GetLocus: обзор сценариев использования сервиса для групповой работы и обучения online

GetLocus: обзор сценариев использования сервиса для групповой работы и обучения online

Хотим поделиться результатами анализа use case применения «getLocus» основными группами наших пользователей: 1) бизнес-тренерами, психологами, педагогами; 2) лидерами проектных команд; 3) ведущими стратегических сессий и хакатонов. Надеемся, что те, кто впервые прочитают о сервисе для групповой работы и обучения online «getLocus», смогут в полном объеме увидеть его возможности, а те, кто уже им пользуется, смогут открыть для себя его новые грани.

GetLocus — это облачное решение — онлайн-доска, которая используется одновременно в двух функциях: 1. Как «физическое пространство» и 2. Как доска для рисования с различным дополнительным инструментарием производства графических объектов. Пользователи перемещают мышкой свои видео-аватары по онлайн-доске, приблизившись на определенное расстояние к аватару другого участника, пользователи оказываются в зоне взаимной слышимости. Другие участники, чьи аватары находятся за рамками этой зоны, не слышат то, что обсуждают те, кто находятся на расстоянии взаимной слышимости. Если включить режим «мегафон», то участник будет слышен в любой точке пространства. При этом онлайн-доска продолжает оставаться собственно доской. На ней можно не только перемещаться, но и рисовать, создавать стикеры, загружать на нее презентации, картинки, транслировать экран и т. п. Сочетание этих возможностей позволяет работать и общаться online, как в реальном мире, открывая новые возможности для бизнес-тренеров и педагогов, лидеров и участников проектных команд, ведущих стратегических сессий и программ проектной поддержки.

Интерактивные занятия (тренинги) online

Одними из самых активных пользователей сервиса «getLocus» являются бизнес-тренера, ведущие интерактивных занятий, педагоги. Методические задачи, которые они решают с помощью инструментов «getLocus», прежде всего, связаны с расширением репертуара применяемых методов активного обучения; созданием эффекта «физического присутствия» на мероприятии; повышением включенности участников и уменьшением их отвлечения на другие дела во время занятия.

Подготовка интерьера интерактивного занятия. Ведущие интерактивных занятий говорили нам, что для них одной из ключевых ценностей «getLocus» является возможность самим под свои учебные задачи конструировать тренинговые пространства/кабинеты. Фоновые изображения (подложки) позволяли делить пространство интерактивного занятия на нужное количество функциональных зон, в каждой из которых отрабатывалось и осваивалось разное содержание и разворачивалась разная учебная активность. Например, в одной зоне проводилось знакомство и разминка, в другой зоне — лекция, в третьей — упражнение/игра.

Примеры функционального зонирования пространства интерактивного занятия (тренинга). Ведущий сам может собрать любую нужную ему конфигурацию. 
Примеры функционального зонирования пространства интерактивного занятия (тренинга). Ведущий сам может собрать любую нужную ему конфигурацию. 

Особое назначение имели такие интерьерные элементы архитектуры пространства как «Стул», «Стул со столом», «Рабочее место подгруппы (стулья вокруг стола)» и др. Это не просто элементы интерьера для красоты и придания реалистичности пространству.Это – пространственные метки для участников и групп. По ним участники занятия понимают, куда им нужно в данный момент времени разместить свой аватар и что там делать, для того чтобы выполнить инструкцию ведущего (педагога). Например, «Докладчик, переместите свой аватар на красный стул, включите «мегафон» и начинайте сообщение». Для организации таких интерьеров, тренера пользовались функцией загрузки фоновых изображений (подложек), а также изображений отдельных элементов обстановки тренинговой комнаты (стулья, столы, рабочие места подгрупп, цветы, перегородки и т. п.). Здесь на помощь приходила либо специализированная библиотека «T-Matrix», либо бескрайние просторы интернета, где можно найти почти любую нужную картинку. Кроме методической полезности, интерьер пространства создает у участников «эффект физического присутствия» и вызывает естественного любопытства к происходящему.

Управление групповой динамикой и включенностью участников. Для поддержания высокой включенности участников в учебный процесс, тренера придумывали задания, требующие высокой активности участников. Например, упражнения, где требовалось интенсивно обмениваться информацией, перемещаясь между столами, за которыми сидели участники тематических групп, или создавать стикеры с ответами на вопросы и размещать их по заранее загруженной схеме-картинке и т. п. По словам тренеров, «в этом случае участники не могли, не то, что отойти от компьютера, но даже отвлечься на постороннюю вкладку!» Чтобы скрыть материалы, которые до поры до времени не должны видеть участники, тренера придумали использовать «ширму». Загружались изображения кустов/цветов и за счет функции «переместить изображение на передний план» скрывали за ними материал, который участники не должны были видеть. И это только малая часть методических находок, которые придумали тренера и преподаватели.

Тренера учат тренеров использовать "getLocus". За последние два года преподавателями-новаторами накоплен большой методический багаж проведения интерактивных занятий с использованием «getLocus». А некоторые лидеры-новаторы уже предлагают свои услуги по обучению других тренеров использованию getLocus для подготовки и проведения интерактивных занятий. Подробнее об этом в ВК «Цифровизация обучения».

Организация работы распределенных команд онлайн

То, что хорошо для интерактивного занятия online, оказалось вредным для организации проектных обсуждений в распределенных командах. Участники распределенных команд как один говорили, что фоновые изображения зонирования пространств, которые так «зашли» преподавателям и тренерам, зашумляют «полезную площадь», на которой создаются и размещаются артефакты обсуждений (стикеры, блок-схемы, слайды, схемы и т. п.). Поэтому распределенные команды всегда использовали «шаблон доски по умолчанию» в виде косой линейки (или клетки), в которой нет ничего лишнего. В свою очередь, крайне востребованным и полезным оказывался инструментарий, который не был таковым при подготовке и проведении интерактивных занятий.

Личный кабинет зарегистрированного пользователя.
Личный кабинет зарегистрированного пользователя.

Возможность создавать большое количество пространств и соединять их переходами. Мы выяснили очевидную вещь, которая в начале пути для нас не была таковой. Оказалось, что одна из ключевых ценностей для распределенных команд и их лидеров – это возможность создавать большое количество пространств. При этом количество участников одной такой распределенной команды, которые плотно и регулярно работают вместе над одним проектом/задачей, редко превышает 7 человек.

Ответ на вопрос, почему количество пространств — это ценность, лежал на поверхности. Любой проект – это много связанных, но все-таки различных тем и вопросов, которые надо прорабатывать отдельно (а часто и в разном составе), сохраняя историю артефактов от дискуссий, мозговых штурмов в виде схем, картинок, записей, к которым можно в любой момент вернуться всем участникам команды.

Лидеры распределенных команд для каждой самостоятельной (обособленной) темы проекта создавали отдельное пространство. Таким образом, для каждого проекта могло быть создано 4-6 пространств, связанных друг с другом переходами. Например, одно пространство — для прорисовки и обсуждения автоматизируемых бизнес-процессов, второе пространство — для представления, обсуждения и внесения изменений в макапы UX-дизайна будущего ИТ изделия; третье пространство — под планирование работ, куда выносится backlog-задач, и т. п. Ну и, конечно, проще было организовать распределенный доступ членов команды к тем или иным темам и задачам. В одном пространстве могла, например, работать одна часть команды над одними задачами, в другом пространстве – другая часть команды над своими задачами, а в третьем пространстве могли работать все участники команды над общими задачами, например, прорабатывать верхнеуровневый план проекта. Для сохранения истории обсуждений также активно использовался инструмент видео-записи экрана.

Инструменты производства графических объектов. Для проектных обсуждений это оказалось второй ключевой ценностью (помимо большого количества пространств). Создавать и совместно редактировать стикеры, соединять их гибкими стрелками для создания блок-схем, выделять, копировать и перемещать группы объектов, рисовать схемы на пространстве и т. п.

Пример работы с графическими и текстовыми объектами: стикеры; рисование схем, загрузка PDF, вставка скринов.
Пример работы с графическими и текстовыми объектами: стикеры; рисование схем, загрузка PDF, вставка скринов.

Рисование поверх всех загруженных объектов и изображений. Эта, на первый взгляд, неприметная функция оказалась особо востребованной и часто использовалась при совместной доработке презентаций и/или дизайна чего-либо. Автор представлял свою разработку в виде ПДФ-презентации и/или демонстрировал экран своего компа, а участники команды поверх этого изображения (в том числе поверх участка пространства, где шла демонстрация экрана) инструментом рисования отмечали места, которые надо переработать, перенести в другое место или что-то вообще от руки дорисовывали и т. п.

Пример рисования поверх загруженных картинок и демонстрации экрана.
Пример рисования поверх загруженных картинок и демонстрации экрана.

Стратегические сессии и программы проектной поддержки online

Данную сферу применения «getLocus» мы начали исследовать сравнительно недавно. Пока мы наблюдаем сочетание сценариев использования, которые характеры для двух вышеописанных сфер: интерактивное обучение и проектные обсуждения в распределенных командах. Организаторы таких сессий обычно создают пространства для отдельной работы каждой проектной группы и одно общее пленарное пространство, где проектные группы рассаживаются за свои столики, размещают (копируют) результаты своей работы, докладывают эти результаты.

GetLocus: обзор сценариев использования сервиса для групповой работы и обучения online

Специфику мы обнаружили в длительных программах проектной поддержки. К таким программам, например, можно отнести акселерационные программы. Трекер/модератор сопровождает одновременно несколько групп, регулярность его встреч с командами может быть различна (еженедельная, пару раз в месяц или реже). Выяснилось, что трекеру/модератору важно мониторить процесс самостоятельной работы команды между встречами, особенно если встречи проходят реже, чем раз в неделю. Для решения задачи мониторинга они использовали инструмент «Менеджер контента», в котором отражается информация о том, кто, когда, какой объект создал/загрузил/отредактировал. По этой информации сразу становится понятно сколько человек из команды работали с артефактами, как активно (кто сколько артефактов создал/отредактировал), как команда смаоорганизовывалась (все задачи делали за день до встречи с модератором/трекером, или работала регулярно).

Хотим поблагодарить всех пользователей "getLocus", которые включились в нашу custdev-программу.

1818
3 комментария

Еще пару лайфхаков в вашу копилку: 1. Инструкции можно прятать не только под кустами. Можно сделать скриншот куска пола/подложки кабинета, вставить его и переместить на передний план перед инструкцией и залочить, чтобы участники случайно не сдвинули. Тогда все выглядит как-будто на подложке ничего нет, а потом скриншот в корзину отправляешь и инструкция появляется. 2. Когда сажаю участников в круг и прошу высказаться, то загружаю картинку мячика и передаю (перемещаю) его к первому участнику, чтобы он высказался, потом прошу его передать мячик любому другому участнику и т.п.. В общем, как в аудиторном тренинге. Таких лайфхаков набралось много. Напишу в личку

1
Ответить

Пользуюсь сервисом не так регулярно, как хотелось бы. У вас ограничение по количеству участиков в одном пространстве - 25 человек. Планируете ли вы как-то увеличивать это количество?

Ответить

Да, в SaaS версии, пока, ограничение 25 человек в одном пространстве. Мы сейчас сделали новый маршрутизатор нагрузки. Экспериментируем с увеличением количества участников в одном пространстве/кабинете. Точно будет больше, но на сколько, пока, сказать не можем. На полях, отмечу, в "коробочном решении" (устанавливается на сервер заказчика, для работы в локальной сети) getLocus такого ограничения в 25 человек уже нет.

1
Ответить