Русские в бизнес-залах: как устроен российский оператор RusPriority

История о проекте, который зародился на лекциях в РАНХиГС, стал резидентом Сколково и вышел на самоокупаемость за несколько месяцев.

Павел Кульнев учился на программе РАНХиГС и SkillFactory «Мастер автоматизации и цифровой трансформации бизнеса», когда из России ушли Priority Pass и Lounge Key.

Это операторы, благодаря которым премиальные клиенты банков могли бесплатно попасть в бизнес-залы аэропортов по программе лояльности. После ухода этих игроков банки уже не могли выполнить свои обязательства.

Тогда Павел решил в рамках программы создать российский сервис, который заменит Priority Pass и Lounge Key. А заодно — построить с нуля цифровой бизнес, который работает без поддержки человека и надежно хранит ценные данные.

Рассказывает Павел Кульнев — основатель RusPriority, слушатель программы РАНХиГС и SkillFactory «Мастер автоматизации и цифровой трансформации бизнеса». Работает архитектором программного обеспечения, 18 лет занимает руководящие должности в цифровых областях и 8 лет — в авиаотрасли.

Как пришла идея

Идея родилась во время моего обучения на программе РАНХиГС и SkillFactory. Ее суть в том, чтобы подготовить руководителей, которые будут способны поставить бизнес на цифровые рельсы.

С первых занятий работаешь над собственным проектом, который потом может перерасти в настоящий бизнес. Со мной учились руководители предприятий из нефтехимической, перерабатывающей отраслей, сферы услуг и ритейла. Перед ними стояла задача оцифровать свои отделы, департаменты и подразделения.

Многие приходили, чтобы улучшить собственный бизнес. Кто-то даже автомастерские и шиномонтажки пытался оцифровать. Я же решил создать стартап с нуля.

Мы с моим бизнес-партнером Александром Кондратьевым (тоже слушателем программы) задумали создать некое предприятие в вакууме и попробовать оцифровать его.

В итоге RusPriority родилась как идеальная цифровая модель, своего рода бизнес-игра. Мы запустили имитатор и с помощью искусственного интеллекта написали программу, которая его обслуживала. Посмотрели, что получается, и начали совершенствовать алгоритмы.

На момент рождения идеи проекты Priority Pass и Lounge Key еще не заявляли об уходе с российского рынка. Мы хотели, чтобы терминал RusPriority был единым окном для Priority Pass, Lounge Key и других компаний. Работать планировали по принципу НСПК — как единое окно для операторов и связующее звено с аэропортами.

Но в марте Priority Pass и Lounge Key объявили об уходе, и мы решили еще раз проанализировать рынок и сделать полноценную замену.

<i>После ухода Priority Pass и Lounge Key одни банки пытались компенсировать проход в бизнес-залы по фотографии чека, а другие просто отказались от обязательств</i>
После ухода Priority Pass и Lounge Key одни банки пытались компенсировать проход в бизнес-залы по фотографии чека, а другие просто отказались от обязательств

Кто делит российский рынок сейчас

На рынке сразу появились компании-заменители. Большинство выросли стихийно из бизнеса со схожей сферой деятельности.

Dragon Pass

Программа для доступа в бизнес-залы. Ее штаб-квартира находится в Европе, но это китайский проект. Комфорт китайских пассажиров для Dragon Pass первостепенен.

Grey Wall

Российская программа с совершенно иной бизнес-моделью. Они владеют бизнес-залами в некоторых аэропортах и решили быстро сделать свою программу.

MILEONAIR

Эта компания работала в аэропорту Шереметьево и Сочи, занималась упаковкой багажа. Появился новый рынок — они решили на него зайти.

Persona.aero

Консьерж-сервис, где и раньше можно было приобрести посещение VIP-зала или бизнес-зала через сайт. Сейчас они расширили возможности программы и вышли на рынок.

Мы же за несколько месяцев смогли создать сервис, который по многим параметрам превосходит конкурентов. Многие клиенты из числа юрлиц приходят к нам после того, как поработали с кем-то из них.

Первых клиентов мы нашли задолго до запуска сервиса. Это был один банк и один аэропорт, которые согласились поучаствовать в разработке. Так, все внедрение и тестирование мы проводили в такой тройной коллаборации. Взамен получали объемную обратную связь и доводили систему до ума.

Презентации для новых клиентов мы проводили в июне-июле, а на рынок вышли в августе. Но я бы сказал, что наш труд дает плоды только сейчас.

Как устроен RusPriority изнутри

Клиент взаимодействует с сервисом так: приходит в бизнес-зал аэропорта с любым идентификатором (например, банковской картой). Там оператор проводит регистрацию через специальный терминал.

На экране сразу отображается уровень привилегий и возможные ограничения. Сотрудник проверяет, может ли клиент бесплатно пройти в бизнес-зал. Если регистрация доступна, он сканирует посадочный талон и регистрирует клиента. Процедура не сложнее, чем купить пачку сока в «Пятерочке».

Если заранее воспользоваться консьерж-сервисом, можно оформить привилегию на посадочный талон — свой или супруги, например. Тогда сотрудник отсканирует штрихкод с посадочного и проведет регистрацию.

К тому же, пользователи могут использовать web-версию сайта и мобильное приложение. Там все то же самое, функции полностью синхронизированы.

<i>Стойка регистрации RusPriority в аэропорту</i>
Стойка регистрации RusPriority в аэропорту

Можно ли взломать RusPriority

В наше время данные ценны. Многим может быть интересно, кто наши клиенты, куда летают. Есть много желающих взломать систему и сливать информацию. Но сделать это практически невозможно.

Для регистрации используем кассовое устройство, которое работает на отечественном ПО. У него есть все необходимые аппаратные средства защиты, прямо как у банковских касс. При попытке открыть терминал включается аварийный режим — туда невозможно подсадить вирус или вставить жучок.

Чтобы все же взломать эту систему, нужно как минимум вскрыть кассу и получить к ней доступ. Дистанционно это сделать практически нереально.

Каждое устройство строго фиксируется за определенным пользователем — сотрудником бизнес-зала. Алгоритмы непрерывно следят, чтобы характеристики работы терминала были в рамках нормы. Иначе устройство сразу отключается от сети.

Такая надежность — наше преимущество перед конкурентами. Многие компании используют интернет-систему, которую сотрудники аэропорта открывают на своем ПК. Все, что видит на экране оператор, могут увидеть и злоумышленники.

На компьютере может быть вирус. Даже когда сотрудник вполне легально сканирует посадочный талон, зараженное устройство может передавать эти данные злоумышленникам.

В случае RusPriority это невозможно. Мы не храним никаких персональных данных. Когда клиент прикладывает карточку, устройство считывает ее, шифрует информацию и передает в сеть в виде длинного числового кода.

Так данные становятся обезличены и злоумышленник никак не сможет ими воспользоваться. Все, что хранится на сервере — это справочный набор хешей.

Наш терминал — это самодостаточный инструмент. У него собственное подключение к интернету, он не зависит от инфраструктуры банка и аэропорта. Что бы ни случилось, он автономно проработает более 8 часов.

Написать и поддерживать работу такого ПО довольно сложно. Это требует специальных знаний от команды. Мы соблюдаем такие же протоколы безопасности, как банки, а наши терминалы выдают чеки.

Как писали ПО

ПО для устройств писали с помощью Java Android и Kotlin. Для серверной части использовали Go, для аналитики — Python.

У нас вся система собрана по принципу зависимых микросервисов. Микросервисы имеют некое общее ядро, но каждый обслуживает конкретную задачу. Они могут быть написаны на разных языках, зависит от цели.

Более того, у нас есть модули, которые мы переписывали десятки раз, пока они нас полностью не устроили. Мы постоянно вносим изменения в сервис, бывает, по несколько раз в неделю. Это живой проект, он нам интересен и поэтому постоянно растет и меняется.

<i>Пользователь может зарегистрироваться в RusPriority самостоятельно через сайт или приложение</i>
Пользователь может зарегистрироваться в RusPriority самостоятельно через сайт или приложение

Как организовали работу сервиса

ПО RusPriority разделено на две большие части — серверную и клиентскую. Сервер обрабатывает транзакции, а искусственный интеллект (ИИ) мониторит состояние системы. Это позволяет нам малыми производственными силами обрабатывать большой поток информации.

Объясню, как это работает. В RusPriority ИИ представляет собой нескольких виртуальных сотрудников. Каждый из них справляется с одной задачей.

Виртуальному сотруднику даже не обязательно быть ИИ. Это хорошо обученный алгоритм, который выполняет одну несложную функцию. Которую, впрочем, все равно бы делали люди.

Например, есть сотрудник, который по достижении нужной даты собирает аналитику, формирует ее в виде акта выполненных работ, ставит подпись руководителя и отправляет нашему партнеру. Если акт принят частично, ИИ анализирует, что не так, и информирует оператора.

Предиктивную аналитику тоже делает виртуальный сотрудник. Он просматривает данные и вычисляет закономерности, которых там великое множество. Некоторые что-то значат, некоторые — совсем ничего. На основании его отчета можно выдвигать гипотезы и проверять их — подтверждаются или нет.

Обученный алгоритм мониторит процесс регистрации. ИИ знает, как правильно должен работать терминал.

Представим ситуацию: у клиента не проходит транзакция. Пассажир звонит в поддержку и сообщает об этом. Стоит оператору принять звонок, за работу берутся алгоритмы.

Сначала виртуальный сотрудник должен проверить, в каком состоянии находится терминал — подключен ли к интернету, корректно ли работает. Если в автоматическом режиме не получилось установить причину проблемы, ИИ попробует войти в систему в ручном режиме.

Он посмотрит последние действия, выяснит, в чем проблема, и предложит оператору методы решения. Кстати, человек всем этим не занимается; только отвечает на звонки, нажимает на нужные кнопки и изредка выбирает аэропорт.

Мы сейчас представлены в аэропортах, которые обеспечивают больше 90% пассажиропотока в России. Например, в московских Внуково, Домодедово, Шереметьево и еще 30+ городах.

И все это поддерживает команда в пять человек, двое из которых — бухгалтер и генеральный директор. Получается, три человека вместе с колл-центром поддерживают работоспособность всей этой системы.

<i>Аэропорты, где представлена RusPriority. Скриншот с сайта ruspriority.ru</i>
Аэропорты, где представлена RusPriority. Скриншот с сайта ruspriority.ru

Как хантили специалистов и собирали команду

Чтобы построить бизнес, нам были нужны компетенции других людей. Александр многое понимал в технической части, но нас двоих было мало. С помощью знаний, полученных на программе, мы смогли подобрать кадры, с которыми все заработало.

Наш SEO Егор Газетин стоял у истоков таких компаний, как Fintender.ru, GetFinance.ru. Он отлично знает, как работает банковский финтех.

CED и CMO Елена Судаева была директором по качеству в учебном центре компании S7, когда мы ее захантили. Еще раньше она работала в отделе сертификации — занималась аттестацией аэропортов, аэродромов, в том числе бизнес-залов.

Еще у нас есть команда разработчиков, они пишут код. Есть служба технической поддержки, отдел маркетинга. Сейчас это полноценный бизнес, который успешно работает.

Многие сотрудники перешли в RusPriority с более высокооплачиваемых позиций, чем были у нас на старте. Я предлагал вместе со мной построить идеальный цифровой бизнес, который будет работать без человеческого вмешательства. Мол, а давайте напишем кучу роботов, они будут работать, а мы — коктейли пить. Пока моя идея с полностью цифровым бизнесом воплощается в жизнь.

<i>Защита проекта в Сколково проходила онлайн. Команда получила 25 баллов из 25 возможных</i>
Защита проекта в Сколково проходила онлайн. Команда получила 25 баллов из 25 возможных

Результаты и планы

  • Про резидентство Сколково

Недавно компания RusPriority стала резидентом Сколково. Проект оценили на 25 баллов из 25 возможных. Мы пока не поняли, что это значит для нас, но, видимо, это знак, что движемся в верном направлении.

Сейчас собираемся запатентовать идею написания такого сервера, как в RusPriority. Получается, мы можем использовать банковские карты как идентификатор, не обращаясь к банковской инфраструктуре.

  • Про деньги

И самое интересное. На старте мы вложили свои деньги, и я был одним из инвесторов проекта. В момент, когда бизнес активно развивался, я вложил 12 млн рублей.

Проект запустился в августе, а в сентябре вышел в ноль с незначительным плюсом. Я считаю, что в этот момент все пошло хорошо, потому что инвестиционных вложений уже не требуется.

Пока у нас нет цели срочно достать свои деньги со 100% прибылью. Это сложный в моменте бизнес. Мы знаем, сколько он требует капиталовложений и времени для оборота, поэтому спокойно ждем.

  • Про будущее RusPriority

Окончательно мы поймем, стоит ли нам развивать RusPriority, примерно через два года. А до тех пор будем ждать и заниматься проектом дальше. Это не первый мой цифровой бизнес, так что спокойно к этому отношусь.

Планы простые — развиваться в хорошей конкурентной среде. Будем по-своему бороться за рынок и пытаться занять свою нишу. Или не занять, так тоже бывает.

  • Про обучение

Нам помогла программа «Мастер автоматизации и цифровой трансформации» от РАНХиГС и SkillFactory. На ней мы с бизнес-партнером прокачали компетенции и создали хороший, рентабельный сервис.

На парах у меня родилось понимание последовательности действий. Я знал, чего хочу, но часто понятия не имел, как реализовать свои идеи. Теперь у меня есть правильный алгоритм, за это спасибо преподавателям SkillFactory и РАНХиГС.

Главное, что на этом проекте у меня появилась и команда. После программы я четко понял, как нанять правильных людей и поставить им задачу. Преподаватели РАНХиГС и SkillFactory уделяли этому много эфирного времени.

Я понял, каким хочу видеть конечный результат работы команды. То, что проект взлетел — лучший показатель того, что я усвоил уроки.

Ольга Смирнова — академический директор программы «Мастер автоматизации и цифровой трансформации бизнеса», преподаватель РАНХиГС и руководитель проектного офиса СКБ Контур.

Программа учит разрабатывать дорожную карту цифровой трансформации бизнеса. Сначала слушатели анализируют текущую стратегию своей или вымышленной компании, потом думают, как изменить и улучшить ее с помощью технологий индустрии 4.0 — ИИ, блокчейна, чат-ботов, big data, машинного обучения.

Мы показываем, как проводить аудит бизнес-процессов, искать вендоров на российском рынке, считать экономическую целесообразность и анализировать риски. Также важно понимать, какая кадровая и технологическая инфраструктура нужна для успеха проекта.

По окончании курса студенты обладают всеми этими навыками и имеют на руках рабочую дорожную карту для рентабельного проекта. Например, такого, как RusPriority.

Изначально Павел и Александр хотели сделать агрегатор для программ лояльности, но в марте решили создать российский аналог ушедшим операторам. За три месяца они создали продукт, в котором использовали аж четыре технологии из тех, что мы изучаем на курсе.

Ребята действовали полностью самостоятельно, мы ими очень гордимся. К слову, из предзащит первого проекта 30% составляют IT-стартапы. И многие, как RusPriority, замещают компании, которые покинули российский рынок.

11
2 комментария

Павел, Александр, вы очень крутые! Успехов проекту!!! Горжусь 👏🏼 Гордимся 🎉
Мария ❤️

3
Ответить

Платишь на входе в SVO C = 2500 руб.
Покупаешь в RusPriority абонемент = 1 проход 4000 руб.
Стрижка хомячков в самом разгаре )))))))))))))

1
Ответить