Кому можно, а кому нельзя использовать иностранные мессенджеры — объясняет юрист
Каким организациям и в каких случаях нельзя использовать Telegram, Skype и другие иностранные сервисы в работе, чем грозят нарушения и на что можно заменить зарубежные платформы. Разобраться в поправках к закону помогла Полина Потапова — юрист МТС Линк.
Что за новые правила
До весны 2023 года государственным и финансовым компаниям можно было использовать любые мессенджеры в работе. Но 1 марта в законе «Об информации» появились ограничения.
Определенным законом компаниям больше нельзя использовать иностранные мессенджеры, чтобы оказывать государственные и муниципальные услуги, а еще отправлять информацию, которая позволяет идентифицировать человека, финансовые и банковские документы.
Большинство частных компаний закон не затрагивает. Вот кому больше нельзя использовать иностранные мессенджеры:
- банкам и госкомпаниям;
- субъектам РФ и муниципальным образованиям;
- государственным, муниципальным и унитарным предприятиям — например, городской транспортной компании, имущество которой принадлежит государству;
- публично-правовым компаниям — тем, кто имеет публичные функции и чья деятельность направлена на интересы государства и общества;
- организациям, которые более чем на 50% принадлежат государству;
- организациям из национальной платежной системы и операторам платежных систем (Центробанку, ВЭБ.РФ и другим);
- некредитным финансовым организациям (микрофинансовым организациям, страховым, репозиториям, брокерам, ломбардам и другим).
Под запрет попадают не все мессенджеры. Речь идет только о тех, кто оказался в списке запрещенных иностранных мессенджеров от Роскомнадзора.
На декабрь 2023 года в этот список входят популярные мессенджеры Telegram, WhatsApp, Snapchat и Viber, корпоративные решения от Microsoft — Teams и Skype, игровой Discord, опенсорсный криптомессенджер Threema и китайский WeChat.
Какие штрафы предусмотрены
За соблюдением закона будут следить правоохранительные органы, а контролирующим органом выступит Роскомнадзор. Скорее всего, он будет выдавать разъяснения, рекомендации или выступать инициатором в суде в случае нарушений.
Четких критериев по тому, как будут выявлять нарушителей, пока нет. Полагаем, что будет происходить рассмотрение жалоб и сверка по использованию таких мессенджеров согласно списку запрещенных от Роскомнадзора.
Размер штрафа для должностного лица — от 30 000 до 50 000 рублей. В каждой организации определение должностного лица индивидуально, но чаще всего это руководители и топ-менеджмент. Также штраф могут выписать юридическому лицу, сумма больше — от 100 000 до 700 000 рублей.
Ответственность, предположительно на данный момент, накладывается по общему правилу КоАП РФ:
- если два и более нарушения — штраф за каждый факт;
- если в ходе проверки выявлено несколько нарушений по одному основанию, то назначается одно наказание как за одно правонарушение (ст. 4.4 КоАП РФ).
Как это работает: например, вы отправили 80 сообщений с чеками через иностранный мессенджер. Поступило 3 жалобы от клиентов — штраф будет выписан только по этим случаям. Если нарушения будут выявлены в ходе проверки, то штраф могут выписать как за одно правонарушение, но только при условии, что было одно и то же основание: отправка данных через запрещенный сервис.
Как понять, что пора менять мессенджер
Сложность трактовки закона в том, что в нем есть пункт о запрете на передачу персональных данных, а под ней может подразумеваться любая информация, которая раскрывает личность. Получается, что, например, в иностранном мессенджере можно согласовать дату доставки с клиентом, но запросить адрес или скан паспорта уже не получится. Другой момент: заполненный профиль сотрудника в иностранном мессенджере тоже можно рассмотреть как нарушение, потому что так тоже происходит передача персональных данных.
В итоге перевести часть диалогов и сотрудников на незапрещенные мессенджеры будет сложно, поэтому, скорее всего, потребуется полная смена сервиса. Большинству частных компаний переход не нужен: если, например, кафе, агентство или завод не связан с государством или финансовыми организациями, то менять мессенджер не обязательно.
Какие функции предлагают отечественные мессенджеры
Сейчас на российском рынке около 20 корпоративных мессенджеров, часть из которых существует несколько лет, а другие начали разрабатывать относительно недавно. Вот некоторые:
- «Пачка» — корпоративный мессенджер с полным набором функций для работы.
- Dialog — мессенджер от Сбера с чатами и звонками.
- VK Teams — мессенджер от VK, который входит в экосистему продуктов VK WorkSpace. Есть почта и облачный диск.
- «Яндекс Мессенджер» — мессенджер от Яндекса, часть платформы «Яндекс 360 для бизнеса».
Мы в МТС Линк тоже делаем свой мессенджер. За последний год Линк Чаты прошли путь от идеи до готовой платформы, которую на бета-тесте успело опробовать более десятка компаний. Возьмем нашу разработку как пример и рассмотрим возможности, которые заменяют функции в иностранных мессенджерах.
Общение в чатах и каналах
Интерфейс Линк Чатов организован так, чтобы всё важное было перед глазами: каналы с коллегами, открытые чаты, последние обновления в тредах. Мессенджер работает в вебе, десктопе и на мобильных телефонах — это позволяет оставаться на связи со всех устройств.
Отправка сообщений
Переслать реквизиты или заполненную анкету можно через функцию отправки файлов, которые прикрепляются к сообщению. Сами сообщения можно редактировать, ставить реакции, упоминать коллег через тег @.
Видеовстречи
В любом чате или канале можно начать видеозвонок, который поддерживает функции демонстрации экрана, записи, совместного редактирования документов или рисования на онлайн-доске.
Управление профилем
В мессенджере можно заполнить личный профиль и указать персональные данные: имя, фамилию, электронную почту, должность, стаж. С помощью адресной книги сотрудники могут быстро находить друг друга.
Панель управления организацией
Меню, в котором администратор может добавлять и удалять новых сотрудников, менять уровни доступа и управлять полями в профилях.
Линк Чаты — российское решение, которое работает на отечественных серверах. Сейчас в нем есть полнофункциональные чаты, каналы и треды, видеозвонки через сервис Встречи, панель управления организацией и вход через SSO. Этих функций хватит, чтобы отправлять платежную, персональную и другую информацию, не опасаясь нарушений закона «Об информации».
В 2024 году мы планируем выходить в публичный релиз и внедрить еще больше возможностей: чат-боты, таск-трекер, коробочную версию, SIEM- и DLP-интеграции. Эти функции сделают сервис универсальным и многофункциональным, способным закрывать множество запросов.
Главное
Основные моменты из статьи.
- Ограничения касаются не всех компаний: иностранные мессенджеры нельзя использовать в госкомпаниях и организациях, которые работают в финансовом секторе. Все компании прямо поименованы в законе «Об информации».
- Запрет не распространяется на все сообщения: нельзя передавать личностные и банковские данные. Полностью запрещено использовать при оказании государственных и муниципальных услуг.
- В запрещенный список входят популярные мессенджеры Telegram, WhatsApp, Snapchat и Viber, корпоративные решения от Microsoft — Teams и Skype, игровой Discord, опенсорсный криптомессенджер Threema и китайский WeChat.
- За соблюдением закона будут следить правоохранительные органы, а контролирующим органом выступит Роскомнадзор.
- Штраф за нарушение — от 30 до 700 тысяч рублей.
Банки, финансовые организации и госкомпании могут продолжать использовать иностранные мессенджеры, если через них не передается платежная или персональная информация, а еще не оказываются государственные и муниципальные услуги. Для таких сообщений нужно будет использовать отечественные решения: Линк Чаты, VK Teams, «Пачку» и другие мессенджеры.