{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Уберизация металлообработки: что, почему и причем здесь «Северсталь»?

«Экономика по запросу», начавшаяся с такси и продолжившаяся в других сферах услуг (Airbnb, YouDo, многочисленные агрегаторы доставки), стремительно набирает обороты благодаря цифровым платформам. Металлурги тоже не остаются в стороне и выходят на новые рынки и в новые каналы, в том числе и цифровые. Как? Сейчас разберемся.

В текущем инвестиционном цикле наибольшие надежды в металлургии возлагаются именно на цифровую трансформацию. Мы подробно писали о нескольких наших проектах: например, здесь и здесь. Однако когда мы говорим о трансформации, речь идет не только о повышении операционной эффективности и росте производительности, но и о выходе на рынки электронной коммерции и создание уникального предложения потребителю через цифровые каналы сбыта.

Как металлурги уберизируются за рубежом…

Зарубежная практика показывает, что онлайн-платформы для операций со сталью представляют большой интерес для инвесторов. Государственная компания China Baowu Steel Group Corp. создала такую платформу Ouyeel, которая предоставляет широкий спектр услуг – от логистики и хранения до финансовых продуктов для сталелитейных компаний. По данным Crunchbase, она привлекла в общей сложности $431,9 млн от пула инвесторов в течение двух раундов.

Американская Xometry предлагает маркетплейс, позволяющий клиентам получать доступ к сети механических цехов и специализированных производителей. У стартапа есть глобальная сеть из 5000 поставщиков, производящих детали по мере поступления заказов. Веяния «экономики по запросу» привели к тому, что некоторые инвесторы (они же бывшие клиенты) вроде BMW используют платформу для 3D-печати редких деталей по мере необходимости.

Даже на B2B-маркетплейсе Alibaba продается более 170 тыс. видов стальной продукции. Рынок черной металлургии стремительно цифровизируется и вынуждает компании либо быть «пионерами» в освоении новых решений, либо стать «последователем» и довольствоваться намного меньшим экономическим эффектом.

…и как с этим справляемся мы!

Успешные B2B цифровые платформы создают ценность для всех участников, позволяя постепенно наращивать базу как заказчиков, так и исполнителей. Поэтому мы создали онлайн-платформу Metal Processing Hub — цифровой агрегатор услуг по металлообработке. Платформа напоминает сервис для поиска исполнителей YouDo. Исполнителями заказов клиентов выступают производственные компании в периметре «Северстали», а вскоре подключатся и внешние партнёры. Сервис рассчитан на компании, у которых нет своего металлообрабатывающего производства или есть, но из-за отсутствия специального оборудования приходится заказывать определенные детали у поставщиков.

Цель платформы Metal Processing Hub — не делить существующие возможности для бизнеса, а создавать новые, создавать открытую экосистему партнёрств и максимально «бесшовный» клиентский опыт.

Платформа летом 2021 года была выделена в отдельный бизнес.

При минимальных затратах на продвижение за первые полгода работы MPH получил суммарный объем заказов на 3,5 миллиарда рублей. В течение 5 лет платформа планирует выйти на 60-70 млрд рублей в год. В 2021 году компания была сосредоточена на формировании профессиональной команды проекта, чтобы нарастить сеть партнеров и создать на базе электронной площадки полноценный бизнес. И у них это получилось.

Также у «Северстали» есть Industrial Procurement Hub — B2B маркетплейс для закупок корпорациями, который упрощает бизнес-процессы поставщиков и помогает получить прямой доступ к заказам крупнейших промышленных компаний. База клиентов пополняется по мере развития маркетплейса на все крупнейшие промышленные компании.

«Северсталь» первой в России открыла интернет-магазин в 2017 году, а в 2018 уже продала через него 2,5 млн тонн стали – это почти треть общего объема продаж компании на тот момент. Пользовательский функционал такой же, как в стандартном онлайн-магазине с пуш-уведомлениями, трекингом посылки и счетом за товар и услуги перевозки. Только приобретаете вы не книги или бытовую технику, а арматуру, горячекатаный рулон или оцинкованный лист. Но делаете вы это также легко и интуитивно понятно, с возможностью проснуться среди ночи и проверить, на какой стадии готовности ваш стальной прокат.

Причем это было не первой попыткой торговать сталью онлайн, в 2000-х «Северсталь» пробовала создать торговую площадку на сайте компании, но потребитель оказался не готов к покупке такого специфического продукта, как сталь, через онлайн-розницу.

Кстати, послушать об онлайн-торговле металлом можно в подкасте «Северстали» «Не в лом».

На текущий момент самой трендовой и инновационной B2B бизнес- моделью является перевод продажи в онлайн и развитие «экономики по запросу», что в перспективе позволит компаниям вытеснить металлотрейдеров с рынка.

Идеи от стартапов

Также для более инновационных компаний существует платформа «Северсталь» Открытые инновации, которая оказывает поддержку, как правило, новым игрокам рынка – стартапам. Для новых бизнес-проектов, находящихся в отправной точке развития, «Северсталь» дает возможность получить поддержку, инвестиции и доступ к своим технологическим областям. Мы организуем быстрые пилоты для компаний, тем самым обеспечивая поддержку в масштабировании.

Подробнее об одном из кейсов можно почитать в нашем блоге на Habr.

Предприятиям платформа Открытых инноваций предлагает перспективу монетизации решения и организацию совместного предприятия или же долгосрочного партнерства. Более того, через платформу можно податься и независимым экспертам, которых мы приглашаем в научные институты, центры и экспертные платформы для работы над проектными задачами.

Мы планируем дальше следовать тренду на уберизацию и осваивать новые бизнес-модели. Присоединяйтесь к нашим платформам – вместе мы сможем достичь большего!

0
1 комментарий
Роберт Райт

Интересно, что именно северсталь реализовало это

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда