«Иногда ключ просто оставляют под ковриком» — белорусский стартап VSGate делает «умные» замки для коворкингов и Airbnb

Сооснователи VSGate рассказали об исследовании рынка, инвестициях в проект и сложностях внедрения сервиса.

Артём Вальмус облетел пол-Европы, чтобы проверить идею для стартапа: он придумал систему удалённого управления «умными» замками, которые открываются прикосновением смартфона. В беседе с dev.by сооснователи стартапа VSGate — гендиректор Артём Вальмус, директор по маркетингу Андрей Шаурко и технический директор Влад Кальман рассказали об исследовании рынка, инвестициях в проект и сложностях внедрения системы.

«Иногда ключ просто оставляют под ковриком» — белорусский стартап VSGate делает «умные» замки для коворкингов и Airbnb

«Владельцы офисов не знают, как реализовать доступ арендаторов к рабочим местам»

Идея проекта возникла полгода назад, когда разработчики Артём Вальмус и Влад Кальман обсуждали, как тяжело снять офис для небольшой команды. «С другой стороны, мы слышали, что у некоторых компаний, наоборот, есть лишние площади, которые те могли бы сдавать в аренду. Но владельцы офисов не знают, как реализовать доступ потенциальных арендаторов к рабочим местам», — говорят сооснователи VSGate.

Тогда ребята решили разработать удобную систему доступа, которая позволила бы управлять неограниченным количеством «умных» замков. По задумке авторов, доступ выдаётся удаленно на определённые даты и время прямо на смартфон клиента.

Прежде чем приступить к реализации проекта, разработчики провели кабинетное исследование рынка. «Оказалось, в Америке и в Европе уже существуют подобные решения, а значит — потребность есть. Дальше нужно было пообщаться с пользователями, чтобы узнать, какой продукт им необходим», — рассказывает Артём Вальмус.

«Изучив, где используются „умные“ замки, мы выделили две основные ниши: коворкинги и сервисы кратковременной аренды жилья. Следующим шагом стала разведка рынка „вживую“. Начали с Западной Европы, поскольку их рынок коворкингов уступает только американскому», — продолжает Андрей Шаурко.

По данным издания Coworking Resources, в 2018 году в мире насчитывалось около 16,6 тысяч коворкингов, а в 2019 году их количество вырастет до 18,3 тысяч.

Семь стран и 18 коворкингов

Вальмус отправился в путешествие один, без команды. Посетил семь стран — за три недели разработчику удалось поработать в 18 коворкингах: «от малых дизайнерских до крупных сетевых», например, WeWork, WorkRepublic, Multiburo и Tribes. «Я начал с Вены, затем побывал в коворкингах в Брюсселе, Берлине, Праге, Риме, Париже и Варшаве», — говорит он.

Артём Вальмус и Андрей Шаурко
Артём Вальмус и Андрей Шаурко

Евротур позволил заключить, что «ниша коворкинг-пространств в Европе сейчас находится на стадии активного развития». Заботясь об удобстве клиента, коворкинги начинают внедрять разные технологические решения: доступ по ID-картам, электрозамки с удаленной выдачей цифровых ключей, регулируемые по высоте столы с запоминанием удобного для гостя положения, «умные» кофемашины, кредиты на кофе в которых выдаются прямо на смартфон, и многое другое.

«Чтобы увидеть это, я провёл в каждом коворкинге минимум по семь часов. И пришёл к выводу, что сейчас лучшее время для внедрения нашего решения. К тому же в СНГ, и в Белоруссии в частности, тоже наметился этот тренд. В Минске открыто около двадцати небольших по мировым меркам коворкингов, а скоро появятся и крупные, технологичные. С одним из них мы как раз планируем запустить пилотный проект», — говорит Вальмус.

Кроме коворкингов ребятам было интересно проверить актуальность «умных» устройств в сфере арендного жилья. И они поняли, что хозяевам апартаментов, которые они сдают через Airbnb, тема близка. «Им приходится вставать ночью, мчаться через весь город, чтобы передать ключи гостю. Иногда ключ просто оставляют «под ковриком» — что небезопасно», — отмечает Андрей Шаурко.

«Есть ещё одна особенность: европейцы хорошо говорят по-английски, в Белоруссии же существует проблема коммуникации с иностранными гостями. Автоматизированная система облегчила бы жизнь и гостям, и принимающей стороне», — добавляет Артём Вальмус.

«Сэкономили время на случай, если бы гипотеза не подтвердилась, выяснили, какой продукт нужен»

Полевое исследование стоило стартаперам около $5 тысяч. Они считают трату обоснованной: говорят, что «сэкономили время на случай, если бы гипотеза не подтвердилась, и выяснили, какой конкретно продукт нужен клиенту».

По результатам поездки команда VSGate поняла, что кроме коворкингов и Airbnb их решение может быть востребовано:

  • Владельцами точек самовывоза онлайн-заказов и постаматов — автоматизированных пунктов выдачи заказов. Они располагаются в местах с высоким трафиком, в метро или на улице.
  • Магазинами самообслуживания. «Решение автоматизированного доступа может стать частью большой системы „умного“ магазина».
  • В «умном» доме: работник службы доставки супермаркета сможет сам открыть «умный» замок, если дома к его приезду никого нет.

12-13 июня 2019 года в Лондоне проходила конференция TechXLR8 и хакатон, одна из тем которого — интернет вещей (internet of things; IoT). На хакатоне ребята заняли призовое место, показав рабочий прототип, и получили бонусы от организаторов.

«Наш стартап включили в программу Startup Elevate, связывающую фаундеров с более чем 400 инвесторами и представителями промышленности из США, Великобритании и Сингапура, что обещает не только возможность инвестиций, но и доступ к быстрорастущим рынкам. Мы получили ценные контакты для дальнейшего развития», — отмечает Артём Вальмус.

«Связывались с компаниями под видом клиентов и получили суммы от $50 тысяч до $70 тысяч за решение на 20 дверей»

Сама разработка ведётся чуть более трёх месяцев. Приложение — гибридное, написано на React Native. «Также у нас есть низкоуровневые компоненты: микроконтроллеры, которые мы заказывали в Китае и сами программировали на языке C», — говорят сооснователи VSGate.

Поиск и закупку комплектующих, а также работу с партнёрами и потенциальными клиентами взял на себя Андрей — у него был опыт работы с хардверными стартапами Rocket Body и Rozum Robotics.

«Иногда ключ просто оставляют под ковриком» — белорусский стартап VSGate делает «умные» замки для коворкингов и Airbnb

Говоря о техническом решении, технический директор стартапа Влад Кальман отмечает, что концепция доступа VSGate «не такая уж сложная»: «Всё, что нам нужно — это предоставить клиенту в виде сервиса возможность открыть дверь и закрыть её, и связать определённого юзера с определённой дверью. Грубо говоря, выполнить всего три операции».

Главная проблема, по словам разработчика, заключалась в том, чтобы обеспечить возможность подключать неограниченное количество дверей — даже не десятки, а сотни. Стартаперы её решили: «У нас каждый считыватель полностью автономен, и связывается напрямую с облаком. А смартфон в свою очередь связывается со считывателем посредством BLE.

Правда, появилась ещё одна проблема — как обеспечить облачное обновление самой аппаратной части продукта, чтобы вне зависимости от того, какую гостевую CRM-систему используют коворкинги, замки обновлялись автоматически «и знали, кого пустить, а кого нет». Сейчас команда уже «нащупала решение» — она использует API софта по управлению ресурсами коворкингов.

Кальман отмечает, что конкурирующих сервисов на рынке немного — до десяти. Главная их проблема — техническая: они ограничивают клиента по количеству дверей, которые можно подключить.

В ходе работы мы связывались под видом клиентов с компаниями, отправляли заявку и в американскую Kisi, — и получили космические суммы: от $50 тысяч до $70 тысяч за решение на 20 дверей. Даже очень большой коворкинг не может себе это позволить — нерентабельно.

Влад Кальман, технический директор VSGate

«Администраторы игнорируют возможность дать доступ удалённо и открывают двери вручную»

Одна из главных нетехнических сложностей, которую предстоит преодолеть стартаперам, — «неготовность некоторых клиентов к продукту, связанная в первую очередь с доверием».

«Потенциальные юзеры сомневаются в безопасности доступа через мобильный телефон. Мы видели, что администраторы коворкингов часто игнорируют возможность дать доступ удалённо и открывают двери вручную, тратя время на регистрацию и оплату. А посетители в это время стоят в очереди», — сетуют сооснователи стартапа.

Разработчики сделали вывод: «секьюрный замок должен быть максимально прост в использовании, а также интегрирован в системы управления коворкингом и биллингом, чтобы после установки решения администратор забыл о рутине и ему осталось только улыбаться гостям и следить за атмосферой».

По словам стартаперов, их затраты на разработку в сумме можно оценить в $15 тысяч, не включая те деньги, которые ушли на евротур.

«Иногда ключ просто оставляют под ковриком» — белорусский стартап VSGate делает «умные» замки для коворкингов и Airbnb

Говоря о планах, сооснователи VSGate отмечают, что думают об инвестициях и выходе на европейский рынок, но начать хотят с Белоруссии, России и Украины. «Ближайшая красная дата в нашем календаре — это 1 сентября: к этому времени мы планируем внедрить наше оборудование в один из минских коворкингов», — говорят они.

Также команда договорилась с одной из минских компаний провести тестирование их решения: «умные» замки установят в обычный офис, а сотрудникам дадут доступ через приложение.

dev.by — сайт об информационных технологиях в Белоруссии и в мире.

Статьи по теме:

  • Программист из Новополоцка заработал $600 тысяч на приложениях-переводчиках и вложил их в свой API. Он собирается заработать $350 млн за три года.
2020
59 комментариев

Наконец-то на фотографии ноутбуки не эпл.

15

Значит возможно и толк будет.

4

Лол, у них сайт на тильде. Продукт то хоть в виде прототипа существует?

7

Так нормальные стартаперы. Последовали мудрым советам и вложили 5000 не в сайт а в полевые исследования чаще делают наоборот

29

Существует. В конце августа ставим первые образцы на один крупный коворкинг для полевых тестов.

2

У них и прототип, что на фотке, либо на WeMos, либо еще на какой ардуине.

Невероятно скучная и притянутая за уши история... Но в конце ссылка — и история чела, начавшего с сотни говно-приложений в эпсторе («два экрана, кнопка и реклама»), охуенно поднявшего на этом бабла и влившего все в собственную нейронку-переводчика (и теперь планирующего открыть апи и поднимать $35 млн в год) — ради этого стоило прочитать про унылых ребят с их замками.

11