Как вернуть поиску былое величие

Раньше поиск был практически единственно возможной точкой входа в сеть. Если только вы не знали точный адрес сайта на который хотите попасть. Но с тех пор много воды утекло. Поиск из мажора в минор переехал, а выдача влачит жалкое существование.

Эта статья будет не про контекст, рекламу или маркетинг, а про рефлексию на тему “Почему деградировал поиск” глазами простого пользователя и что с этим делать.

После того как количество рекламных каналов сократилось, многие надеялись что снова выстрелит SEO. На практике резкого роста не наблюдается. Кто раньше успешно занимался SEO, тот продолжил с ним работать и получает оттуда примерно столько же трафика.

В темы где поискового трафика и раньше не было, он не пришел. Условно, бьютики, которые раньше тусили в запрещённой соцсети теперь тусят либо в ВК, либо остались в той же соцсети, просто работают с теми кто сидит с VPN.

Всех уволили?

В блоге о технологиях Яндекса последняя статья с темой “Поиск” была аж в 2019 году, хотя последнее крупное обновление Y2 было в декабре 2022 и вот материал на VC о нём.

И не сказать что движение идёт не туда. Смотришь на анонс, вроде всё правильно, так и надо. Люди есть и они говорят правильные вещи. Но на практике…

Меня, как пользователя, не устраивает что найти что-то нормальное стало возможно только в информационных запросах. Коммерческие запросы (если мы берём естественную выдачу и опустим Директ) стали сплошь состоять из ссылок на 2gis, zoom и другие агрегаторы.

Пример:

Как вернуть поиску былое величие

Блок с картой и организациями действительно крутой, тут всё ок, вопросов нет (хотя вопросы есть у тех, кого в этом блоке нет). И в этом случае важно как тут происходит сортировка. Потому что на первом месте по конкретно этому запросу наименее известные организации в городе. А если посмотреть дальше:

Как вернуть поиску былое величие
Как вернуть поиску былое величие

Это уникальный пример. Потому что в результатах поиска нет ни одного сайта непосредственно стоматологии. Только агрегаторы. Таким образом, вы или в платном Директе, или в платном картографическом блоке, или пытайтесь пробиться внутри агрегаторов (если кто-то туда перейдёт). Варианта быть просто в поиске у вас нет вообще.

Ладно, давайте что ни будь без геопривязки. В их презентации Y2 был такой пример:

Как вернуть поиску былое величие

Вот давайте что-то такое и возьмём, только конкретизируем: "горнолыжные туры 2023".

Как вернуть поиску былое величие

Здесь результаты почище. Хотя бы не всё в агрегаторах.

Но ведь такая выдача в технологическом плане была и 20 лет назад! Мне надо кликать на каждый результат в поисковой выдаче, просматривать его, изучать. А где обещанное “От ответа к решению”?

Справа пустого места предостаточно. Понятно, что оно только на ПК/ноутах, но хотя бы на этих устройствах поместите туда список туров или топ курортов или организаторов. Хмм… организаторов, а ведь нам обещали поиск по сущностям, в т.ч. и людям.

Поищем людей организаторов:

Как вернуть поиску былое величие

Увы. Да, результаты чуток отличаются, но всё примерно тоже самое.

Критикуешь - предлагай!

Действительно как-то нехорошо получается, поэтому внесу несколько мыслей как всё это может работать.

Первое. Разделение результатов поиска по видам

Сделать в результатах поиска вкладки/кнопки/потоки/фильтры отдельно с сайтами компаний и отдельно с агрегаторами. Т.е. если я набираю запрос Стоматология + город, у меня должна быть возможность увидеть только список сайтов стоматологий этого города. Или не обязательно сайтов, результаты выдачи могут быть разные. Может быть в одном из них будет только список врачей (это сейчас отчасти уже реализовано).

Второе. Не только сайты

Отказаться от концепции 10 сайтов в результатах поиска всегда. Например:

Как вернуть поиску былое величие

По-моему, достаточно понятно что я ищу. Зачем мне показывать сайты на которые я должен зайти, чтобы уже там найти список? У вас же индексируются группы ВК? Так и покажите мне сразу список из 30 групп, отсортированные по подписчикам и справа от группы сразу выведите количество подписчиков!

Третье. Поиск по людям

Поиск по людям должен работать лучше. Первый вариант - когда мы знаем кого ищем.

Как вернуть поиску былое величие

Если я имел ввиду именно эту Ольгу, то выдача мне будет казаться отличной. Если я имел ввиду другую Ольгу, например врача или преподавателя, то выдача мне будет казаться ужасной. Думаю, что результат поиска в этом случае должен быть примерно как по врачам:

Как вернуть поиску былое величие

Только в данном случае должны быть перечислены все люди с именем и фамилией, которые я искал.

Второй вариант, это когда я не указываю конкретного человека, но вопрос предполагает такой ответ. Например:

Как вернуть поиску былое величие

В целом, нужный результат тут от меня в одном шаге. Но в этом и вопрос: можем ли мы этот шаг сократить? Сейчас поиск по людям работает хорошо если статья об этом человеке есть в Википедии. Тогда она появляется справа:

Как вернуть поиску былое величие

Но написать статьи обо всех в Википедии мы не можем. Поэтому проблему нужно решать другим способом.

Я не сторонник чтобы Яндекс сам искал и агрегировал информацию о людях. Понятно, тут сложности с персональными данными, но есть же микроразметка! Давайте дадим возможность каждой организации разметить у себя на сайте информацию о своём руководителе, специалистах. Пусть в микроразметке будет указана ссылка на актуальное фото, описание деятельности (с его согласия естественно).

Некоторое время назад яндекс внедрял новую версию персонального поиска по людям, но для него нужно было загружать подтверждающие документы. Сейчас почекал - такой выдачи больше нет. Видимо, эксперимент свернули.

Четвёртое. Заказ онлайн

Раньше были разные колдунщики и эксперименты по отображению в поисковой строке формы заказа. Очевидно, что с этим существуют сложности, понятно что есть услуги с разной ценой и товары с разной стоимостью в зависимости от комплектации. Но есть довольно простые запросы:

Как вернуть поиску былое величие

Так вот у нас же есть Яндекс недвижимость. Давайте выведем с неё результаты прямо в поиск в виде:

Как вернуть поиску былое величие

Разбирая поисковый запрос, можно менять условия этого поиска:

Снять квартиру до 30 тыс рублей

Снять квартиру без агента

Снять квартиру без залога

Монополия? Так будет только Яндекс Недвижимость? Не вопрос, давайте сделаем микроразметку, подтянем объявления об аренде со всех сайтов и и сформируем такую страницу из общей базы.

Опять же если вы довольны такими результатами подбора, то можно оставить кнопки с выбором: Классический поиск / Только объявления. Места нет? Так вот оно, там где другие варианты запросов сейчас:

Как вернуть поиску былое величие

Аналогичные решения можно сделать по большому спектру запросов. Будь то “Аренда GoPro” или “Ресторан китайской кухни”.

Нужны ли в этом случае сайты? Да. Во-первых, это источник информации для поиска. Во-вторых, сайты будут предоставлять детали, больше информации чем представлено в поиске. Больше фото, видео, подробностей, информация об организаторе, разрешительная документация.

Нужны ли в этом случае агрегаторы? А вот это под большим вопросом. В том числе, пропадает смысл в существовании Авито например.

Пятое. Ответ не дожидаясь результатов поиска

Если честно, я думал что это давно уже сделано, но оказалось что нет:

Как вернуть поиску былое величие
Как вернуть поиску былое величие

Ну всё понятно же уже что я ищу )) Просто покажите мне одну цифру в качестве ответа.

Поиск скоро умрёт, нейросети же!

Конечно же нет. Я нормально отношусь к нейросетям, но они не создают новую информацию (ну если генерацию картинок не брать в расчёт), а только комбинируют и выдают её. Для огромного количества запросов нейросеть просто не нужна. Во всех запросах связанных со стоимостью:

Курса доллара

Номера гостиницы

Билеты на самолет

Задача сводится к тому, чтобы под капотам просто пойти в ЦБ, к авиакомпании, отелю, и спросить “какая цена у тебя прямо сейчас”.

Или если я ищу что-то типа "В какой колбасе больше всего мяса" то нейросеть не может создать ответ на этот вопрос. Лаборатория должна провести исследования и опубликовать результаты а нейросеть может уже помочь мне найти их результаты или подмешать результаты этого исследования в ответ на какие-то другие вопросы, например, "Лучшая колбаса".

Понятно, если мне нужна креативная помощь вида “50 способов продвижения газировки” или “Как убедить маму что я сегодня не могу идти в школу” то нейросети это будет топчик.

Но даже если нейросеть придумает (сгенерирует) мне татуировку, мне всё равно надо как-то записаться к мастеру чтобы набить её.

На этом всё. Спасибо что дочитали! Пишите в комментариях что думаете по этому поводу.

Начать дискуссию