Как изменился российский рынок ЦОД в 2023 году?

В условиях цифровизации и внедрения цифровых сервисов, увеличения объема данных спрос на услуги ЦОД растет, и с каждым годом – все быстрее. Волатильный и динамичный 2022 год стал годом существенных изменений на российском рынке дата-центров. После ухода с российского рынка ряда зарубежных вендоров их место заняли отечественные производители и вендоры из Азии, а также расширили свои ниши альтернативные поставщики оборудования и ПО. Подробнее о том, как изменился рынок в текущем году, рассказывает директор по продуктам ISPsystem Наталья Царева.

Наталья Царева 
директор по продуктам ISPsystem

В результате миграции клиентов из западных облаков в Россию и повышения цен на услуги ЦОД почти на треть увеличилась выручка провайдеров услуг дата-центров, хотя и они потеряли заказчиков из числа международных компаний. Произошло значительное перераспределение долей рынка между российскими и иностранными клиентами.

Между тем участники рынка отмечают, что основной спрос на услуги российских облачных провайдеров в настоящее время наблюдается со стороны зарубежных ИТ-компаний, поставщиков оборудования и автопроизводителей. Около 60% компаний, отделившихся от международных офисов, переносят своих инфраструктур на российские мощности. В целом, рост спроса на сервисы российских хостинг-провайдеров со стороны зарубежных компаний в 2023 году оценивается в 20–30%.

Новая реальность

Претерпев серьезные структурные изменения, российский рынок ЦОД адаптировался к новой реальности и продолжает динамично развиваться. Хотя, по оценкам аналитического агентства iKS-Consulting, темпы его роста снизились с 31% в 2021 году до 28,1% в 2022 году, прогнозы оптимистичны. По данным CNews, планы на 2023–2024 году предусматривают запуск 32 тыс. новых стойко-мест.

Перенос данных из зарубежных облачных сервисов в Россию стимулировал развитие отрасли. Comnews пишет, что по итогам 2022 года общее количество введенных в эксплуатацию стойко-мест коммерческих ЦОД составило 50 883. В 2023 году количество стойко-мест в отечественных центрах обработки данных выросло на 21% и достигло 70 300. А по результатам опроса ComNews Research, крупнейшие коммерческие провайдеры услуг ЦОД планировали ввести в эксплуатацию в 2023 году около 11,5 тыс. новых стойко-мест.

По прогнозу iKS-Consulting, в ближайшие два года объем строительства дата-центров может превзойти показатели предыдущих лет. Количество стойко-мест у провайдеров вырастет почти вдвое по сравнению с 2022 годом и превысит 100 тыс. Несмотря на санкции, в коммерческих дата-центрах ускорился ввод в эксплуатацию новых стойко-мест, включая высоконагруженные стойки с потреблением до 20 кВт и более, которые становятся все более востребованными у заказчиков. Энергопотребление площадок крупнейших операторов ЦОД в 2022 году увеличилась на 22%.

Переходим на российское

Хотя заметно сократилась доля оборудования, поставляемого ранее иностранными вендорами, это не привело к дефициту инженерных систем ЦОД и ИТ-оборудования, что позволило продолжить строительство новых площадок. Несмотря на проблемы с некоторыми комплектующими, в ряде сегментов активизировали работу локальные поставщики оборудования – систем пожаротушения, источников бесперебойного питания (ИБП), чиллеров, батарей и т.д.

После ухода западных вендоров российские разработчики смогли заместить их программные решения отечественными системами мониторинга дата-центров, однако при закупке оборудования значительно усложнилась логистика, увеличились сроки поставок. Санкции и проблемы логистики привели к росту цен на оборудование для дата-центров. По оценкам игроков рынка, капитальные затраты выросли на 20-30%, а по некоторым позициям – в 1,5 раза.

Прогнозы и тренды

Можно ожидать, что в ближайшие годы тенденция к росту цен на услуги центров обработки данных сохранится, т.к. капитальные и операционные расходы провайдеров ЦОД на электроэнергию и эксплуатацию площадок увеличиваются. Согласно экспертным оценкам, эти затраты растут на 7-15% ежегодно. При этом в ближайшие несколько лет может сохраниться определенный дефицит услуг ЦОД и коммерческих стоек. Постоянно усложняющиеся условия негативно сказываются на сроках реализации проектов строительства новых площадок. Несмотря на это, рынок продолжает активно развиваться.

Как подсчитали в iKS-Consulting, в 2022 году российский рынок услуг ЦОД увеличился на 28,1% – до 89,1 млрд руб. Более половины приходится на облачные сервисы, 40% – на colocation. В ближайшие два-три года доля облачных сервисов в выручке может вырасти до 50%. Часть дата-центров, ранее предоставлявших только услуги colocation, переходит к гибридной модели, и наряду с ними развивает облачные сервисы. Некоторые ЦОД осваивают системную интеграцию и помогают заказчикам решать задачи миграции ИТ-инфраструктуры и оптимизации применяемых решений.

Сегодня заказчики ожидают дополнительных услуг и экспертизы, они все чаще требуют широкого набора компетенций, качественной, квалифицированной поддержки. Нередко их интересуют комплексные предложения, интегрирующие ресурсы на локальной площадке и в облаке. Неопределенность ситуации на рынке повышает спрос на аутсорсинг. Кроме того, растет спрос на услуги по защите данных и обеспечению безопасности информации. А облачные сервисы помогают заказчикам решить проблему нехватки собственных мощностей.

Как оптимизировать ЦОД?

Процесс импортозамещения в IT-отрасли активизировался и провайдеры ЦОД активно закупают отечественное ПО: серверные стойки, блоки распределения питания, системы пожаротушения, серверы и СХД. Трудности, возникшие в связи с уходом западных производителей, в большей степени уже решены. Но проблема оптимизации работы с дата-центрами и нехватки мощностей остается. Как ее решить? Для этого необходимо:

  • Планировать ресурсы и потребности. Это включает в себя определение объема хранимых данных, количества серверов и приложений для обработки этих данных, и числа пользователей, которых необходимо поддерживать.
  • Снижать затраты на ИТ-инфраструктуру и повышать эффективность использования ресурсов за счет передачи некоторых задач на аутсорсинг. Например, можно передать на аутсорсинг задачи управления серверами или сетевым оборудованием.
  • Более эффективно использовать физические ресурсы за счет виртуализации серверов, которая позволяет распределять их между несколькими виртуальными машинами. Это может снизить потребность в новых серверах и увеличить производительность.
  • Оптимизировать сетевую инфраструктуру, чтобы улучшить производительность и снизить затраты. Это включает улучшение маршрутизации, использование более быстрых соединений и оптимизацию коммутаторов и маршрутизаторов, а также внедрение программно-конфигурируемых сетей (SDN).
  • Постоянно мониторить и анализировать работу дата-центра. Это поможет выявить проблемы и улучшить использование ресурсов, и определить, когда необходимо увеличить или уменьшить мощности.
  • Оптимизировать работу дата-центров за счет внедрения искусственного интеллекта и машинного обучения. Например, их можно использовать для автоматического обнаружения и устранения проблем, оптимизации использования ресурсов.
  • Использовать энергоэффективные решения. В частности такие, как светодиодные лампы, эффективные системы охлаждения и возобновляемые источники энергии. Это может помочь сократить затраты на электроэнергию и снизить выбросы парниковых газов.
  • Повышать квалификацию персонала. Обучать сотрудников работе с новыми технологиями и подходами может помочь улучшить производительность дата-центра и использование ресурсов.
  • Регулярно обновлять оборудование и ПО. Это поможет оптимизировать работу дата-центра. Устаревание оборудования может привести к снижению производительности и увеличению затрат.

Из-за санкций такие необходимые операции, как замена серверов, СХД и системного ПО, превратились в сложную задачу, из-за чего повысились риски перебоев в функционировании компаний. Поставщики сталкиваются с проблемами отгрузки в страну серверов и систем хранения данных, а также сложной логистикой при доставке комплектующих для сборки ИТ-оборудования. В то же время это стимулирует развитие отечественного производства серверов и СХД.

В рамках курса на импортозамещение актуальной не только для госучреждений, но и для коммерческих компаний становится потребность в отечественном оборудовании. Производители отечественных решений хорошо ориентируются в требованиях заказчиков и законодательства. Оборудование, которые они производят, соответствует потребностям и специфике различных отраслей, малого/среднего и крупного бизнеса. Но как идет процесс импортозамещения серверного программного обеспечения?

Импортозамещение ПО

Поиск аналогов программного обеспечения на замену решениям компаний, покинувших Россию или приостановивших деятельность на российском рынке, стало одним из главных вызовов. Однако импортозамещение серверного программного обеспечения в России идет неравномерно. Некоторые сегменты рынка уже полностью обеспечены отечественными продуктами, например, ОС, такие как Astra Linux.

Успешно конкурируют со многими иностранными продуктами отечественные системы управления серверами. После введения санкций спрос на них заметно вырос. Например, разработанное нами решение DCImanager поддерживает мультивендорную инфраструктуру любого масштаба и позволяет работать с оборудованием разных производителей без дополнительных инструментов. С его помощью можно управлять стойками, серверами, сетевым оборудованием, PDU и ИБП, вести инвентаризацию ИТ-активов: от коммутационных стоек с оборудованием до серверных комплектующих, хранящихся на складе.

У хостинг-провайдеров также пользуются популярностью такие отечественные платформы как BILLmanager от ISPsystem, которая позволяет автоматизировать продажу облачных сервисов, услуг хостинга и управление частным и гибридным облаком, панель управления серверами доменных имен DNSmanager или платформа виртуализации VMmanager.

В рамках стратегии импортозамещения разрабатываются и внедряются российские аналоги популярных серверных программ, таких как OpenOffice, МойОфис, Р7-Офис и других. Есть аналоги зарубежного ПО, которые максимально приблизились по функционалу к ведущим иностранным платформам, однако в других случаях, например, в сфере программного обеспечения для автоматизированного проектирования и производства, зависимость от иностранных продуктов все еще высока. Многие из российских решений еще не достигли достаточной зрелости для полного замещения зарубежных аналогов.

Процесс импортозамещения серверного программного обеспечения затрудняется и из-за проблем его внедрения и использования, в частности из-за несовместимости продуктов. Миграция на новое ПО и оборудование – длительный и сложный процесс, особенно для компаний с распределенной структурой. Интеграция технологий – непростая задача, требующая значительных финансовых затрат и времени.

Чтобы безопасно перейти на отечественное ПО, нужна подготовительная работа, квалифицированные специалисты или профильные подрядчики – системные интеграторы. С системным или серверным программным обеспечением ситуация сложнее, чем с прикладными и корпоративными продуктами. Российские аналоги таких решений начали развиваться относительно недавно, они еще не получили широкого распространения, а специалисты и интеграторы не накопили достаточного опыта. Тем не менее практика импортозамещения системного, серверного ПО существует, и успешных примеров становится все больше.

Российский рынок ЦОД продолжает развиваться несмотря на экономические сложности и санкции. В ближайшие годы ожидается рост числа дата-центров и расширение спектра предоставляемых ими услуг. Например, по прогнозам, отечественная облачная отрасль будет расти ежегодно приблизительно на треть.

44
1 комментарий

об исследованиях без графиков - тяжело...))

Ответить