{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Рассказываем, как создали систему для «1С», которая сначала была никому не нужна, а теперь экономит деньги бизнесу

В 2020 мы создали сервис для предпринимателей: потратили на него уйму времени, отправили в релиз, вложили деньги в маркетинг… И не получили ни одной регистрации. Для крупных компаний наш проект оказался функционально ограниченным, а для небольших — слишком сложным. Но мы реанимировали никому не нужный проект и превратили в прибыльный бизнес.

Привет! Я Сергей Егоров, руководитель продукта EnDocs. Это облачный сервис нового поколения, который помогает предпринимателям автоматизировать бизнес-процессы и не тратить время на работу с бумагами. Мы предоставляем интеграции с сервисами ЭДО, готовый модуль для 1С и другие полезные функции. С EnDocs обработка документов ускоряется в 10 раз, а компании экономят до 70–80% расходов на печать, копирование и хранение документов.

Сейчас мы работаем более чем с 300 компаниями — это более 10 000 подключенных пользователей. Но бизнес не всегда был таким успешным. Когда-то EnDocs был электронным архивом для 1С, с которым мы хотели создать новую нишу на рынке и обеспечить себе миллионные обороты. Планировали взорвать сферу электронных сервисов и стать новаторами. Но на деле всё вышло совсем не так.

Казалось бы, каждый сможет быть популярным в нише без конкурентов. Но нет:наш проект полностью провалился. Сказать, что мы были в шоке, 一 ничего не сказать. Но собрали все силы в кулак и начали допиливать невостребованный сервис. Спойлер: мы смогли изменить ситуацию. Но обо всём по порядку.

Три сотрудника создали продукт, потратив 500 тысяч на маркетинг

В далеком 2012 году мы с партнерами Максимом Соиным и Дмитрием Никитиным создали компанию ENSOL, чтобы заниматься внедрением информационных систем. Мы автоматизировали бизнес-процессы в крупных компаниях, так как правильно организованная работа с бумагами снижает многие риски. В 2012 году для внедрения сервиса документооборота в компании требовалась целая команда программистов. В то время готовых решений, позволяющих крупной компании быстро начать работу, практически не существовало — были платформы, на базе которых строились проектные решения. И мы были компанией, которая занималась адаптацией платформы (Microsoft SharePoint) под специфические бизнес-процессы компании. Со временем мы сделали полноценный продукт — систему электронного документооборота на базе SharePoint.

Однако полная зависимость от вендора платформы мешала масштабированию бизнеса. Это заставило нас посмотреть в сторону собственного решения. Забегая вперед, хочется отметить, что если бы не это решение — непонятно, что бы сейчас было с компанией (привет, 24 февраля).

Было решено сделать облачный продукт с интуитивным интерфейсом и возможностью самостоятельной настройки, который удовлетворял бы требованиям не только больших компаний, но также малых и средних.

Исходя из нашего опыта работы с крупными клиентами, одной из наиболее востребованных базовых задач было построение электронных архивов документов, и мы решили начать с него в качестве MVP.

Хорошей идеей показался архив для 1С. В 1С можно реализовать электронный архив — хранить файлы прямо в базе, но это начинает сказываться на быстродействии системы, и со временем она начинает жутко тормозить. К тому же, чтобы посмотреть документ, нужно заводить сотрудника как пользователя 1С, что не всегда возможно.

Мы оценили ситуацию и придумали решение проблемы — специальный электронный архив для 1С. С его помощью скан бумаги или электронную версию документа можно было бы загрузить в облачное хранилище. Ссылка на файл появлялась бы в учетной системе. Так любой файл можно было быстро открыть, и при этом программа бы не зависала независимо от количества электронных файлов внутри.

Идея об электронном архиве для 1С показалась такой классной, что мы решили создать отдельную программу и продавать ее бизнесу. На рынке не было похожих сервисов — хороший шанс стать новаторами. Мы решили не медлить и как можно скорее заняться разработкой. Для создания продукта мы собрали команду — выдернули из других проектов дизайнера, разработчика и руководителя. Тратили на реализацию идеи всё рабочее время, если что-то не успевали в офисе — доделывали по ночам из дома.

В те времена наша команда была еще совсем небольшой, но уже очень дружной — это видно даже по нашей общей любви к свитерам ;)

Параллельно с созданием продукта мы работали над маркетингом: отдали на аутсорс разработку сайта и запустили первую рекламу электронного архива еще до релиза. Потратили около 500 000 рублей. В итоге первую версию программы удалось выпустить с минимальным бюджетом после трех месяцев плотной работы.

Так выглядела первая версия сервиса: пока в ней был только архив

Сервис, который мы разработали, казался очень полезным — ведь всем нужно где-то хранить документы! И 1С используется в большинстве компаний страны, поэтому потенциальный рынок сбыта огромен. Казалось, что впереди только успех и почивание на лаврах (спойлер: нет!)

Когда сервис был готов, запустили рекламу в поисковиках и написали несколько статей о сервисе на бухгалтерские сайты. Оставалось только ждать, когда телефон разорвется от заявок, а про архив начнут говорить из каждого утюга.

Но реальность была не такой радужной. Деньги за рекламу потихоньку списывались, а результата не было. Прошел день, два, неделя… Наше воодушевление потихоньку угасало. Мы всё еще надеялись, что рекламу просто не увидели потенциальные клиенты. Но чуда не случилось, и волшебная золотая жила накрылась обычным медным тазом. Спустя месяц мы осознали, что спустили деньги и не получили ни одной заявки. Чтобы понять, что пошло не так, мы пошли за ответами к клиентам, которым раньше внедряли информационные системы. Они высказали свое мнение по поводу отдельного электронного архива — вердикт был неутешительным.

Оказалось, что отдельная программа-хранилище мало кого интересует. Руководители хотят закрывать конкретные бизнес-задачи, а не дополнять свои сервисы документооборота. Поэтому их запрос — в полноценном ЭДО, а не в отдельном архиве. Мы поняли, что сервис нужно дорабатывать.

Хотя вложения были для компании некритичными, и неудачный проект практически похоронили, все чувствовали, что дело не закончено, и в разговорах между собой постоянно возвращались к неудачному продукту. Ребята на обеде обсуждали: а что было бы, если бы добавили пару кнопок или сделали баннер красным...

В таком эмоциональном состоянии команда жила несколько недель. В конце концов провалившийся продукт даже перестали упоминать. Это выглядело так, словно посреди офиса стоит огромный слон, который занимает почти всё пространство и временами бьет сотрудников хоботом по голове. Но все делают вид, будто его не существует.

— Настроение у команды было отвратительное: мы то обижались на неблагодарных предпринимателей, то злились на себя за совершенные ошибки. Даже десятая часть наших ожиданий не оправдалась.

Максим Соин, сооснователь EnDocs

Взяли себя в руки и доработали идею

Через несколько недель мы смирились с неизбежным, все-таки сели за стол и начали обсуждать неудачный проект. Первым делом провели голосование — стоит ли закрывать разработку. Удивительно, но команда решила дать проекту еще один шанс.

У нас был опыт автоматизации документооборота в крупных компаниях, а также большой опыт различных интеграций, и мы решили, что сможем его применить в новом продукте.

Мы расчертили таблицу и начали выписывать все цифровые инструменты, которые внедряли заказчикам. Лидерам по количеству запросов ставили плюсы. Функции, которые собрали больше всего отметок, мы решили сделать базовым минимумом для будущего сервиса — хотели, чтобы программа стала полезной.

Порой обсуждение продукта происходило в неформальной обстановке)

По результатам «выборов» с явным преимуществом победил процесс автоматизации обработки первичных документов. Для наших крупных клиентов именно он представлял наибольший интерес и чаще других пользовался спросом. Плюс по «процессингу первички» у нас была наибольшая экспертиза.

Мы начали разрабатывать сложные интеграции с 1С и Диадок, подключили систему распознавания документов, добавили возможность их подписания электронной подписью. Прошло еще три месяца, мы выпустили релиз системы с новым функционалом, и… эффект был почти такой же, как и с архивом для 1С. Конечно, всё сделанное нам пригодилось впоследствии, но на тот момент наш продукт был всё так же невостребован.

Крупные компании чаще всего используют сервисы, которые разрабатывают индивидуально. У них есть собственные системы защиты, тонкости управления и стандарты безопасности — все эти детали невозможно предусмотреть в простой универсальной программе.

Анализируя ситуацию, мы пришли к выводу, что потребности в автоматизации для больших и МСБ-компаний различаются. Если в крупных большой объем первичных документов и они готовы платить за его автоматизацию, то для небольших актуальны более простые процессы.

Из-за этого мы сместили фокус: вместо очередной программы для крупных компаний решили создать полноценный сервис, который подойдет для малых и средних компаний в том числе. В качестве целевых процессов автоматизации выбрали те, которые наиболее востребованы в любой компании вне зависимости от ее размера (согласование счетов и договоров, подписание кадровых документов, обработка корреспонденции).

После долгих обсуждений помимо локальной установки решили добавить возможность работы по месячной подписке. Такой формат максимально удобен для бизнеса: в сервис можно зайти из любой точки и с любого устройства. При этом не нужно ничего внедрять: оплатил подписку — и начал использовать.

Мы определились с задачами и начали исправлять ошибки. Через полгода создали новый продукт — гораздо лучше старого.

Разработали новый продукт и сделали первую продажу

После продумывания концепции мы оценили рынок: аналогов идеи на рынке почти не было. Было много систем, которые могут «потянуть» только большие компании: очень уж дорого обходится внедрение и поддержка. О средних и малых организациях при этом никто не думает, и они буквально закапываются в бумагах.

В итоге свободная ниша нашла нас сама. Мы хотели, чтобы документооборот был быстрым, удобным и недорогим. В нашем идеальном представлении взаимодействие с сервисом выглядело так: руководитель регистрировался в системе, выдавал доступ сотруднику. Тот разбирался в программе за пару часов, и уже на следующий день компания начинала работать в сервисе.

Даже регистрацию в сервисе мы упростили до невозможного: чтобы создать аккаунт, не нужно ждать звонков от менеджеров и одобрения заявки

В обновленный сервис мы также добавили мобильное приложение, согласование и комментирование документов, встроенный редактор и много другое. Он стал не просто хранилищем, а полноценной системой документооборота. Мы закончили с разработкой, доделали пользовательский интерфейс и пошли предлагать программу компаниям. Снова.

И буквально через неделю случилось то, чего мы все так ждали: первая продажа! EnDocs заинтересовалась компания бухгалтерского аутсорсинга. Мы поговорили с руководителем, подписали договор и на радостях добавили в программу еще несколько функций, которых недоставало организации. Провернули это в тот момент, пока компания согласовывала подключение к EnDocs внутри команды. В общем, выкрутили клиентоориентированность на максимум :)

В таком виде был сервис, когда мы сделали первую продажу. Спустя время старый интерфейс выглядит жутко неудобным

После первой продажи мы поняли, что наконец-то нащупали верное направление. Постепенно начали появляться другие клиенты: например, один заказчик благодаря нашему сервису заменил бухгалтерский отдел на аутсорсе одним специалистом. Другой — владелец сети кафе — сократил расходы по штрафам на 70%.

Мы помнили о прежних ошибках и теперь постоянно собирали у клиентов обратную связь. Временами проводили подробные интервью с руководителями, бухгалтерами, кадровиками и рядовыми сотрудниками. Дорабатывали программу, учитывая комментарии пользователей. Чтобы все были в выигрыше, полностью переработали интерфейс и сделали его интуитивно понятным и простым — так в нём сможет разобраться работник с любым уровнем подготовки.

Параллельно мы развивали свои навыки в маркетинге. Если в продажах крупным компаниям основной упор делается на личные контакты и грамотное участие в тендерах, то в массовом сегменте эти подходы не работают и нужно использовать одновременно множество маркетинговых активностей.

Мы поняли, что наша миссия — разгружать предпринимателей от рутины с документами. Так у них наконец появится время, чтобы развивать свои компании и масштабироваться.

Отметили юбилей в 10 000 пользователей

Сейчас нашими системами пользуются около 10 000 пользователей — это больше 300 компаний, автоматизировавших свой документооборот. Мы не останавливаемся на достигнутом и развиваем сервис сразу в нескольких направлениях:

Добавили кадровый документооборот. С помощью инструмента можно оформить больничный, подготовить заявления для отпуска и командировки. Также можно выпустить электронную подпись прямо в сервисе и подписывать ей кадровые документы.

Доработали мобильное приложение. Это сильно упрощает документооборот — сотрудники теперь не привязаны к рабочему месту.

Улучшили локальное развертывание. Некоторые компании не используют облачные инструменты по правилам безопасности — для них мы разрабатываем установщик. Программу можно установить и запустить на своем сервере.

Обучили искусственный интеллект. Мы внедрили в сервис алгоритм, который автоматически распознаёт документы и предзаполняет их. Теперь сотрудники тратят меньше времени на сортировку бумаг. Чтобы механизм работал точнее, мы насыщаем его новыми данными.

Улучшили бэкенд. Оптимизируем код EnDocs: это большая работа программистов для быстрой работы системы без сбоев. Такие доработки малозаметны, но в конечном итоге именно они делают сервис удобнее и надежнее.

Сервис колоссально изменился за время работы над ним: мы почти полностью переработали дизайн и внедрили несколько десятков новых опций

Сделали важные выводы

За десять лет работы мы многому научились. Но значительную часть уроков вынесли за последние три года — за время развития облачного EnDocs.

Хочу поделиться своим опытом с теми, кто только запускает бизнес:

  • Если вы не видите конкурентов — это не значит, что ниша свободна. Возможно, рынка просто нет ¯\_(ツ)_/¯
  • Выходя на новый рынок и другой тип клиентов, надо всё тщательно анализировать и изучать, потому что применявшийся ранее (даже очень большой/успешный) подход может не сработать.
  • Нужно заранее выстраивать маркетинг и не экономить на продвижении. Если у конкурентов продукт хуже, но при этом классный маркетинг — купят не у вас. При этом схему продвижения стоит продумывать сразу: оцените до релиза, как и где будете предлагать свои услуги.
  • Идеально — вкладываться в дизайн сразу. Переделывать оформление гораздо сложнее, чем реализовать его хорошо на ранних этапах. Мы поначалу сильно торопились и создавали интерфейс на коленке — и сильно переплатили за его переработку.

История EnDocs дала многое: теперь мы знаем, как запускать и развивать востребованные для предпринимателей сервисы. Научились работать над ошибками, выявлять недостатки и быстро их исправлять. Но главное — мы поняли, что не стоит сдаваться, даже если ситуация кажется безнадежной.

Вы всегда можете бесплатно попробовать систему, перейдя по ссылке. Мы поможем настроить сервис и подключить интеграции.

Если ведете бизнес или часто работаете с документами, переходите на сайт EnDocs. Там вы узнаете, как можно облегчить работу руководителям, бухгалтерам, юристам и сотрудникам отдела кадров.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Мария Асланиди

Ахахаха) Когда читаю такие статьи, все желание делать бизнес отпадает. Он полон неожиданных трудностей, ну что это такое, блин:

"Если вы не видите конкурентов — это не значит, что ниша свободна. Возможно, рынка просто нет"

Уважуха, что не сложили лапки, несмотря на столько неудач.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Самсонов

Конечно, это очень тяжело на самом деле и нужно всегда быть ко всему готовым, это дело серьезное

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Заярная

Будущие бизнесмены уже рождаются седыми)

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Egorov
Автор

Да, второй раз я бы не согласился все начать сначала)

Ответить
Развернуть ветку
Мария Соболева

жесть, я бы после первой недели без клиентов все закрыла))

Ответить
Развернуть ветку
Марина Супранёнок

Вспоминаю, как я закрывала продажи через два дня, потому что мне написал только один человек…

Респект и уважуха, вы мощные)

Ответить
Развернуть ветку
Эля Кузнецова

"теперь мы знаем, как запускать и развивать востребованные для предпринимателей сервисы" - планируете еще что-то запускать? Вообще после такой истории, когда "приходилось брать себя в руки", не отпадает желание браться за что-то совсем новое?

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Egorov
Автор

Планируем в обозримом будущем попробовать вывести продукт на зарубежные рынки, в целом интерес к нему есть.

По поводу желания браться за новое - наоборот, когда все устаканилось не хватает драйва)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Ребят замените вечноторомозящий Диадок и будет Вам счастье и куча денег

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Egorov
Автор

это сложно)

Ответить
Развернуть ветку
Асель

Мем смешной, ситуация страшная. Это я про обложку)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда