Как с нуля запустить Uber-like маркетплейс грузоперевозок на прогретом рынке и не проиграть

Расскажем, как мы, Umbrella IT, вместе с нашим партнером ООО «Стрекоза» — владельцем автопарка для доставки строительного оборудования — запустили не имеющий аналогов на российском рынке маркетплейс грузоперевозок с отслеживанием доставки по геолокации.

Как с нуля запустить Uber-like маркетплейс грузоперевозок на прогретом рынке и не проиграть

Занять нишу на прогретом рынке непросто

Наш партнер изначально занимался продажей строительного оборудования, и у него был свой парк авто для доставки. Поскольку он наблюдал высокий спрос на доставку грузов, пришла идея пойти дальше: запустить еще один проект — uber-like площадку для перевозки грузов. Но это была непростая задача на прогретом рынке.

Лидерами оставались биржа грузоперевозок ATI.SU — экосистесма сервисов для транспортной логистики с 240 000 участников в России, СНГ и Европе. Ежедневно доставляет 150 000 грузов, доступно до 100 000 машин. Помимо веб-платформы, у них есть мобильные приложения. Как и у другого крупного конкурента — Грузовичкоф, который владеет автопарком больше 6000 машин.

От приложения к маркетплейсу

Основная задача, с которой обратились к нам, — разработать за 12 месяцев с нуля полноценное мобильное приложение с функциями маркетплейса для физических и юридических лиц, рядовых пользователей и водителей. Но такую функциональность невозможно было уместить в одном мобильном продукте.

Для пользователей требовался свой функционал, для водителей свой. Для работы с юридическими лицами лучше подходила веб-платформа. В итоге вместе с заказчиком пришли к пониманию, что для успешного запуска маркетплейса разработать нужно было веб-платформу, два мобильных приложения под Android и iOS для водителей и два — для клиентов.

Подключились быстро

За 2 дня подключили команду из аналитиков, iOS-, Android-, Angular-, Java-разработчиков, QA-инженера, дизайнера и проект-менеджера. Команда погрузилась в контексты и разработала техническое задание: описала бизнес- и функциональные требования, юзкейсы, проработала архитектуру. Параллельно занимались прототипами дизайна IT-продуктов.

Исследовали рынок

Все понимали: маркетплейс не мог выстрелить без килл-фич. Мы изучили другие сервисы, чтобы понять, какие уникальные функции могут помочь в этом.

Рассмотрев массу аналогичных площадок, выяснили, что их объединяют слабая защита приложений и отсутствие отслеживания грузов и машин по геолокации. Партнер решил, что сделаем упор на этом, но не ограничимся только этими функциями.

Разработали мобильные приложения

Главная нетривиальная задача при разработке мобильных приложений — добавить в них отслеживание перемещения грузов и машин в реальном времени. Чтобы получить API геокодера, мы связались с представителем Яндекса, а затем внедрили функцию в IT-продукты.

Нам помог опыт работы над приложением METRO, в которое добавляли геокодер Яндекса, и над сервисом Smartseeds, в котором автоматизировали трекинг перевозок. Поэтому мы быстро справились с этой задачей.

При разработке учитывали, что водители могут пользоваться телефонами, которые быстро разряжаются. В результате создали продукт, который минимально нагружает аккумулятор. На этапе тестирования, подключили реальных водителей и доработали приложения по полученному фидбэку.

По итогу у нас получились два мобильных приложения под iOS и Android для клиента и два для водителя, каждое со своим набором функциональности.

Во всех IT-продуктах организовали вход по PIN или биометрии и исключили запуск одновременно на нескольких устройствах для безопасности пользователей.

После бесплатной регистрации на маркетплейсе клиенту открывается список свободных водителей, информация о машинах и карта.

<p>На карте видно, сколько водителей в локации клиента. Перевозчики фильтруются по ставке, габаритам и другим параметрам. Из бокового меню, карты или с главного экрана можно создать детализированный заказ на точную дату и время.</p>

На карте видно, сколько водителей в локации клиента. Перевозчики фильтруются по ставке, габаритам и другим параметрам. Из бокового меню, карты или с главного экрана можно создать детализированный заказ на точную дату и время.

При оформлении заказа указывается тип машины, груза, специфику загрузки и выгрузки, упаковку и другие нюансы. Перевозить можно что угодно: технику, продукты питания, даже автомобили благодаря широкому выбору транспорта.

Когда заказ сделан, все обновления по его статусу отображаются в приложении. Достаточно открыть карту, чтобы увидеть, где едет машина, как в Uber или «Яндекс. Такси». Такой функционал из перевозчиков грузов предлагают только «Яндекс. Доставка» и «Стрекоза».

<p>Чтобы отслеживать положение водителя с грузом и его маршрут достаточно нажать на карту в заказе. Статусы перевозок видны на экране «Мои заказы»</p>

Чтобы отслеживать положение водителя с грузом и его маршрут достаточно нажать на карту в заказе. Статусы перевозок видны на экране «Мои заказы»

Водители регистрируются на маркетплейсе и оплачивают подписку, чтобы получить доступ ко всем функциям. Они так же, как и пользователи, могут фильтровать объявления: по ставке, городу, возможности догрузки транспорта другими заказами.

При регистрации можно добавить несколько авто и отслеживать все их сделки. Если перевозчик подтвердит личность, получит галочку верификации. Такие профили вызывают больше доверия у пользователей
При регистрации можно добавить несколько авто и отслеживать все их сделки. Если перевозчик подтвердит личность, получит галочку верификации. Такие профили вызывают больше доверия у пользователей
<p>Удобное управление активным заказом: нужно лишь перемещать слайдер для установки статуса, который увидит пользователь </p>

Удобное управление активным заказом: нужно лишь перемещать слайдер для установки статуса, который увидит пользователь

<p>Клиент прилагает к заказу документы в удобном формате или делает фото в приложении. Все документы отображаются в заказе и видны водителю после принятия сделки </p>

Клиент прилагает к заказу документы в удобном формате или делает фото в приложении. Все документы отображаются в заказе и видны водителю после принятия сделки

Внедрили в мобильное приложение функцию торга. Это значит, что водитель может не только откликнуться на заявку по указанной цене, но и предложить свою. Клиент в свою очередь отреагирует на изменение цены — обмен ценами может происходить до трех раз. После того, как участники сделки договорились, откроются контакты. Если пользователю понравится заказ, он сможет создать повторный на того же водителя, найдя его по ID или номеру телефона.

При согласовании сделки перевозчик может установить свою цену. Но клиент во время создания заказа может поставить запрет на торг. Формата оплаты 4, в том числе наличными и онлайн
При согласовании сделки перевозчик может установить свою цену. Но клиент во время создания заказа может поставить запрет на торг. Формата оплаты 4, в том числе наличными и онлайн

Для этой и других функций есть раздел с короткими текстовыми инструкциями с иллюстрациями и со ссылкой на Youtube-канал, где находятся подробные руководства.

Как с нуля запустить Uber-like маркетплейс грузоперевозок на прогретом рынке и не проиграть

Создали веб-платформу

В веб-версии доступны функции мобильного приложения, но не только они. Есть и уникальная функциональность, например, регистрация юридических лиц. Она позволяет создавать аккаунты водителей и управлять ими, а также фильтровать заказы по локации, отслеживать в реальном времени на карте. Причем владелец бизнеса может самостоятельно брать заказы и перераспределять их по исполнителям.

Как с нуля запустить Uber-like маркетплейс грузоперевозок на прогретом рынке и не проиграть

Итоги проекта

В итоге через 12 месяцев запустили 4 мобильных приложения и веб-платформу маркетплейса «Стрекоза». Мы выступили не только разработчиком, но и техническим консультантом: собеседовали специалистов в штат — помогли партнеру создать собственную IT-экспертизу для дальнейшей поддержки и развития маркетплейса.

Рекламная кампания, которая проводилась в течение 2 месяцев после релиза, привлекла на маркетплейс 5 тыс. пользователей. И мы верим, что это не предел. Площадку постоянно совершенствуют, чтобы привлечь больше водителей и предложить более удобный сервис клиентам.

12
2 комментария

А как приложение называется?

Ответить

Называется Стрекоза – на сайте https://strekoza.one/ в футере ссылки на приложения для клиента и водителя в Google Play и App Store

1
Ответить