Супераппы: почему инвесторы верят в бизнес-модели приложений «все в одном»

Супераппы: почему инвесторы верят в бизнес-модели приложений «все в одном»

Сегодня мы разберем, почему бизнес-модель супераппа — одна из самых многообещающих на IT-рынке, какие проекты достойны внимания для инвестиций сейчас и как их искать.

Примеры успешных компаний

Когда заходит речь о супераппах, все первым делом вспоминают WeChat. Но есть интересный пример и поближе — казахстанский Kaspi.kz. Проект начался еще в 2002 году, когда Вячеслав Ким — создатель крупнейшего маркетплейса бытовой техники — купил малоизвестный банк Каспийский. В 2006 году он привлек стратегического инвестора — Baring Vostok, в портфеле которого тогда уже были Яндекс и Озон. И в этот же период банк перестал ориентироваться на В2В-сектор, сместив акцент на работу с физлицами. А миссией банка Kaspi стало улучшение жизни каждого казахстанца.

На базе банковского приложения был создан цифровой кошелек для быстрой оплаты любого счета с телефона. Это решало проблему очередей, комиссий и прочих неудобств, поэтому пользователи высоко оценили инновацию — количество клиентов банка стало расти.

В 2017 году Kaspi.kz стал полноценным супераппом — первым на территории СНГ. Сегодня внутри одного приложения собрано более 5 тыс. сервисов. Он включает маркетплейс для покупок товаров с доставкой на дом, займы, рассрочку, авиа и ж/д билеты, B2B-решения для бизнеса и даже интеграцию с госуслугами. Во многом благодаря Kaspi.kz за 2018-2022 годы доля безналичных платежей в Казахстане выросла с 26% до 80%, а уровень проникновения e-commerce повысился в 4 раза — до 11%! Мы уже писали подробно про Kaspi.KZ в одном из предыдущих постов.

В результате Kaspi добился одного из лучших в мире показателей вовлеченности клиентов: 8,6 млн DAU — количество уникальных пользователей в сутки, и 13,2 млн MAU — число уникальных пользователей в месяц. Kaspi стал самой дорогой компанией с капитализацией $20,5 млрд и главной цифровой экосистемой Казахстана. Он наглядно доказал, как важно использовать международный опыт и адаптировать его под особенности рынка и запросы пользователей.

Бизнес-модель как фундамент для роста

Компании-разработчики супераппов имеют одну из самых устойчивых позиций на рынке. Эти приложения удобны, а потому популярны у пользователей. За счет этого они довольно быстро кратно вырастают в стоимости. А популярность приложений у пользователей — залог того, что компания останется на рынке и не объявит о банкротстве.

Чаще всего супераппы появляются на развивающихся рынках — большинство приложений этого типа разработаны в Азии. Именно они заслуживают особого внимания. Почему так?

Пять причин успеха супераппов на развивающихся рынках:

  • Пользователи предпочитают телефоны, а не ПК — здесь у большинства Интернет сразу появился на мобильном телефоне, поэтому люди привыкли пользоваться им именно со смартфонов. А сами телефоны стали широко доступны благодаря Android от Google в 2010-х годах.
  • Большинство пользователей не имеют банковского счета — любой суперапп так или иначе связан с денежными переводами. Если людям предложить вместо очередей в банкоматах и в службах платить смартфоном, а также легко получать кредит одним нажатием кнопки, они захотят пользоваться приложением. А простой интерфейс удержит их в экосистеме сервисов.
  • Почти нет конкурентов — в отличие от США, где в каждой нише есть свой лидер, с которым придется тягаться, — Amazon, Google, Uber, на развивающихся рынках люди ждут таких приложений. И стать ими могут супераппы.
  • Стоимость труда специалистов ниже — бизнесу легче масштабироваться и быстрее выходить на прибыль.
  • Лояльные законы — на контрасте с европейскими GDPR по защите данных и жесткими антимонопольными законами в США, на развивающихся рынках подход более гибкий. Из-за этого запускать супераппы проще.

Где искать супераппы для инвестиций

Найти потенциально успешный суперапп несложно — нужно посмотреть, какие проекты уже преуспели на мировой сцене и выбрать схожие на развивающемся рынке, до которых цифровизация доходит с некоторым опозданием. Например, аналоги Uber — это Didi в Китае и Ola в Индии. Такой подход называют «географическим арбитражем». Его популяризатором считают Юрия Мильнера — основателя фонда DST Global с инвестициями в Alibaba, Revolut и Nubank.

Семь признаков успешного супераппа:

  • Инновации — такие приложения занимают свободную на рынке нишу. Это дает преимущество в привлечении аудитории и сборе данных перед конкурентами.
  • Крепкая база — основной продукт приложения уже стал лучшим на рынке. Чаще всего это платежная система или мессенджер, который своей пользой затягивает пользователей в экосистему супераппа. А уже вокруг основного продукта возникают дополнительные сервисы, снижающие CAC — стоимость привлечения клиента, и улучшающие маржинальность.
  • Удобное платежное решение — больше двух млрд людей на развивающихся рынках все еще не имеют банковского счета. Если показать им возможность оплачивать все парой нажатий кнопок, без очередей и ожидания, они с удовольствием станут пользователями такого приложения.
  • Опытная команда — привлечение предпринимателей и менеджеров крупных региональных компаний поможет проекту развиваться: как с помощью нетворкинга, так и практическим видением масштабирования компании.
  • Несколько сервисов в одном — предложение пользователю смежных сервисов: платежи, маркетплейс, доставка, такси и т. д.
  • Партнерства — объединение с крупными компаниями из непрофильных направлений и первые шаги в M&A — поглощению, с постепенным захватом рынка.
  • Доступ к деньгам — известность в венчурных кругах, где люди готовы к переговорам по фандрайзингу, чтобы быстрее продвигать продукт и сам стартап.

Важно запомнить:

  • Суперапп — это целая экосистема сервисов, упрощающих жизнь пользователю.
  • Бизнес-модель супераппа позволяет им быстро развиваться и кратно расти в цене.
  • Из-за культурных, политических и юридических аспектов, успешные супераппы в последнее время чаще появляются в Азии — именно там стоит искать компании для инвестиций.
  • Распознать суперапп с высоким потенциалом развития можно по нескольким признакам: он инновационный, создан на базе функционально полезного продукта, объединяет несколько смежных сервисов, предлагает удобное платежное решение, имеет опытную команду, крупных партнеров и доступ к деньгам.

Супераппы обладают устойчивыми бизнес-моделями, и инвестиции в них на ранней стадии — выбор тех, кто ищет перспективные высокоприбыльные вложения. Но поймать такую компанию — большая удача, поэтому инвесторам нужно учиться распознавать успешные супераппы по общим признакам, которые объединяют все подобные приложения. Мы в Axevil Capital внимательно смотрим на рынок супераппов в поиске новых чемпионов.

33
Начать дискуссию