Как Slack-боты убили дашборды

Давайте оглянемся вокруг. Сейчас далеко не средневековье с дефицитом информации, а скорее наоборот. Современный человек за месяц получает и обрабатывает столько же информации, сколько человек 17 века за всю жизнь. По оценкам IDC, доля полезной информации составляет 35% от всей сгенерированной. Сегодня выигрывает тот, кто успевает воспользоваться нужной информацией в нужный момент.

Хочу поделиться опытом, как мы в Flowwow распутываем ежедневные безумные клубки информации при помощи автоматизации и Slack-ботов.

Почему именно Slack

«Так исторически сложилось», — ответим мы. В далёком 2015 году не было ничего лучше для распределённой команды (а есть ли сейчас?). С того года наша команда выросла до 40 человек, а количеству Slack-ботов мы уже потеряли счёт. Но можно сказать точно: ботов-трудяг в компании намного больше, чем живых людей.

Давайте посмотрим, с чем мы имеем дело.

Ежедневно мы обрабатываем от 500 до 1000 заказов, взрывообразно увеличивая эти цифры в десятки раз на праздники. «Ну и что тут такого, — скажете вы, — берём формулы для расчёта количества операторов call-центра, например, 15 тысяч заказов на 8 марта, получаем минимум 40 человек, находим их, сажаем на телефоны или чаты — profit!».

Но нет. У нас даже праздничный шквал заказов легко обрабатывается силами максимум четырёх девушек на поддержке. Пруф раз (8 марта), пруф два (День матери). Причина этому — наша помешанность на автоматизации всего и вся, но это тема для отдельной статьи (и даже не одной).

С другой стороны, на нашей платформе размещаются более 3500 магазинов, охватывающих 950 городов мира. Ежедневно они загружают новые товары на модерацию, редактируют старые, запрашивают вывод средств и просто задают все главные вопросы вселенной в чат поддержки.

Кроме того, половину нашей команды составляют разработчики. Они, конечно, не поспевают за темпом, с которым генерируют идеи продуктологи, но тем не менее проект деплоится 10–15 раз за день и остаётся стабильным в 99,7% случаев. Приложения релизятся еженедельно. Если что-то всё же ломается, то тут же детектится и исправляется в кратчайший срок. Всё это позволяет держать высокий темп проверки гипотез бизнеса.

Баланс на кончиках пальцев

Итак, как небольшой команде выживать в этом потоке событий?

Существуют две крайности в подходах организации информации:

  1. Сделать себе из дашбордов и папок с отчётами приборную панель самолёта и попробовать взлететь.
  2. Стать в позу страуса в песке. Если я не вижу информации, значит, её нет.

Мы пытаемся нащупать баланс: собираем максимум оперативной информации, фильтруем её и сортируем по Slack-каналам. Нам, как компании миллениалов, очень близка философия чатов. Чтобы быть в контексте, достаточно скользнуть глазами по последним сообщениям в нужных каналах.

Как Slack-боты убили дашборды

Самая оперативная информация доступна, образно говоря, на кончиках пальцев из любой точки мира. Скорость введения новых сотрудников в курс дела очень высокая просто потому, что мы предлагаем не вести самолёт, а общаться в чате, но с тем же результатом — мы летим.

Наше первое знакомство со Slack-ботами началось с того, что мы решили транслировать тексты всех возникающих ошибок на сайте в отдельный канал.

Как Slack-боты убили дашборды

Так у каждой ошибки появился хозяин, обсуждение — хочется поскорее всё исправить и заставить этого бота молчать. Бонусом добавляется смелость в релизах фич, так как мы сразу увидим, если что-то пойдёт не так. Спустя некоторое время появились каналы, собирающие ошибки с iOS и Android. +10 к стабильности продукта.

Оперативное вмешательство

А вот пример бота, который кроме информирования ещё и выполняет действие. В этом случае при атипичной нагрузке он в каждом городе уменьшает количество товаров, обрабатываемое поисковиком, что облегчает агонию сервера на время, пока придут люди и разберутся, что к чему.

Как Slack-боты убили дашборды

Честно говоря, наш поисковик уже не настолько тяжёлый, как несколько лет назад, и это действие бота уже не приносит такой ощутимый результат, но бот в последнее время настолько редко подаёт голос, что стоит далеко в хвосте очереди на обновление функциональности.

Следует пояснить, что у нас нет отдельного человека, который целыми днями смотрит на графики загрузки серверов, поэтому до запуска этого бота (и других похожих) мы узнавали о таких нагрузках либо постфактум, либо косвенно через жалобы клиентов. Такой бот: +3 к пониманию происходящего прямо сейчас.

В целом для оперативного наблюдения за серверами можем порекомендовать okmeter и его Slack-бота, который также у нас подключён.

Как Slack-боты убили дашборды

Проверяем и караем

Модератор товаров — ещё один пример бота, который помимо информирования выполняет операционную работу. Ежедневно магазины загружают около 1000 новых товаров и ещё больше редактируют старых. Каждое изменение должно проходить проверку на соответствие нашим стандартам. Этим занимается всего один человек, точнее, он присматривает за ботом, выполняющим основную часть работы.

Как Slack-боты убили дашборды

Человеку остаётся нажать на ссылку и пробежаться глазами по отмодерированным товарам. В основном мы ищем запрещённое содержимое на фото: обнажёнку, спиртное и тому подобное. Но и эту задачу можно будет поручить нейросети, освободив человека. +5 к автоматизации.

Раз уж мы заговорили про товары, не могу обойти стороной опечатки. Менеджеры магазинов, заполняющие описание товаров, частенько имеют собственные представления о том, как пишется название того или иного цветка.

Нам же для корректной работы поисковика и кучи других технических вещей критически необходимо держать эти данные в чистоте. Да и клиентам, думаю, намного приятнее читать описание товара без грамматических ошибок. Тут в дело вступает Grammar-nazi-бот. +2 к чистоте!

Как Slack-боты убили дашборды

Цены. Очень важная вещь. Мы не модерируем каждое изменение цены на товар, но боты следят за подозрительными повышениями. Зачем? Дело в том, что на платформе мы гарантируем клиентам такие же цены, как в физическом магазине.

Согласно офёрте, магазин делится с нами частью прибыли в качестве оплаты за приведённого клиента. При этом магазин сам выбирает, какой частью делиться: 20% или более (повышенная комиссия даёт преференции в выдаче). Недобросовестные магазины пытаются переложить оплату части комиссии на плечи клиентов путём повышения цен на товары, за что мгновенно получают бан.

Как Slack-боты убили дашборды

Всё как на ладони. +5 к прозрачности.

А так можно было?

В Slack-каналы также приходят любые запросы от магазинов и клиентов. Не пользоваться же почтой в 2019 году!

Как Slack-боты убили дашборды
Как Slack-боты убили дашборды

Все реакции клиентов также собираются в Slack.

Ну ладно, не все. При нашей собираемости отзывов (свыше 50% клиентов ставят оценку после заказа) канал просто завалит благодарностями и пользоваться им будет невозможно. Поэтому боты ловят только негатив, который мы стараемся держать в рамках 2% от количества заказов. С этим можно и нужно работать. +10 к клиентоориентированности.

Если вы до сих пор ходите читать отзывы о своей компании на разные площадки, рекомендуем задуматься об обработке отзывов единым потоком. Начните с AppFollow и его ботов, собирающих информацию с Google Play и App Store.

Кроме негатива мы пристально наблюдаем за случаями, когда у пользователя идёт что-то не так на любом из этапов заказа. Например, все проблемы с оплатами падают в отдельный канал:

Как Slack-боты убили дашборды

Slack-боты собирают все ошибки неотправленных SMS, email, и другую информацию для ответов на часто задаваемые клиентами вопросы. Работайте на опережение. +5 к вау-эффекту.

Если клиент вдруг потеряется в интерфейсе и напишет в чат, мол, не проходит оплата, специалисту поддержки нет необходимости создавать тикет с привлечением «технаря» для разбора этой ситуации, ведь все ответы уже лежат на блюдечке в нужном канале среди последних сообщений.

Отпуска и больничные через HR-бота

Кажется, вы уже устали от примеров, а я не перечислил ещё и десятой части наших ботов. Давайте покажу немного HR-ботов.

Когда команда разрастается, сложно помнить о том, кто сегодня болеет, а кто завтра уходит в отпуск. Больного желательно не тревожить, а уходящему в отпуск нужно срочно задать все насущные вопросы до отлёта.

Как Slack-боты убили дашборды

На скриншоте пример, как люди взяли пару дней на майские праздники. Бот сообщает об этом за два дня и непосредственно в день события. Это удобно. Вы всё еще пишете всем коллегам письма «с … по … буду в отпуске»? Мы вас, конечно, не осуждаем, но можно иначе :)

Также есть бот, напоминающий всем о днях рождениях. Что? Вы помните наизусть дни рождения всех ваших коллег? Ну, тогда он вам не нужен, да.

Ежедневная экспресс-аналитика

Даже всеми любимые дашборды с цифрами о посещениях и выручке мы перенесли в Slack. Ежедневно бот подводит финансовые итоги дня в разрезе каждой платформы: воронка, ретеншн, прибыль, вот это всё.

Отчёт публикуется в канал на всеобщее обозрение. Для чего? Например, разработчик помнит, что утром он внёс изменение в этап перехода к корзине на десктопе, вечером он сможет увидеть в канале живую цифру, как его изменение повлияло на цифры в этой точке, и всё это без привлечения аналитика.

А таргетолог подкрутит рекламную кампанию и увидит увеличение потока в начале воронки (или нет). Конечно, окончательное решение будет за аналитиками, но мы считаем, что каждый член команды должен ежедневно видеть финансовые показатели компании, в которой работает, обсуждать их, предлагать идеи. Это позволяет двигаться быстрее.

Краткий итог

Сейчас у нас в Slack более 200 каналов для 40 человек. Ежедневно мы генерируем около 3000 сообщений, плюс столько же производят наши любимые боты. И знаете, 6000 сообщений в день совсем не ощущаются, так как каждый сотрудник находится только в нужных ему каналах и получает только необходимую информацию в тот самый идеальный момент.

А вы всё ещё сидите за приборной панелью самолёта?

7676
38 комментариев

Мне кажется, в статье путаются понятия уведомлений об инцидентах с  реальными дэшбордами, дающими общую картину по продукту в целом. Просто для сравнения, попробуйте дэшборд Эльбы перевести в представленный в статье формат "дэшборда" в Slack.

А так в целом очень годная статья о том, как правильно строить процессы с помощью командых мессенджеров и ботов.  

12
Ответить

Мне кажется, в комментариях путаются понятия тактика и стратегия ;)

2
Ответить

Да, на Дашборде видно динамику

1
Ответить

Тёма, очень круто написано, тебе нужно чаще писать статьи, очень интересно и полезно!

8
Ответить

Я только вошел во вкус, а уже надо было закругляться)
Если будет интересно, раскроем какой-нибудь аспект подробнее.

7
Ответить

Вам бы орфобота на свою же систему натравить. Привилегия. 

А так хорошая статья, не автоматизация ради автоматизации. 

7
Ответить

Ха, точно!)

Ответить