Отечественный аналог для облачного сервиса Jira

Отечественный аналог для облачного сервиса Jira
Отечественный аналог для облачного сервиса Jira

Облачный сервис Jira является продуктом американской компании, причем его нельзя рассматривать в качестве системы для управления проектами: он обеспечивает только возможность коммерческого применения баг-трекера, то есть поиска ошибок.

Конкурентом для него первоначально рассматривался проект Bugzilla в бесплатной версии. В дальнейшем, после демонстрации эффективности в выявлении ошибок применение Jira началось и в смежных направлениях. Сегодня его функциональность позволяет построить программы управления рисками, сервисы бронирования, рекрутинга и так далее.

Вместе с использованием SaaS-моделей развернуть Jira можно в собственном data-центре, используя виртуальные машины. Вместе с этим лицензия предусматривает необходимость иметь не менее 500 пользователей, а стоимость ее приобретения начинается от 42 тысяч долларов. Планируется, что в 2024 году серверные лицензии прекратят предоставлять, оставив доступ только к стандартным облачным решениям.

Стоит отметить, что компания Atlassian, создавшая программный продукт, одновременно предоставляет на рынке доступ к сервису Trello для управления проектами и организации контроля.

С учетом американского происхождения головной компании, она вместе с другими производителями IT-продуктов в 2022 году приняла решение уйти с российского рынка. Какая-либо поддержка не оказывается, функция оплаты отключена, причем нет возможности пользоваться и бесплатной версией программного продукта.

Как же быть в такой ситуации? Какие альтернативные продукты есть в распоряжении отечественных представителей бизнеса? Необходимо рассмотреть сегмент управления проектами.

Функциональные возможности сервиса Jira

Для представителей Agile-команд Jira предоставляет рабочую среду. Сервис не является таск-менеджером, хоть и имеет определенное сходство, например, функциональность формируется вокруг задач, решаемых программой.

Задача выступает основных элементом системы, она, в зависимости от проведенных работ, может менять статус и получать различные расширения путем интеграции приложений.

Для планирования работ предусматривается отдельный сервис Jira Align, обладающий высокой гибкостью, масштабируемостью без ограничений. Для работы с клиентскими запросами существует Jira Service Management, а Jira Work Management обеспечивает координацию деятельности нескольких подразделений, работающих над смежными проектами.

Продукт предусматривает доступ к уже готовым решениям, созданных на основе Scrum-методик, баг-трекеры для выявления ошибок на основе набора шаблонов, интерфейсы для запуска спринтов, «дорожных карт» и так далее.

Высокая гибкость системы позволяет быстро провести их адаптацию под индивидуальные особенности заказчика.

Предусматривается возможность интеграции продукта с сайтами, например для организации точек ввода/вывода (сбор поступающих от клиентов заявок, онлайн-контроль их текущего статуса).

В общей сложности предусмотрено не меньше трех тысяч интеграций на различные случаи, включая утилиты, средства для мониторинга, сбора статистики, IDE, CRM-системы, Git-репозитарии, базы данных и так далее. Существует даже доступ к смене темы с корректировкой первоначального оформления.

Визуальный конструктор для автоматизации процессов отличается максимальным удобством использования, достаточно просто перетянуть необходимые элементы.

Доступны также уже готовые приложения для операционных систем Android или iOS, а также предоставлена возможность интегрировать продукт с окружением DevOps.

Нельзя не отметить и существование у Jira определенных недостатков, среди которых:

  • пользователи бесплатной версии продукта или базового тарифа имеют в своем распоряжении минимальное свободное пространство на диске;
  • многообразие версий Jira предусматривает наличие различных продуктов, каждый из которых требует отдельной подписки;
  • для добавления в Jira комплексных функций необходимо наличие отдельного сервиса, например для обсуждений это Confluence, для уведомлений о происходящих событиях (инцидентах) — Opsgenie и так далее. Причем каждый из продуктов также потребует отдельной оплаты пользования;
  • система отличается сложностью персональной настройки продукта под потребности конкретного клиента;
  • высокая стоимость лицензий, приобретаемых под сервер заказчика, причем уже с 2024 года они просто исчезнут из продажи;
  • существующие списки не предусматривают формирования отдельных ветвей, а подзадачи могут лишь выделять области задач с отдельным исполнителем, более глубокого разделения не предусмотрено;
  • существование большого многообразия приложений делает настройки очень сложным процессом, причем большинство инструментов создано под команды IT-разработчиков. Для российского бизнеса полезных продуктов практически нет;
  • недостаточная универсальность существующего интерфейса, адаптированного под реализацию проектов в IT-сфере, например выявление ошибок, выпуск релизов и так далее;
  • крайне ограниченная функциональность мобильных приложений, обеспечивающих в большей степени постоянный доступ к контрольным функциям и уведомлениям, чем реальной работе с программным продуктом;
  • тарифная политика предусматривает функциональное разделение с наличием лимитной системы, например по числу сайтов, объему пространства на диске, максимальному числу автоматизируемых проектов;
  • для российских пользователей продукт в настоящее время недоступен, причем даже в бесплатной версии. Для России закрыты возможности проведения оплаты продуктов любым из существующих способов.

Альтернативные продукты для Jira

Для решения узконаправленных задач Jira вполне неплохо подходит, имеет бесплатную версию для использования небольшими командами, а также без проблем масштабируется. Все это было характерно для программы ровно до момента, пока она была доступна на территории России. Причем компания Atlassian заморозила даже аккаунты, на которых была сделана предоплата.

Чем можно заменить Jira

Альтернативных вариантов несколько, так как использовать Jira можно и для проектных команд в бизнесе, и для IT-команд, использующих методики Agile. Для разработчиков программных продуктов основными достоинствами выступали наличие интеграции с хранилищами кода, так называемыми git-репозиториями, и выявление ошибок.

С точки зрения баг-трекера главным конкурентом для Jira является сервис Bugzilla, причем доступ к нему совершенно бесплатный. Данный софт создан для моделей, имеющих открытый код. Он существует в русифицированной версии и на десятках других языков, а также получил за время своего существования огромное количество дополнений, включая веб-интерфейсы, интеграции с хранилищами, оповещения и так далее.

Если же речь заходит об управлении проектами, то здесь наиболее качественным решением выступает Projecto. Данный облачный сервис создан отечественными разработчиками, поэтому никаких ограничений с его доступностью для пользователей на территории России не существует.

Система обладает необходимой адаптивностью под различные управленческие методики, среди которых все варианты Agile. С точки зрения удобства применения Projecto существенно превосходит Jira.

Преимущества Projecto

  • Простота внедрения программы в компаниях разных размеров, проектных, маркетинговых, IT-подразделениях;
  • отсутствие необходимости дополнительных настроек, так как вся функциональность уже опробована в базовой версии и полностью работоспособна;
  • существует поддержка разнообразных версий отражения проектов, включая календари, канбан и так далее;
  • полностью русифицированный интерфейс, оказание технической поддержки, причем с ней есть чат в Telegram;
  • оплата услуг осуществляется в рублях, что делает цены стабильными, независящими от колебаний курса национальной валюты;
  • все предоставляемые Projecto функции доступны в рамках единого тарифного плана и не предусматривают отдельных подписок;
  • при покупке лицензии заказчик приобретает продукт на то количество рабочих мест, которое ему необходимо;
  • работа Projecto выстроена в соответствии с требованиями отечественного законодательства, поэтому никаких юридических проблем не возникнет;
  • для задач и подзадач возможно дальнейшее дробление на ветки без ограничения по количеству элементов, допускается делегирование задач с визуальным отображением связей;
  • посредством конструктора внутри программы формируется структура, повторяющая организацию компании;
  • предусмотрены возможности хранения документации, настройка карточек документов через многообразие доступных полей;
  • при невозможности выполнения задания сотрудник имеет возможность отказаться от нее, указав причину отказа;
  • в случае увольнения работника его незакрытые задачи можно переадресовать другим исполнителям или закрыть за ненадобностью;
  • отсутствие ограничений по объему свободного места, предоставляемого на диске для хранения данных;
  • существующая отчетность может выгружаться в табличной форме или в виде PDF-документов, обеспечивая наглядность данных;
  • мобильные приложения по своим функциональным возможностям практически не отличаются от десктопного продукта.

Projecro или Jira: сравнение возможностей

С целью лучшей наглядности функции двух продуктов представлены в табличной форме.

Отечественный аналог для облачного сервиса Jira

Использование Jira можно рекомендовать только тем, кто в совершенстве владеет методами Agile и готов к их внедрению в управление проектами. При всем многообразии итераций, предлагаемых пользователям облачного сервиса Jira, он сохраняет популярность исключительно с точки зрения работы команд IT-разработчиков, нуждающихся в существовании уже готового инструментария, необходимого для работы со Scrum или Canban. Востребованным продуктом является баг-трекер для выявления ошибок, но других преимуществ сервис Jira просто не имеет.

С точки зрения управления бизнесом низкий уровень адаптивности Jira является серьезным барьером на пути внедрения продукта, настроить его на работу с методиками, не принадлежащими Agile, невозможно.

В этом плане возможности Projecto выглядят более выгодно. Кроме того, российский сервис не имеет каких-либо ограничений, и полностью отсутствуют риски, что доступ к программе будет заблокирован разработчиками. Естественно, все серверы программы находятся внутри страны.

Если у Jira есть бесплатный тариф, но максимально ограниченный по предоставляемым функциям, то Projecto предоставляет пользователям демоинсталляцию для ознакомления с функциональными возможностями системы. Кроме того, на первый месяц предусматривается предоставление триал-версии, а все ее настройки в дальнейшем автоматически переходят на платную версию программного продукта.

Начать дискуссию