страниц и текст с теми, кто отвечает за это направление в компании.

При этом у Garpix много направлений работы: и разработка, и аутстаффинг, и партнерка, и академия, и нативные продукты, и многое другое. Сайт выступает сразу как инструмент привлечения клиентов, а также сотрудников и партнеров.

Стейкхолдеров по сайту было много: отдел продаж, отдел маркетинга, гендиректор, отдел дизайна, а ведь еще мы проводили бета-тестирование сайта внутри команды. Сделать так, чтобы всем в команде всё понравилось, найти компромисс было крайне сложно. Тяжело структурировать и подать информацию так, чтобы всех устраивало”.

Самому себе всегда сложнее угодить в плане сайта. А если компания большая, одному сотруднику может понравиться, а другому нет.

На стороне дизайна нам хотелось сделать минимум текста. А со стороны маркетинга текста было много :). И разделов немало, причем изначально не было ясно, сколько их будет. Честно говоря, мы хотели разработать более воздушный сайт, но пришлось отобразить на сайте большой объем информации.

Есть минималистичный подход к сайтам, когда размещены только кейсы и минимум данных о компании, а есть огромные порталы, как у нас. Кажется, это делается больше для роботов, а не людей. Коллеги говорят, что многие тексты необходимы. Наша точка зрения на этот счет не совпадает.

Корпоративный сайт для себя можно сделать хорошо, если подойти к нему, как к бизнес-проекту и действовать поэтапно: идти от ТЗ к аналитике и к дизайну.

Мы планируем продолжать работу над порталом. Будем постепенно переделывать страницы, обновлять и реализовывать уникальный дизайн”.

Некоторые точки зрения вокруг сайта в команде совпадают, но есть и отличающиеся мнения. Чтобы собрать максимум обратной связи, мы задали вопросы про наш новый сайт техническому директору.

“Мы давно знаем, что самый сложный заказчик — мы сами, делать для себя тяжелее, чем для клиентов. Не так ощущаются ресурсы, которые тратишь на проект. Ради идеального результата ты готов тратить вдвое больше денег и сил. А клиента мы бы могли вовремя остановить. :) Постоянно находится то, что хочется добавить, улучшить. Коллеги вносят предложения, их тоже нужно рассмотреть.

Главное, чтобы новый сайт Garpix решал свою задачу. А нам удалось объединить многие направления работы. Внутри портала разработан личный кабинет для сотрудников. В нем есть интеграции, улучшающие взаимодействие команд.

Мы перенесли ряд функций из других наших сервисов, например, для создания корпоративных подписей. Работа над сайтом продолжается — и с маркетинговой точки зрения, и на стороне разработки.

Когда много стейкхолдеров по сайту, это сложно: возникает конфликт интересов. Надо работать сообща и вовремя пресекать негатив. По сути, главная причина разногласий в том, что мы все хотим выполнить работу максимально хорошо.

Дейли проектной группы

Пока маркетинг и технический отдел воспринимали друг друга в штыки, разработка шла проблемно. Чтобы сократить время на верстку материалов сайта, мы нашли типовые блоки и привели их к единому виду. Планировали сделать около 60 уникальных страниц, а оставили около 10.

Отмечу также проблемы вокруг дизайна. Дизайн был нарисован около 2 лет назад, и к моменту релиза стал устаревать. Мы провели редизайн. Некоторые блоки команда обновила, а какие-то оставили неизменными. В целом, получилось современно и стильно. Теперь будем кастомизировать отдельные страницы.

Когда делаешь корпоративный сайт, свое лицо, его важно довести до идеала, иначе оно не понравится потенциальным заказчикам и можно лишиться клиента”.

Хоть мы и столкнулись с проблемами, но в итоге разработали классный и быстро работающий сайт. Решили дать полезные советы клиентам, чтобы они учли наш опыт (позитивный и негативный). Это особенно актуально для тех, кто делает корпоративный портал прямо сейчас:

  • Относитесь к корпоративному сайту не как ко внутреннему проекту, а как ко внешнему.

Подключайте команду топовых сотрудников на full-time и на старте вовлекайте в работу маркетолога. Постарайтесь серьезно воспринимать подготовку контента на сайт и сразу взять интервью у стейкхолдеров. Главное, чтобы разработка вашего сайта не велась по остаточному принципу, а команда относилась к ней всерьёз.

Как вариант, закажите корпоративный портал у партнеров, которые видят в задаче коммерческий интерес. Лучше пойти к стороннему подрядчику, если он сможет сделать сайт быстро, качественно и с экспертизой.

  • Подключите к задаче разработчиков, которые смогут стабильно работать на проекте.

Не стоит подключать к работе ресурсы, свободные временно. Если сотрудники могут уйти в рамках аутстаф-проектов, не ставьте их на разработку сайта. Вы напрасно потратите кучу времени: за каждый новый онбординг на проекте может потеряться часть важной информации. Если команда проекта или её часть обновляется еженедельно, сотрудники будут выгорать на проекте, и плотной связи в команде не получится.

  • Стейкхолдеры должны сразу участвовать в разработке сайта.

Для учредителя сайт компании — ее лицо, визитка. У него много пожеланий в рамках проекта. Если он долго не подключается к этой задаче, команда беспокоится, что в конце появится много правок, и всё придется переделать. Пусть стейкхолдер с самого начала участвует в реализации проекта: от согласования концепции и генерации гипотез до передачи видения.

  • Не бойтесь неидеального релиза. Необязательно сразу делать всё, сайт можно улучшать постепенно.

Перфекционизм — хорошо, но лучше быстрее зарелизить сайт даже с косяками, а не фиксить до бесконечности. Ваш ресурс все равно сразу не монетизируется.

Торможение с релизом негативно воспринимается коллегами. Дизайн устаревает, а команда демотивируется и выбивается из потока задач. Запланируйте контрольную точку для релиза и работайте над сайтом в спокойном темпе.

  • Соберите всю информацию по сайту, продумайте ТЗ и структуру, а только потом переходите к проектированию и дизайну.

В противном случае вам придется потратить дополнительное время и деньги на переделки дизайна, поскольку его макеты не будут учитывать часть информации, структуру ресурса и т.д.

  • На старте нужно понять, зачем нужен сайт с точки зрения продаж и маркетинга.

Важно внутри компании договориться, что это рабочий инструмент; не растрата. Если вы хотите, чтобы вложение отбилось, и сайт приносил дополнительную прибыль, надо отнестись к задаче именно так. Маркетолог должен эту идею продать и понимать, что идеального пути разработки не будет.

  • Учтите, какой бюджет потребуется на разработку портала и его потенциальный редизайн.

Бюджет на сайт может существенно разниться. Обычно в сумму до 2 миллионов рублей можно уложить стандартный корпоративный сайт (стильный, с современным наполнением).

Если это корпоративный портал с кучей интеграций, бюджет потребуется больший, и он будет расти пропорционально техническим составляющим. При релизе надо учитывать, что дизайн быстро устаревает. Важно соизмерять бюджет и силы, которые вы можете выделить, с пожеланиями к проекту.

Это часть советов, которые мы даем клиентам, планирующим запустить разработку корпоративного сайта. И также наш опыт, укрепленный созданием с нуля нового портала.

Итак, новый сайт Garpix работает для пользователей. Мы закончили историю его разработки и занялись его развитием. За несколько месяцев SEO-показатели ресурса существенно улучшились. Если изучить отчеты за последние полгода, хорошо видно, что с января (релиз был в конце месяца) метрики заметно выросли. Количество новых посетителей, их вовлеченность и время, проводимое на сайте – увеличились:

После запуска нового сайта мы активно ведем работы по улучшению его производительности.

Например, перешли с картинок в формате png и jpeg на более современный формат – wepb. Это уменьшило размер изображений, загружаемых на клиентский сервер. Также оптимизировали код и запросы к базе, поскольку на ресурсе доступен большой объем контента.

Добавили service-workers с кэшированием, чтобы пользователи могли моментально возвращаться со страницы на страницу. Выпилили тяжелый Bitrix24 виджет, чтобы он подгружался только по клику пользователя, а без повода не замедлял работу ресурса. Развитие сайта продолжается, впереди много обновлений!

Уверены, что коллегам и клиентам не понаслышке знаком процесс создания корпоративных сайтов. Поделитесь, какие сложности были у вас при разработке сайта, в комментариях? Спасибо, что прочитали нашу историю!

0
4 комментария
Вениамин Мустафин

Вывод, который я сделал после того как мы сами разработали и запустили свой корпоративный сайт — в следующий раз я отдам это на аутсорс другой компании :)

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Gataulin

Хороший план, а главное менее затратный)))

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Аристов

Ну как говорится сначала больно, потом прикольно

Ответить
Развернуть ветку
Garpix
Автор

Сначала больно, а потом снова больно))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда