Как рекомендации помогают соискателям находить работу

Уже в августе станут известны 36 победителей и финалистов конкурса Мэра “Новатор Москвы”. Продолжаем беседовать с основателями проектов, вошедших в топ-90 проектов. Сегодняшний герой - Элина Куэста, основательница платформы iRecommendWork. Это онлайн-сервис, где компании находят сотрудников, а люди – работу через рекомендации других профессионалов. Проект помогает укреплять социальные связи между людьми, при этом все три стороны – работодатели, соискатели и рекомендатели, получают от проекта пользу.

Элина Куэста, основательница платформы <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Firecommendwork.com%2F&postId=772139" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">iRecommendWork</a>
Элина Куэста, основательница платформы iRecommendWork

Почему именно рекомендательная платформа в сфере HRTech?

Я много лет проработала в HR: обучала сотрудников, была директором по персоналу. Когда вышла из найма, ко мне стали обращаться друзья и знакомые с просьбами помочь им трудоустроиться. Это был 2018 год.

До определенного времени job-сайты в этой нише всех устраивали, но постепенно находить людей и работу стало непросто. У обеих заинтересованных сторон начало складываться ощущение, что на рынке нет хороших кандидатов и работодателей. Поэтому у меня появилась идея - помогать им находить друг друга через рекомендации, а за “мэтчи” награждать рекомендателей.

Рекомендательная платформа iRecommendWork
Рекомендательная платформа iRecommendWork

Как Вы начинали свой стартап?

В декабре 2018 года мы с партнёром Сергеем стали прописывать концепт, в январе что-то пообсуждали, а 19 февраля 2019 года я сказала: "Всё, начинаем!" У меня был знакомый из компании “Экспосалон”, которому надо было найти бухгалтера. Забегая вперёд, скажу, что наш первый заказчик недавно вернулся с тем же запросом, и мы нашли ему нового бухгалтера.

Так вот. Я завела страничку в соцсети, опубликовала вакансию и стала приглашать на неё друзей. Сергей в течение пары дней сделал сайт-прототип на Wordpress, где мы стали публиковать вакансии, на которые можно было откликаться.

Как Вы нашли партнера?

Мы познакомились, когда были студентами, в AIESEC, международной студенческой ассоциации. Сергей возглавлял локальное отделение в Беларуси, а я - в Новосибирске. Встретились на национальной конференции в 1994 году. Потом наши пути разошлись, мы жили и работали в разных городах и странах, а вновь встретились в 2018 году, когда Сергей переехал в Москву после 5 лет в США.

Кто Ваши конкуренты?

Если говорить про аналогичные сервисы, то их не так много. Они появились позже нас, и кто-то уже прекратил своё существование. Мы конкурируем с любыми сервисами по подбору сотрудников, например, GetMatch - там нет рекомендаций, но они тоже помогают искать айтишников. Основные конкуренты - это HeadHunter как монополист в нише найма и кадровые агентства. От первого мы отличаемся тем, что даём клиенту только подходящих кандидатов, которые подходят под все требования. Чтобы нанять одного сотрудника через job-сайт, надо посмотреть от 300 до 500 резюме. Малоизвестные компании редко набирают столько откликов и, соответственно, получают маленькую вероятность встретить нужных людей. А крупные компании тратят много времени на разбор. C помощью сарафанного радио мы достигаем “скрытых” кандидатов, которые неактивно ищут работу: только начали об этом подумывать, поделились мыслями со своим знакомым или посоветовались с карьерным консультантом. Эти люди могут выступить рекомендателями.

Что касается кадровых агентств, основной их недостаток - очень дорогие услуги, которые практически недоступны малому бизнесу и стартапам: агентству надо заплатить 2-3 зарплаты, чтобы тебе нашли человека. Это могут позволить себе только крупные компании.

Что ещё отличает Вас от конкурентов?

Наши цены гораздо доступнее за счёт краудсорсинга кандидатов, то есть в отличие от кадрового агентства мы не платим зарплату рекрутерам, которые сидят и ищут кандидатов. Мы платим денежный бонус рекомендателю, чей кандидат подходит на вакансию и которого нанимает заказчик. Дело ещё и в развитии социальных связей, накоплении социального капитала: когда рекомендатель окажется в положении соискателя, ему точно так же потребуется помощь.

Соискателю наша платформа гарантирует, что он будет одним из нескольких, а не один из 300-500 кандидатов. Когда откликаешься на job-сайте, часто не получаешь никакой обратной связи, а у нас получаешь. У нас шанс получить работу гораздо выше благодаря рекомендациям, даже если у кандидата не очень хорошее резюме. Просто так соискатель на нашу платформу попасть не может - только через рекомендателей. Он, конечно, может откликнуться на вакансию, но ему все равно придется привести рекомендателя через индивидуальную ссылку.

А как Вы проверяете надёжность рекомендателя?

Мы верим людям. Мы работаем больше 4 лет и знаем, что люди кого попало обычно не рекомендуют. Понятно, что есть исключения, но и мы модерируем отклики и не отправим клиенту неподходящего кандидата. Если финансист вдруг откликнулся на маркетолога, а в вакансии требуется 3 года в маркетинге, то мы не передадим этот отклик. С помощью рекомендаций компании получают релевантных кандидатов, но финальный выбор наниматели делают сами - на основе интервью, тестовых заданий и других методов отбора.

Основная проблема кандидатов не в том, что они на сто интервью сходили и их нигде не взяли, а в том, что они не могут попасть на интервью, потому что их резюме не видят. Рекомендация помогает пройти этот фильтр, а оставшуюся дорогу соискатель должен одолеть сам.

Огромный плюс, что на нашей стороне накапливаются данные, в отличие от HeadHunter: куда откликнулся кандидат, куда прошел, кто кого порекомендовал. Мы получили грант от Фонда содействия инновациям и сейчас как раз внедряем ИИ, чтобы он формировал рейтинг рекомендателей. Если ты порекомендовал хороших профессионалов, то и следующие рекомендации будут релевантные. Если рекомендуешь кого попало, то в следующий раз твоим рекомендациям не поверят.

На каком этапе сейчас находится Ваш проект?

Мы на пороге масштабирования. У нас есть продукт, в который очень многое заложено: хорошая архитектура, основной функционал платформы работает, и у нас есть ещё планы на доработку на 1-2 года.

Мы уже привлекли 160 клиентов. Сейчас хотим масштабировать продажи - для этого наняли руководителя отдела продаж. Очень надеемся, что с приходом профессионала у нас увеличится число клиентов, вакансий в сервисе и количество пользователей.

О чем мечтаете в будущем?

Чтобы рекомендации стали основным каналом поиска работы и найма. В данный момент это болезненный процесс, и обе стороны страдают. Непонятные отклики, непонятные вакансии, мошенники…

Мы же хотим, чтобы соискатели и компании легко находили друг друга, в том числе через рекомендателей - не только в России, но и по миру. У нас есть задача укрепиться в России, а в 2025 - выходить на международный рынок. Ещё мы боремся с монополистами вместе с некоторыми стартапами и хотим, чтобы компании развивали альтернативные источники поиска людей.

Что ожидаете от участия в конкурсе “Новатор Москвы”?

Прежде всего, победы. Деньги - важная составляющая в жизни стартапа, потому что для того, чтобы что-то наращивать и масштабировать, к сожалению, недостаточно одного энтузиазма. У нас энтузиазма много несмотря на то, что за наши 4 года жизни несколько раз случались крупные кризисы на рынке труда. Нам было нелегко в это время, но мы выжили, растем и развиваемся. Если победим в конкурсе, то направим эти деньги на повышение узнаваемости нашего бренда, чтобы к нам приходили новые пользователи и клиенты.

Для нас также важен нетворкинг, так как мы активно выступаем за наращивание социальных связей, а любые дружественные стартапы - это потенциальные клиенты и партнёры, с которыми мы можем взаимно интегрироваться и находить совместные решения.

Больше историй новаторов в социальных сетях проекта: Telegram, VK, TenChat.

1414
2 комментария

С удовольствием отвечу на вопросы, если они будут :) Открыта для обсуждения

2
Ответить

Отлично, спасибо!

1
Ответить