«Проблеметр» — шаблон для оценки перспектив проекта Материал редакции

Помогает понять, стоит ли решать проблему, которую нашёл стартап.

В закладки

Таблицу для оценки потенциала идеи на американском рынке создал сооснователь платёжного сервиса Bizpayo Марк Говард на основе лекции партнёра Y Combinator Кевина Хейла.

По словам Говарда, шаблон поможет быстро оценить, насколько важна проблема, которую пытается решить стартап, и стоит ли её решать вообще. У проекта есть перспективы, если проблема удовлетворяет хотя бы одному из критериев:

  • Потенциальная аудитория, которую затрагивает проблема, превышает 1 млн человек.
  • Рынок растёт как минимум на 20% в год.
  • Решение своевременно, то есть пользователи активно пытаются решить эту проблему прямо сейчас или попытаются в ближайшем будущем.
  • Потенциальный объём рынка превышает $1 млрд (поле "Cost"). Чтобы определить объём, Говард предлагает умножить потенциальное количество пользователей проекта на стоимость решения проблемы сейчас.
  • Изменения в законах привели к тому, что проблему нужно решать сейчас (поле "Mandatory").
  • Пользователи вынуждены решать проблему довольно часто, так что будут постоянно возвращаться в сервис.
Объявление на vc.ru
Личный опыт
Кейс: Как за 7 лет мы создали мультиязычную удаленную редакцию для экспертного контента?
Фейковые нейтивы, как найти пруфридера и хантить лучших райтеров в пандемию: наш опыт создания SEO редакции под…

Если решаемая проблема не удовлетворяет ни одному из критериев, Говард рекомендует пересмотреть стратегию и бизнес-модель проекта.

Ссылка на шаблон. Чтобы начать с ним работать, создайте копию на своём «Диске» («Файл» — «Создать копию»)

Сооснователь Bizpayo замечает, что это только первая версия шаблона, и он планирует дорабатывать и улучшать его на основе обратной связи от предпринимателей.

{ "author_name": "Дарья Хохлова", "author_type": "editor", "tags": ["\u0448\u0430\u0431\u043b\u043e\u043d\u044b","\u043e\u0446\u0435\u043d\u043a\u0430\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u0430","\u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u044b"], "comments": 23, "likes": 65, "favorites": 525, "is_advertisement": false, "subsite_label": "services", "id": 78850, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Sat, 10 Aug 2019 12:06:57 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru
0
23 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
2

примитивненько

Ответить
4

90% стартапов не делают даже такой оценки и потом очень удивляются, получая отказ от акселераторов и инвесторов.
"Ну как же так, мы же 2 года впахивали на дошираке, чтобы создать лучший маркетплейс для гитарных медиаторов!!"

Ответить
3

Если следовать логике всевозможных стартап-экспертов, то идея ничего не стоит, а главное - это ее реализация и, соответственно, команда, которая создает продукт. Таким образом, идеи можно вообще не проверять, поскольку плохая команда загубит даже самую лучшую идею, а хорошая команда вытянет даже самую провальную. В вашем примере - расширит ассортимент товаров и услуг и начнет вместе с медиаторами продавать гитары, гитаристов, обучение игре на гитаре онлайн и так далее, или вообще сделает пивот и переключится на смычки для скрипок или клавиши для фортепьяно.

Ответить
3

хорошая команда вытянет даже самую провальную

Нет.
"Потенциальный рынок < 1 ярда" - до свидания.

YC и прочие акселераторы работают по верхнеуровневым показателям и "красным флагам".
Если верить, что на каждый раунд в YC подаются более 100K команд, у них физически нет ни времени, ни желания, индивидуально оценивать каждую команду.
На потоке сначала применяется фильтр по показателям, у оставшихся смотрят "красные флаги" (1 фаундер, из "плохой страны"и тп).
И только У ОСТАВШИХСЯ могут посмотреть на команду и поговорить по душам.

Ну и ли хайп, статья на TechCrunch или другая громкая новость - Now you got my attention

Выбирайте что вам ближе и не тешьте себя иллюзиями про "сильную команду".

Канонический пример, который рассказывают в самом YC - Dropbox.
Его послали на первой заявке из-за красного флага "1 фаундер".
Но потом увидели хайп и милостиво снизошли.

Ответить
0

а где про все эти красные флаги узнать?

Ответить
12

Про флаги в явном виде, разумеется, не рассказывают.
Но если посмотреть и послушать партнеров YC -
1. Нужны большие истории, "единороги". "Стреляй по звездам и попадешь в Луну" - вот это все.
Если целевой рынок вашего стартапа меньше ярда - не интересно. Да, у вас может быть офигенная команда и вы смените и модель и рынок, но это уже будет пивот (и не один) и другие заявки. А вот конкретно эта - мимо.

2. В команде должно быть не менее 2 человек - "кодер" и "бизнесмен".
Основатель YC, Пол Грэм, поднял свое первое бабло на конструкторе интернет-магазинов и поэтому наличие человека, который похож на кодера и может запилить билд лично руками для них важно.
Другие пишут, что лучше 3 - "кодер", "биздев" (бегает по инвесторам и собирает бабло, это в стартапе full time job) и "продаван" (продает не ваш бизнес инвесторам, а собственно продукт стартапа клиентам).
"1 человек" - красный флаг, нужно объяснять почему один.

3. Опыт работы в "большой пятерке" - плюс ("я инженер из Google и вот мой стартап" - и пофиг что ты был не в самом гугле а в 3rd tier аутсорсере целый 1 год)

4. Наличие MVP - с голой идеей надо быть либо "почти звездой" либо лично знакомым с партнерами. Для остальных - покажи хоть какой то продукт, поговорим.
Смотрят не только на продукт но и на сам факт того что ваша команда смогла его запилить, а значит не совсем болтуны.

5. Есть области которые они знают и понимают лучше остальных и охотнее одобряют заявки по ним. А например по финтеху у них почти голяк, его они не знают и не особо понимают. Есть мнение, что для финтеха специализированные акселераторы лучше, smart money и так далее.

Продолжать можно долго, на полноценную статью, а то и две.
Но крупным помолом, думаю, понятно.

Ответить
0

Это не мои иллюзии, а иллюзии многих инвесторов, прежде всего отечественных, с форматом оценки которых я во многом не согласен. Что касается акселераторов, тем более YC, в эффективность которых, за исключением части нетворкинга, я также не особо верю, вы правы, тут особо и дискутировать не о чем. При этом, все сказанное не отменяет примитивности информации из статьи, о чем я и написал изначально.

Ответить
1

Да, примитивно.
Но так работает первичный фильтр, который в любом случае требуется пройти...

Ответить
0

Airbnb можно было этим шаблоном оценить? Не отвечайте, нельзя)

Ответить
7

Почему нельзя?

Ответить
5

Мб потому, что тогда этого шаблона не было ¯\_( ͡° ͜ʖ ͡°)_/¯

Ответить
0

Можно

Ответить
2

Нужен стартап для измерения проблем при запуске других стартапов.

Ответить
1

мы такой делаем)))ахаха

Ответить
2

Спасибо, мне понравилось, как сформулированы основные пункты для оценки.
и название очень прикольное))

Ответить
1

Мне кажется, хорошая табличка. Очень простая и лёгкая для восприятия начинающих стартапов. Тут же не указано, что необходимо соответствовать всем параметрам, но вообще наличие соответствия - это возможность для роста. И для презентации выглядит норм. :)
Можно было бы добавить в такую простые маркетинговые инструменты типа анализа Портера и 7P или PESTEL со SWOT - и вот вам базовый анализ проекта для инвестора/для самих себя, чтобы понять, куда двигаться дальше.

Ответить
1

Предлагаю оценить Убер. В первой итерации, конечно

И немедленно его закрыть - он половине условий не удовлетворяет

Ответить
0

а есть посмотреть убер в первой итерации?

Ответить
0

Совершенно же известная вещь - апп для найма лимузинов, близко не лежит к тому, что такое Убер нынче.

TAM/SAM/SOM копеечные, роста не просматривается совершенно

Ответить
0

Произвольная табличка выйдет, без методологии, а она не прояснена. Как, например, по ней оценить выход новой игры? Все цифры брать от всего игрового рынка, или что?

Ответить
0

Пробле.. что?

Ответить
0

я пересмотрела видео - табличка вообще видео не отражает, зачем такое делать не очень понятно, но мы до среды-четверга нормальный скоринг выложим

Ответить
0

Spasibo Bolshoe Dasha! krutoi instrument) 

Ответить

Комментарии

null