Что делать, если у вас сезонный спрос: опыт Whoosh, Flowwow и Level.Travel
Сезонные всплески и падения продаж — проблема для бизнеса. На короткое время нужно наращивать мощности, которые затем простаивают, а иногда сервисы просто не выдерживают нагрузку, и компания упускает прибыль. Рассказываем, как известные бренды отвечают на цикличные колебания спроса.
Whoosh: готовь самокат зимой
Whoosh — кикшеринговый сервис, представленный более чем в 53 городах России, Беларуси, Казахстана и Латинской Америки. У компании 146,5 тысяч самокатов и велосипедов 19,6 млн зарегистрированных пользователей. И бизнес растёт: за 9 месяцев 2023 года пользователи Whoosh в России совершили на 92% больше поездок, чем за то же время годом ранее.
Как проявляется сезонность
Активный сезон длится в среднем 8–9 месяцев, с марта по ноябрь. В это время нагрузка на сервис распределяется неравномерно: например, в выходные и праздники спрос на аренду повышен. И даже внутри одного дня есть утренние и вечерние пики: с 8:00 до 9:00 и с 18:00 до 19:00. Ночная и дневная нагрузка может различаться в 10 раз.
Что делает компания
Нам интересно расширяться и работать в локациях, где сезон может длиться круглый год. В России это, например, Калининград, Краснодар и Сочи, а за рубежом — страны Латинской Америки. В 2023 году мы начали тестировать сервис в Бразилии и Чили. За счёт таких запусков планируем нивелировать сезонность.
А пока даже в межсезонье работа сервиса не останавливается. Зимой и осенью мы:
- проводим техосмотр;
- закупаем новые самокаты и велосипеды;
- подводим итоги сезона и строим планы на новый;
- разрабатываем новые IT-решения;
- планируем вывод сервиса в новые города и страны.
Лайфхак от эксперта: Выстраивая нашу систему, мы изначально ориентировались на облачные сервисы, которые позволяют работать по модели pay-as-you-go — когда ты платишь только за то, что используешь. В частности, мы работаем с Yandex Compute Cloud, объектным хранилищем и Yandex Managed Service for PostgreSQL для управления базами данных. Так мы не тратим деньги на простаивающие сервисы в низкий сезон, что повышает общую эффективность распределения ресурсов.
Flowwow: 14 февраля, 8 марта и День матери
Flowwow — маркетплейс для продавцов цветов и подарков. Почти 10 тысяч партнёров по всей России предлагают 580 тысяч товаров с доставкой. По данным компании, её онлайн-сервисом пользуются 500 тысяч человек в год.
Как проявляется сезонность
Каждый год случаются три ярко выраженных пика нагрузки: День матери (последнее воскресенье ноября), 14 февраля и 8 Марта. В эти дни спрос увеличивается в 10–30 раз.
Что делает компания
К пикам спроса мы начинаем готовиться приблизительно за два месяца: планируем, сколько серверов нам потребуется для масштабирования и какие ещё компоненты платформы надо адаптировать под большие мощности.
В преддверии пиковых дней на Flowwow растут продажи не только цветов, но и кондитерских изделий, растений и украшений. Так, в этом году перед 8 марта россияне активно покупали бенто-торты — их продажи выросли в 48 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Фитокартины стали популярнее в 12 раз, а комплекты украшений — в 9 раз.
Возможность масштабирования нам дают облачные платформы: они позволяют гибко увеличивать мощность вычислительных ресурсов буквально одной кнопкой. Например, мы разрабатываем план экономии ресурсов при помощи Yandex Managed Service for Kubernetes®. В ночные часы можно выключать часть мощностей и таким образом сберегать часть средств.
Также снижать затраты можно за счёт dev-окружения, которое практически не требуется ночью и в выходные. Мы рассматриваем вариант разворачивать dev-окружение в рабочие часы и сворачивать эти мощности, когда команда не работает и серверы не нужны.
Лайфхак от эксперта: Проектируйте платформу таким образом, чтобы язык общения между компонентами был универсальным. Тогда если какой-то компонент не выдерживает нагрузку, его можно заменить похожим.
Level.Travel: лето, майские и Новый год
Level.Travel — онлайн-сервис, в котором собраны предложения от крупных туроператоров: можно бронировать отели и туры. Сервисом пользуется более миллиона туристов в месяц.
Как проявляется сезонность
Высокий сезон приходится на май — сентябрь, а низкий продолжается с октября по апрель, когда спрос сокращается в 2–3 раза. При этом в период низкого спроса всплески активности происходят перед новогодними и майскими праздниками, перед праздничными днями в феврале и марте, а также перед школьными каникулами.
Сезонность выражается не только в динамике спроса, но и в выборе направлений. Летом наиболее востребован пляжный отдых в Турции и России, зимой чаще выбирают Египет и ОАЭ, тропические курорты, такие как Таиланд, Куба, Шри-Ланка и Гоа, а также туры на российские горнолыжные курорты.
В летний пик сезона нагрузка на сотрудников клиентского сервиса вырастает до двух раз, на серверы — в 2–2,5 раза.
Что делает компания
CMO Level.Travel
Сгладить сезонность помогает работа с ассортиментом. В нашем случае — увеличение числа направлений, доступных для поездки осенью, зимой и весной.
В низкий сезон важно сохранять коммуникацию с клиентом. Мы рассказываем о доступных направлениях и выгодных предложениях. Это повышает вероятность того, что пользователь найдёт нужный вариант и совершит покупку.
Чтобы сохранить качество сервиса в высокий сезон, мы уделяем особое внимание планированию ресурсов и улучшению автоматизации процессов: бронирования, загрузки документов по заказам, отмен и так далее. Это позволяет силами одной команды клиентского сервиса (порядка 100 человек) справляться с увеличивающейся в разы нагрузкой.
Так как 100% наших продаж совершаются онлайн и бронирования поступают из разных часовых поясов со всей страны, сайт и приложения должны работать бесперебойно. Облачные сервисы Yandex Cloud позволяют нам масштабироваться в считанные минуты без потери качества сервиса и экономить в межсезонье.
Лайфхак от эксперта: В низкий сезон, когда цены на отдых ниже, можно пополнять клиентскую базу. Тогда стимулировать повторную покупку в высокий сезон будет проще, так как пользователь уже познакомился с сервисом в межсезонье.
Три типа облачных решений для сезонного бизнеса
Облачные сервисы популярны у представителей среднего и крупного бизнеса, для которых характерны сезонные скачки спроса. Особенно много таких заказчиков в ритейле, e-com, HoReCA и XTech (кикшеринг и краткосрочная аренда автомобилей).
Периоды высокого и низкого спроса в разных индустриях различаются, но принципы работы с точки зрения облачных технологий схожи.
Юлия Макарова, менеджер по работе с ключевыми клиентами Yandex Cloud, рассказала о трёх вариантах работы с облачными сервисами, которые помогут оптимизировать затраты на сезонное масштабирование IT-инфраструктуры.
1. Виртуальные машины в Instance Groups
В облаке можно создать группу виртуальных машин по заданному шаблону: размеры каждой машины, количество и образ, из которого она должна стартовать. Настройки можно задать так, чтобы машины создавались и удалялись автоматически в зависимости от роста нагрузки на систему.
Достоинства:
- Для настройки и использования достаточно базовых знаний по работе с облачными сервисами.
- Дешевле по сравнению с другими решениями.
Недостатки:
- Невозможно настроить систему под сложные бизнес-метрики: например, количество посетителей сайта или число необработанных заказов. Новые виртуальные машины подключаются, только если возрастает нагрузка на центральный процессор и начинает не хватать памяти.
- Запуск и остановка виртуальной машины занимают до нескольких минут, что может влиять на доступность сервиса при внезапном наплыве посетителей.
2. Kubernetes
Kubernetes — технология, которая автоматизирует развёртывание и масштабирование приложений. При работе с ней приложение делится на части-микросервисы. Например, интернет-магазин можно разбить на сервис авторизации, личный кабинет клиента, онлайн-витрину, корзину и систему обработки платежей. Такая архитектура позволяет более рационально распределять мощности. Например, можно масштабировать только самые загруженные сервисы — авторизацию и витрину.
Достоинства:
- Быстрый запуск.
- Можно масштабироваться вертикально (выделить одному экземпляру приложения больше памяти) и горизонтально (выделить и создавать копии экземпляров приложения).
- Кластер может работать в режиме автопилота и проверять состояние приложения. Если какой-то сервис перестал работать — решение автоматически уберёт трафик с зависшего узла, перераспределит его на работающие, а после перезагрузит зависший узел.
Недостатки:
- Приложение, которое запускается в кластере, должно быть адаптировано под микросервисную архитектуру. Для этого нужно разбираться в технологии, уметь управлять кластером и обслуживать его.
- Более высокая стоимость: помимо виртуальной машины потребуется оплатить и сервис Kubernetes.
3. Бессерверные вычисления
Компания не платит за время использования облачного сервиса и не создаёт виртуальных машин. Вместо этого она получает функции — фрагменты кода, выполняющие определённые действия. Оплата идёт только за их вызовы.
Достоинства:
- Можно быстро развернуть приложение, не тратя время на масштабирование.
- Оплата только по факту использования.
Недостатки:
- Не подходит для сложных бизнес-задач, так как мало готовых библиотек и решений.
- Живёт только в облаке: невозможно развернуть на собственной инфраструктуре.
Подписывайтесь на Telegram-канал Yandex Cloud, чтобы узнавать ещё больше новостей и историй о команде.
Другие истории наших партнёров и клиентов, которые активно читают наши подписчики: