Как принципы бережливого производства сокращают расходы и увеличивают прибыль
Почему без цифровизации принципы бережливого производства не начнут работать, рассказывает создатель и руководитель компании IN.TOP разработчика цифровых инструментов для организации фабрики идей и управления проектами по бережливому производству, Михаил Плешанов.
На большинстве российских производственных предприятий оборудование не используется на 100% и персонал не имеет максимальной производительности. Подобные проблемы можно решать за счет бережливых технологий. Но чтобы получить от этих технологий ощутимый эффект, необходимы автоматизация и цифровизация производственных процессов.
Какие результаты они дают?
И с чего начать тем, кто больше не хочет вести бизнес «по старинке»?
Суть бережливого производства
Бережливое производство — это концепция.
Найти и устранить действия, которые расходуют ресурс, увеличивают затраты, но не улучшают конечный продукт — главная задача бережливого производства.
Это факторы, с помощью которых производство становится эффективнее, а качество продукта улучшается.
От чего спасает бережливое производство
Потери на производстве — это все, что увеличивает конечную стоимость продукта, но не увеличивает его ценность для потребителя. Потери могут быть очевидными (брак, сорванные сроки поставки, некачественное сырье) и скрытыми. Лишний расход материалов, долгие согласования наносят не меньше вреда, но заметить их не так просто.
Переход к бережливому производству помогает ликвидировать одни из таких проблем, как:
– несовершенства производства — персонал и оборудование простаивают или напротив слишком перегружены;
– излишки – лишние запасы, созданные в результате перепроизводства или неправильно сделанного заказа;
– брак — некомпетентные сотрудники, некачественные материалы, сбои в работе техники;
– лишние движения — на заводе надо ходить за деталями в другой цех, в офисе открывать кучу программ и папок;
– некомпетентность кадров — навыки сотрудника не соответствуют занимаемой должности;
– неэффективная логистика — изделия, детали или комплектующие доставляются или отправляются дольше, чем это необходимо и другие.
Качественный переход предприятия к бережливому производству невозможен без автоматизации и последующей цифровизации. Есть бизнес-процессы, которые идут в «ручном режиме».
Например, на производстве ручная подача лотка. Переход от людей к автоматам – это и есть автоматизация. Желательно, чтобы оборудование генерировало информацию о процессах — считало количество оборотов, лотков, произведенной продукции и тд.
Цифровизация — это сбор этой информации с оборудования и других источников. Анализ, сформированный из полученных данных, который помогает принимать грамотные управленческие решения.
С чего начинается успешная цифровизация
Когда мы говорим про цифровизацию производства, надо понимать, что есть целые системы, которые могут вести учет данных.
Если говорить про количественный учет данных, то я уверен, что любое серьезное производство требует внедрения MES. Система собирает данные о процессах, которые происходят на производстве.
Это может быть разделенный процесс.
Например, вы производите колбасные изделия и хотите понять, как на самом деле выстроен весь производственный процесс. Система измеряет время, сколько занимают в производстве те или иные действия.
MES может измерить ваш конечный результат и на основе динамики этого результата оценить работу в ту или иную смену. Например, вы заложили в камеру для варения 100 кг сырья, а вынули 96 кг.
Потеря в 4% — это много или мало?
Кроме количественного учета данных по каждому процессу на производстве можно автоматически считать и оценивать простои. Специальное оборудование фиксирует простои, а оператор, который работает на линии, должен отметить причину простоя в мобильном приложении.
За счет этого можно оценить, насколько эффективно вы используете производственное оборудование, сколько происходит поломок, переналадок, остановок. Если ваше оборудование не загружено на 100%, значит, вы не понимаете, насколько оно эффективно. Или ваши сотрудники выполняют операции значительно дольше положенного времени.
Автоматизация позволяет быстро подсчитать простои и разобраться в причинах. Частые поломки вызывают вопросы к инженерной службе: о качестве проводимых техосмотров, о том, как проходит ежедневное и периодическое обслуживание оборудования.
Качественная автоматизация — это база успешной цифровизации. Оборудование собирает информацию, но ее надо визуализировать.
На современном производстве каждый станок генерирует какие-то данные. И не только станок. Информацию надо не просто собрать, но и оцифровать, чтобы получить аналитику, на базе которой можно будет принимать управленческие решения.
Для этого существуют специальные инструменты визуализации. Например, BI-системы. Сервис сжимает массивы данных до сущностей, которые необходимы среднему менеджменту для решения текущих задач или менеджменту для принятия стратегических решений.
Перерабатывать такие объемы данных самостоятельно практически невозможно, а следить за ситуацией на производстве надо буквально каждый день.
Чтобы эффективно организовать работу по автоматизации и цифровизации, необходимо:
– Оценить, в каких процессах в бизнесе используются технологии и программные средства для автоматизации?
– Понять, какие решения принимаются на основе этих данных?
– Узнать, есть ли возможность оцифровать эти данные, привести в формат визуализации и принятия решений, настроить систему аналитики и дашборды, которые будут помогать компании принимать решения и планировать пути повышения эффективности производства.
Сложности цифровизации
Бережливое производство — процесс непрерывный.
Если у компании нет стратегии, она действует рывками, не понимая, какой цели хочет достичь, внедрять технологии, в том числе цифровые, будет сложно. Современное предприятие должно быть «заточено» под цифровизацию. Это может быть аналитика продаж, логистика, само производство и многое другое. Поэтому так важно определиться со стратегией.
После того как этап автоматизации пройден, можно приступать к цифровизации – анализу данных, которые собирает оборудование.
В моей карьере была стратегия цифровизации бизнеса, расписанная на три года вперед, и раз в квартал на предприятии собиралась комиссия по цифровизации. Мы обсуждали проекты, актуализировали сроки, обновляли данные. Каждый раз обсуждали и необходимые ресурсы.
Еще одна серьезная проблема на пути бережливого производства и его цифровизации – саботаж со стороны коллектива.
Сотрудники, которые привыкли работать по старинке могут сопротивляться серьезным изменениям. Поэтому важно выработать культуру работы с изменениями. Она должна быть понятной и заранее объявленной. С сотрудниками надо коммуницировать, объяснять конкретные шаги и конечную цель.
Цифровизация предприятия может потребовать переобучения части сотрудников. Но бояться этого не стоит.
Как оценить результат
Оценить эффективность автоматизации и цифровизации можно по нескольким показателям.
Важнейший из них – экономический. Его необходимо оценивать на стадии производства: происходит ли сокращение издержек, кадров, временных затрат. Эффективность работы предприятия в целом должна повыситься. То же можно сказать и про мотивацию и продуктивность работы сотрудников.
Еще один важный показатель – качество конечного продукта и объемы его продаж.
Ни одно производство не может быть эффективным на 100%. Поэтому оно должно работать в режиме постоянных совершенствований. Компаниям, которые только начали путь цифровизации, я бы посоветовал осознать, что реализовать все собственными силами, скорее всего, не получится. Иногда лучше воспользоваться ресурсом извне, чтобы воплотить идеи, которые принесут вашему бизнесу больше прибыли.
Сегодня в бизнесе востребованы комплексные инструменты, которые умеют решать несколько задач в одном окне: собирать инициативы, формировать команды, заниматься проектным менеджментом, вести проекты и контролировать их эффективность, оценивать финансовый результат, осуществлять постпроектный мониторинг.
IN.TOP — IT-решения для внедрения систем бережливого производства
📞 8 (800) 700–55–95 • Telegram • WhatsApp / [email protected]