Эти ошибки есть в каждом втором мобильном приложении

Неудачное приложение для бизнеса хуже его отсутствия. Мы провели десятки аудитов, собрали частые ошибки и объяснили, как они влияют на прибыль.

Мобильное приложение — полноценный канал для связи бизнеса с аудиторией. Его ключевая цель — принести прибыль. Идеальное приложение увеличивает клиентскую базу, усиливает лояльность бренда, повышает средний чек и улучшает другие бизнес-показатели.

После десятков аудитов приложений мы в KODE знаем, что до идеала добираются далеко не все. В статье разобрали критические и распространенные ошибки и выяснили, как они мешают успеху.

Взаимосвязь дизайна и прибыли

Качественный дизайн увеличивает бизнес-показатели. К такому выводу пришли исследователи McKinsey после того, как изучали 300 компаний из разных стран в течение пяти лет. Оказалось, что у бизнеса с лучшим дизайном выручка и совокупный доход акционеров растут в десятки раз быстрее, чем у бизнеса со средним и низким уровнем дизайна. При этом бизнес-показатели компаний вне топа незначительно различаются между собой — то есть те, кто вкладывают в дизайн больше усилий, охватывают кратно большую долю рынка.

Дизайн успешного продукта влияет на четыре его качества: прозрачность, удобство, удержание и привлечение.

Эти ошибки есть в каждом втором мобильном приложении

Прозрачность

Пользователь видит на экране приложения все, что нужно для решения задачи в конкретный момент. Например, если клиент банка хочет оформить кредитную карту, приложение показывает полные условия оформления и ничего не скрывает. Это упрощает взаимодействие и формирует доверие к бренду.

Как правильно: показать пользователю все условия и не оставить ничего под «звездочкой» мелким шрифтом
Как правильно: показать пользователю все условия и не оставить ничего под «звездочкой» мелким шрифтом

Удержание

Главный экран приложения содержит самую важную информацию. Здесь находятся основные точки взаимодействия — для банка это баланс, история операций, быстрые действия с картой и другие данные, которые нужны чаще всего. Пользователь выбирает первый шаг и затем решает второстепенные задачи по мере прохождения сценария.

Как правильно: собрать все важное на главном экране
Как правильно: собрать все важное на главном экране

Удобство

В приложении легко ориентироваться, потому что у него простые визуальные правила: например, кнопка «На главную» находится в левом нижнем углу, а настройки профиля — в правом нижнем, как у многих других приложений. Названия кнопок не вызывают вопросов: по тапу пользователь предсказуемо попадает туда, куда хотел. Знакомая навигация, контекстные подсказки и быстрый поиск помогают легко найти все, что нужно.

Привлечение

Привлекать пользователей в приложение можно с помощью обновления дизайна — сделать его еще проще, приятнее и сообщить об этом. В обновлении может быть темная тема, быстрая регистрация, новые условия программы лояльности или реферальной системы.

Ошибки в приложении, из-за которых бизнес упускает прибыль

Качественный дизайн мобильного приложения увеличивает лояльность аудитории. Сначала пользователь отмечает удобный интерфейс и легкость взаимодействия, а затем распространяет положительное отношение на бренд.

Также дизайн напрямую влияет на количество прибыли. Удачные решения обеспечивают короткий путь до заказа, повышение средней стоимости чека, снижение процента брошенных корзин, возвращение клиентов в приложение и другие маркетинговые достижения.

Мы поделили проблемы дизайна, которые часто встречаем во время аудитов, на две части: UX и UI. Рассмотрим, как их избежать.

Проблемы на стороне UX

Запутанная навигация

Когда функционал приложения хаотично разбросан по разным вкладкам, пользователю приходится продираться сквозь тернии вместо ровной дороги.

У грамотного приложения простая, понятная и логически структурированная навигация. Пользователь не теряется, не отвлекается на лишние шаги и коротким путем идет к цели — например, к оформлению заказа.

При обновлении приложения важно учесть, что изменение привычных маршрутов может отпугнуть даже лояльного пользователя. Чтобы он не ушел к конкурентам, сразу после обновления нужно предложить ему пройти онбординг, узнать в нем об изменениях и привыкнуть к новым паттернам.

Как правильно: разбить инструкцию на короткие шаги, чтобы облегчить пользователю прохождение онбординга
Как правильно: разбить инструкцию на короткие шаги, чтобы облегчить пользователю прохождение онбординга

Неудобное отображение продуктов

Предположим, пользователь скачивает банковское приложение ради одной зарплатной карты. Ему лень самостоятельно разбираться в других продуктах и услугах. Если они еще и отображаются длинным списком, он не воспользуется ими никогда. Тем не менее, он уже является клиентом и банку выгодно продать ему дополнительные услуги — перевести на следующий класс обслуживания, предложить открыть счет или оформить кредит.

Как правильно: предложить пользователю дополнительные услуги и глубже познакомить его с продуктом
Как правильно: предложить пользователю дополнительные услуги и глубже познакомить его с продуктом

Если приложение покажет персонализированную подборку, а по клику на карточку продукта пользователь увидит исчерпывающие условия, ему будет проще принять решение. Так проработка UX приведет к дополнительным точкам касания с клиентом.

Проблемы с быстродействием

Мобильное приложение нужно для быстрого решения задач: достал телефон, быстро авторизовался, перевел оплату. Если оно медленно грузится, требует постоянного ввода авторизационных данных, зависает при определении геолокации и неожиданно завершает работу, пользователь может потерять терпение и перейти в другое приложение.

Быстродействие положительно влияет на прибыль. Например, в приложении Utair мы ускорили загрузку страницы оплаты с четырех секунд до одной. Благодаря этому конверсия в оплату увеличилась на 10%.

Прерванный сценарий

Приложение не должно бросать пользователя на полпути к цели. Например, при ошибке ему лучше показать специальный экран, признать проблему и предложить альтернативное решение или возврат на шаг назад.

Как правильно: прямо в состоянии ошибки предложить пользователю вторую попытку
Как правильно: прямо в состоянии ошибки предложить пользователю вторую попытку

Также не стоит заводить пользователя в тупик. Предположим, он оформлял заказ, дошел до корзины и вспомнил, что хотел купить еще один товар. Нужно предусмотреть этот сценарий и предложить возврат к покупкам, а не вынуждать перезапускать приложение и сбрасывать введенные данные.

Излишняя требовательность

Если это возможно, приложению лучше предоставить пользователю полный функционал, даже если он не зарегистрирован. Или не показывать ему недоступный до регистрации функционал, но не заставлять регистрироваться сразу после запуска.

Иногда бизнес думает, что если не идентифицирует клиента в начале, то упустит его и не сможет в дальнейшем использовать для маркетинга. Мы считаем, что позитивный пользовательский опыт важнее. Если первый шаг в общении требует усилий со стороны потенциального клиента, он может вовсе им не стать.

Также важно сохранить личные данные пользователя, чтобы не заставлять его вводить их каждый раз вручную. И облегчить заполнение формы: не выкатывать длинный список, а разбить на короткие шаги с помощью трех-четырех экранов.

Проблемы на стороне UI

Устаревший дизайн

Пользователь визуально оценивает приложение и моментально формирует отношение к бренду.

Предположим, бренд позиционирует себя как современный и технологичный бизнес с товарами и услугами превосходного качества. Минималистичный, гармоничный и понятный дизайн усиливает это заявление. Перегруженный интерфейс, неудачные цветовые акценты и некрасивые детали ставят его под сомнение.

Более того, продвинутый дизайн выгодно отличает бренд на фоне конкурентов. Узнаваемая черта или функция в приложении формирует у аудитории ассоциацию с брендом и может стать его визитной карточкой.

Пример нашего редизайна
Пример нашего редизайна

Неконсистентный дизайн

Неконсистентные компоненты имеют одинаковый смысл, но визуально не похожи. Пользователь считывает две разные шестеренки как два списка настроек — значит, количество информации для ознакомления удваивается. Неконсистентность снижает предсказуемость приложения для пользователя, он отвлекается и забывает о цели. Если целью была покупка, бизнес теряет деньги.

Эти ошибки есть в каждом втором мобильном приложении

У качественного проекта всегда есть дизайн-система и UI-кит — база компонентов продукта. Когда дизайнеру нужно отрисовать новый экран, он берет готовые компоненты из UI-кита. Благодаря нему экраны приложения гармонично сочетаются друг с другом, а дизайнер экономит время, потому что не отрисовывает их с нуля.

Как правильно: сделать UI-кит с единообразными иконками
Как правильно: сделать UI-кит с единообразными иконками

Также компонентная система экономит время разработчиков. Они создают базу на стороне разработки и используют элементы из нее вместо того, чтобы добавлять в код новые сущности.

Так грамотный дизайн-процесс исключает потенциальные финансовые потери бизнеса и экономит его бюджет на разработку.

Отсутствие адаптации к разным устройствам

Приложение должно одинаково отображаться с любого гаджета. Для этого нужно разработать и протестировать полноценную адаптацию. Иначе пользователь увидит хаос из съехавших элементов, которые перекрывают друг друга, и неработающих кнопок.

Пример «съехавших» элементов дизайна при запуске приложения на планшете
Пример «съехавших» элементов дизайна при запуске приложения на планшете

Ошибки в приложении, из-за которых бизнес несет убытки

В этом разделе мы собрали ошибки, из-за которых компания не просто недополучает прибыль, а теряет деньги или рискует получить репутационный урон. В отличие от проблем дизайна, технические ошибки не видны глазу, поэтому бизнес часто даже не подозревает, что они есть. Но когда они всплывают, ему приходится тратить немало сил на исправление.

Угрозы безопасности

  • Небезопасные сетевые соединения.
  • Отсутствие ограничения запросов на отправку пароля по SMS — в таком случае злоумышленник может вынудить сервер бесконечно рассылать SMS и нанесет бизнесу материальный ущерб.
  • Отсутствие защиты трафика между приложением и сервером, из-за которого злоумышленники могут похитить данные пользователей.
  • Отсутствие защиты информации о поведении и сетевой активности приложения. Если не следить за данными в логах, любой, кто установит приложение из AppStore увидит, как оно работает, на какие веб-адреса и с какими параметрами отправляет запросы.
  • Отсутствие шифрования ключей сессии. Иногда приложения хранят их в открытых хранилищах, доступ к которым может легко получить любой человек. Лучше хранить их в Keychain.

Проблемы при поддержке

Низкое качество кодовой базы

Готовое приложение нужно обновлять и поддерживать. Если исходный код «грязный», в нем нет единого стиля и много лишнего — новым разработчикам придется тратить много времени на погружение в легаси, прежде чем взяться за проект. Из-за трудности восприятия разработчик может упустить что-то из виду и совершить ошибки, которые скажутся на качестве и времени разработки. Обычно небрежный код автоматически означает программные ошибки, проблемы с быстродействием и утечки памяти.

Также у приложений с некачественным кодом зачастую нет необходимой документации. Без требований аналитики изменения в коде могут привести к изменениям в бизнес-логике, некорректной работе приложения и убыткам. Например, деньги пользователя спишутся некорректно или при выборе одного тарифа произойдет оформление другого.

Нелогичная монолитная архитектура

Проблемы в проектировании приложения отражаются на количестве и уровне программных ошибок. Монолитную архитектуру трудно тестировать и отлаживать, она немасштабируемая и запутанная. Любое изменение может вызвать непредсказуемую цепную реакцию ошибок и регресс, которых выявит только ручное тестирование.

Отсутствие инфраструктуры тестирования

Автоматизированная инфраструктура тестирования позволяет находить и исправлять программные ошибки на этапе разработки, не прибегая к затратному ручному тестированию приложения. Ее отсутствие означает, что программа может вести себя неожиданно: некорректно отображать данные, ошибаться в расчетах в системе платежей или в интеграции с ней. Отсутствие тестов потенциально увеличивает время разработки и увеличивает риски при масштабировании проекта.

Исполнитель, который допускает подобные ошибки, заставляет заказчика платить дважды — сначала за некачественную разработку, а затем за ее исправление. А в промежутке между первым результатом и началом его корректировки заказчик сидит на пороховой бочке.

Уверены, что некоторым читателям ряд пунктов показался очевидным. Тем не менее, мы перечислили реальные ошибки из аудитов работающих приложений, владельцы которых думали, что все в порядке.

Мы изучаем рынок мобильных приложений, чтобы выявить сильные и слабые стороны для бизнеса. Участвуйте в нашем исследовании и мы сделаем аудит вашего приложения, а также презентацию с планом для улучшения вашего продукта.

88
1 комментарий

"Качественный дизайн увеличивает бизнес-показатели"-хороший дизайн , равно удобный интерфейс пользования приложением