«Дистанционное обучение — это не учёба!»: как дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы

Онлайн-обучение развивается в России почти 10 лет. Но школы игнорировали цифровые технологии, пока в прошлом году пандемия не столкнула их лбами.

В апреле 2020 года Высшая школа экономики провела исследование и выяснила — 21% школьных педагогов России не владеют интернетом на уровне, позволяющим им обучать детей онлайн, — это каждый пятый учитель в стране.

Спустя год Вышка изучила трудности коммуникации между детьми, их родителями и учителями на дистанционном обучении и на интервью получила ответы в духе:

Дистанционное обучение — это не учёба. У него ничего в голову не вошло однозначно. …просто бардак какой-то. [Учителя] такие вопросы задавали, сам не знаешь ответы на эти вопросы

Александр, Отец школьника

Учителя с нами не разговаривали, ничего не объясняли. Родители не могут объяснить, не знают что-то. Я начинаю агрессировать, психованным становлюсь: могу ручку разбить, тетрадку порвать, если что-то не понимаю

Яков, 12 лет

Вывод этого исследования: «Произошёл разрыв в цепочке взаимодействия «учитель — ученик». Учителя «сбрасывали» задания и порой не давали никакой обратной связи (даже на уровне оценки). <...> В некоторых школах учителя пытались перенести обычный урок в онлайн-формат. В результате полноценной коммуникации не возникало. Принятая в школе система взаимоотношений оказалась непереводимой на онлайн-язык».

«ВКонтакте» опросила 1600 учащихся и опубликовала такие результаты:

  • 36% школьников на дистанционке потеряли мотивацию к обучению;
  • 28% опрошенных отметили, что им неудобно заниматься на существующих платформах.

Кирилл Прудников, руководитель образовательных программ педагогических практик в Skillbox, уверен — дистанционка подсветила главную проблему традиционной школы: если в обычном классе учитель чаще всего удерживает внимание детей за счёт своей харизмы, то в онлайне это не работает:

А так как мир, я уверен, уже никогда полностью не вернётся в офлайн, значит, методы традиционной школы можно назвать устаревшими. Дети отвлекаются на смартфоны (кто им запретит пользоваться ими во время занятия по скайпу?), на открытые вкладки в браузере, на родителей, братьев и сестёр. Даже самый харизматичный учитель проиграет это сражение

Кирилл Прудников, Руководитель образовательных программ педагогических практик в Skillbox

Урок для учителя

В апреле этого года Высшая школа экономики организовала конкурс «Урок для учителя». В нём участвовали педагоги, которые решили принять вызов времени и начали внедрять современные технологии в свои уроки. Для участников отборочного этапа методисты Skillbox разработали бесплатный курс повышения квалификации «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя».

Чтобы курс получился максимально прикладным, методисты Skillbox попросили участников «Урока для учителя» заполнить анкету и провели более 70 глубинных интервью.

Практически все опрошенные отметили, что не знают, как контролировать поведение учеников по ту сторону экрана, и хотят освоить больше инструментов, которые разнообразят занятия в онлайне. Но мы уверены, что контролировать поведение не придётся, если школьники будут вовлечены. А повысить вовлечённость в онлайне можно как раз за счёт интересных цифровых решений

Марина Харахордина, Руководитель методического отдела Skillbox

Таким образом родилась программа курса из пяти модулей:

  • в первой части эксперты рассказывают об основных отличиях онлайн- и офлайн-урока;
  • второй модуль посвящён сервисам, с помощью которых можно интересно прорабатывать теорию;
  • третий модуль — о софте для практики: спикеры покажут, как пользоваться досками для совместной работы, сервисами для ведения конспектов и платформами с готовыми домашними заданиями;
  • в четвёртой части курса учителя узнают о том, как с помощью тестов, квизов и игр повышать вовлечённость учеников в обучение и поддерживать их интерес;
  • пятый модуль — о навыках, которые полезно развивать учителям в современном мире, — аналитике и работе с выгоранием.

Спикерами курса стали представители ведущих образовательных компаний России — Skillbox, «Фоксфорд», «ИнтернетУрок», а также образовательного бюро «Розетка», общественной программы «Учитель для России» и Miro. Разместили его на знакомой для педагогов платформе «Я Учитель».

Курс «Как преподавать онлайн: инструменты для учителя» уже прошли около 1500 учителей из 68 регионов России, а с 14 июля он будет доступен всем желающим. После каждого модуля учителю предлагают пройти тест. Те, кто успешно сдаст все тесты, получат удостоверение о повышении квалификации от «Я Учителя».

0
5 комментариев
Сергей Никитин

Кому знания нужны, тех учить не нужно. Они сами учатся.
Остальным лучше сразу работать. Дальше определятся, что нужно, что нет.

Ответить
Развернуть ветку
Dzhanbek Nurullin

Это для взрослых так работает. Для детей - по-другому. У детей нет мотивации получить знания. Для них важно удовольствие. Понятия о карьере и успешности в будущем для них абстрактны и безотносительны к жизни. 

Ответить
Развернуть ветку
Павел Петрухин

Может есть другие вовлекающие механики, мотивирующие поколение тиктока учиться в онлайне?

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Если бы поколение девяностых заставили учится на дистанционке - наврядли был бы иной результат.
Большинство школьников в рот ебали эту школу и уроки, а дистанционка дает кучу возможностей, чтобы проебываться.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мельниченко

ну в других странах удаленное обучение уже давно и у них все норм

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
2 комментария
Раскрывать всегда