Удаленная идентификация абонентов связи: как это устроено в России и за рубежом

Мы в Spektr исследовали рынок и разобрались, как телеком-компании в России и за рубежом подтверждают личности клиентов удаленно и что от этого ожидать в будущем.

Мы начали исследование с большой четверки: МТС, Билайн, Мегафон и Теле2. И оказывается, что удаленную идентификацию предоставляет только один их этих операторов. Угадаете, кто именно?

​Так в целом выглядит последовательность действий при удаленной идентификации
​Так в целом выглядит последовательность действий при удаленной идентификации

МТС

В июле 2019 года пресс-служба МТС сообщила, что они тестируют несколько проектов, связанных с удаленной идентификацией, в том числе идентификацию при помощи «Госуслуг». В декабре 2019 удаленно подтвердить персональные данные невозможно.

Билайн

Билайн также сообщал в июле 2019 года, что собственную технологию удаленной идентификации они тестирует с апреля и скоро запустят. Чтобы активировать SIM-карту, будет достаточно вставить ее в телефон, через веб-интерфейс заполнить данные, сделать селфи и фотографию паспорта. Но пока подтвердить личность дистанционно нельзя.

Мегафон

Мегафон не делал публичных заявлений на тему удаленной идентификации. Но в контактном центре и салонах связи нам рассказали о пилотном проекте: специальную SIM-карту можно купить в супермаркетах и на АЗС и самостоятельно активировать в мобильном приложении. Подтвердить эту информацию и найти эту карту в Москве мы не смогли, хотя в начале сентября Мегафон действительно обновил свое приложение и добавил туда регистрацию новой SIM-карты. Протестировали, как это работает.

Чтобы дистанционно активировать SIM-карту, нужно:

  1. Заполнить анкету онлайн — вручную или автоматически «подтянуть» из «Госуслуг» (фотосканирования в приложении нет).
  2. Ждать звонка от менеджера в течение дня (мы ждали 10 минут) — он подтвердит заказ.
  3. Курьер привезет карту и все же попросит показать паспорт. А это значит, что удаленной идентификации у Мегафона (как и у МТС и Билайна) пока нет.

Tele2

А вот Tele2 позволяет самостоятельно зарегистрировать SIM-карты через приложение ID.Abonent. Чтобы подтвердить подлинность документов, приложение использует биометрические методы аутентификации, фотосканирование и искусственный интеллект.

Виртуальные операторы (MVNO), которые работают на сетях Теle2 и Мегафона, тоже дают такую возможность. Среди них: Ростелеком, Тинькофф Мобайл, Lycamobile, Yota и СберМобайл. Причем у СберМобайл есть отдельное мобильное приложение SberMobile IDSim для самостоятельной регистрации SIM‑карт новыми абонентами. В его основе лежит решение ID.Abonent, работающее по модели white label, — интерфейс адаптирован под цвета Сбербанка, есть фирменный логотип. При этом если абонент — клиент Сбербанка, сдавший биометрию, то паспорт ему не понадобится: паспортные данные подставляются автоматически.

Как подтвердить личность через ID.Abonent

Купить SIM-карту в одном из магазинов сетей «Пятерочка» или «Лента». Далее процесс идентификации одинаковый для всех абонентов MVNO:

  1. Отсканировать штрих-код, который находится на пластиковой карте с «симкой».
  2. Открыть фронтальную камеру для селфи, поместить лицо в области овала и моргнуть.
  3. Отсканировать паспорт.
  4. Подписать электронный договор.
  5. Дождаться push-уведомления.

Плюсы:

  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 6 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить
  • Оперативные ответы службы поддержки — например, если возникли ошибки в документах, можно сразу обсудить это в чате.

Минусы:

  • Противоречия в коммуникации от оператора и в приложении: в финале регистрации в ID.Abonent указано, что клиент может выбрать количество минут и гигабайт. Одновременно с этим приходит СМС, что тариф уже выбран и деньги за него уже списаны
  • Нельзя выбрать тариф, дополнительные услуги и абонентский номер.
  • Плохо работает распознавание текста при сканировании — понадобилось 4 попытки
  • Само приложение ID.Abonent не кастомизировано — оно выглядит и работает одинаково для всех операторов, кроме СберМобайл.

Drimsim

Drimsim — туристическая SIM-карта, работает с 2016 года в 200 странах. Эта симка не привязана к одному оператору: когда клиент приезжает в новую страну, она подключается к локальной сети — оплачивать ее нужно по местному тарифу. Drimsim можно заказать на сайте, ее дополняет бесплатное мобильное приложение — в нем видно, сколько стоит связь в этой стране, можно отслеживать баланс и расходы. Активировать Drimsim тоже можно через приложение.

Как активировать Drimsim

  1. Ввести данные SIM-карты (ICCID и PUK) вручную или с помощью сканера
  2. Ввести данные загранпаспорта: можно заполнить вручную, сфотографировать документ или выбрать фото из архива
  3. Прикрепить селфи с паспортом
  4. Ввести вручную почтовый адрес для квитанций
  5. Дождаться push-уведомления и подтверждения по почте.

Плюсы:

  • Решение принимается быстро: в нашем случае — за 13 минут
  • Понятный интерфейс приложения
  • Пошаговые инструкции
  • Для подтверждения личности не нужно звонить — удобно в путешествии
  • Можно выбрать способ ввода данных: сканирование, загрузка фото из фотоленты или заполнение полей вручную
  • Брендированное приложение: фирменные шрифты, цвета, лого.

Минусы:

  • На экране нет выделенных зон с рамками, которые выхватывают нужную информацию. Фотографии могут получиться низкого качества, с ошибками в данных.

Удаленная идентификация в зарубежных компаниях

Зарубежные телеком-компании, кроме фотографии документов и селфи с ними, предлагают видеоинтервью как способ подтвердить личность. Видеоинтервью дает возможность убедиться, что человек, который подал заявку, — тот же самый, кому принадлежат документы. Поскольку у пользователей не всегда есть возможность созвониться, альтернативой может быть запрос дополнительных действий с включенной фронтальной камерой, которая распознает мимику и жесты пользователя (просьба моргнуть, проследить за перемещением точки, повернуться).

Axon Wireless: стороннее ПО для регистрации и идентификации клиентов

В октябре 2019 года южно-африканская компания Axon Wireless запустила первую в Африке систему для мгновенной регистрации SIM-карт Tap and Go. Клиенты могут пройти регистрацию в течение 45 секунд благодаря мгновенной проверке национальной ID-карты. Также потребуется предоставить селфи: камера сама определит лицо и сделает снимок. Пока сервис доступен только на территории Кот’д'Ивуар, но представители компании надеются развернуть его по всей Южной Африке.

BioID: стороннее ПО для идентификации клиентов

BioID — немецкий провайдер облачной биометрии, партнер банков и госорганов Германии. В июне 2019 года компания объявила об интеграции технологии распознавания лиц в сервисы компании РОS AG — это позволит клиентам самостоятельно и дистанционно регистрировать SIM-карты.

При регистрации нужно сделать два селфи с разных ракурсов, чтобы системе было проще распознать, что на фото настоящий человек. Также нужно добавить снимок своего фото на удостоверении личности.

Singtel: собственное приложение

Singtel — крупнейший сотовый оператор Сингапура. В июне 2019 года компания запустила самостоятельную регистрацию SIM-карт. Пользователи могут активировать мобильную связь за 5 минут. Аналогичную услугу телеком-гигант предложил и клиентам своего сервиса мобильных переводов Dash. Для подтверждения личности нужно не просто снять селфи, а следить за черной точкой, которая перемещается по экрану. Схожую процедуру использует крупнейший виртуальный оператор в Малайзии Tune Talk.

Какие можно сделать выводы

Если сравнить российский ID.Abonent с сингапурским Singtel и малазийским Tune Talk, очевидно, что дистанционная идентификация в ID.Abonent не уступает зарубежным конкурентам. Совпадает и механика подтверждения персональных данных: личность абонента устанавливается по паспорту с помощью процедуры распознавания лица. Но у азиатских операторов есть «козырь» — собственное мобильное приложение.

Плюсы собственного мобильного приложения:

  • внушает доверие клиентам — они могут не беспокоиться, что третьи лица получат их персональные данные
  • помогают строить долгосрочные связи между клиентами и брендом
  • дополнительные опции, например выбор тарифа или красивого номера.

Пока в России собственное приложение есть только у Drimsim (SberMobile IDSim, в отличие от Drimsim — это одноразовое приложение для активации на базе ID.Abonent, а не самостоятельное). При этом Drimsim позиционируется как SIM-карта для путешествий, поэтому ей принадлежит лишь крошечная доля рынка. По словам основателя компании Сергея Редькова, абонентская база Drimsim измеряется сотнями тысяч человек. Для сравнения: на долю «большой четверки» суммарно приходится несколько сотен миллионов.

Одно из ключевых различий телеком-рынков в России и за рубежом — в масштабируемости решений для удаленной идентификации. За исключением ID.Abonent, для России это пока новая технология, которую компании разрабатывают собственными силами. Сейчас представители «большой четверки» тестируют внутренние проекты по самостоятельному оформлению SIM-карт. На зарубежном рынке гораздо больше IT-вендоров с готовыми API для дистанционной верификации личности в различных отраслях — от телекома и банков до госслужб и здравоохранения. Это не только Axon Wireless и BioID, о которых мы писали выше, но десятки поставщиков программного обеспечения, включая Identiway, Pomcor, IDnow, Ondato. Сотовому оператору остается только выбрать технологического партнера и внедрить их интерфейсы в свое приложение по модели white label. Таким образом, решения для удаленной верификации развертываются гораздо быстрее, поскольку уже есть готовая инфраструктура и не нужно начинать разработки с нуля.

Что ожидать в 2020 году?

Лед тронется, когда первый из операторов «большой четверки» запустит собственное брендированное приложение для удаленной идентификации клиентов. Ближе всех к этому сейчас Tele2 (особенно учитывая его инициативы с продажами виртуальных eSim), который анонсировал такое приложение еще в апреле 2019 года.

Хочется надеяться, что телеком-гиганты воспользуются опытом из смежных индустрий, где уже успешно применяется самостоятельная верификация. Так, в каршерингах Яндекс.Драйв и BelkaCar процесс идентификации выполнен в формате диалога с чатботом. Не отстают и банки: Точка Банк открывает расчетный счет после видеозвонка клиентам, а Райффайзенбанк начал кредитовать малый бизнес дистанционно, предлагая просто загрузить документы в приложение.

Кто первым запустит активацию SIM-карты через собственное приложение?
МТС
Билайн
Мегафон
Tele2
1212
14 комментариев

Дримсим - любовь ❤️

2
Ответить

ИМХО во многих странах проще и дешевле взять симку с предоплаченным интернетом все равно

Ответить

Спасибо, что вы с нами❤️

Ответить

Теле2 вообще красавчики, esim пока только у них есть, ждем когда можно будет удаленно подключать esim!

1
Ответить

Да помогайте государству получайте за это деньги, сделайте как в Китае мы вас будем любить за это и не осудим

Ответить

в китае не толкь сим-катрты - телефон и инет - все предназначено для того, чтоб следить за каждым так что радуйтесь последним более-менее свободным денькам)

1
Ответить

Привет! Немного поправим :) Мы действительно являемся виртуальным оператором, но работаем на совместной сети с МегаФон (не с Теле2).

Ответить