Игра на максималках: мегахакатоны как бустер для студентов и роста бизнеса

Мегахакатоны — мощный инструмент обучения, который дает возможность погрузиться в реальные бизнес-кейсы и встать на путь к постоянному совершенствованию. Участников таких мероприятий всегда ждут интересные вызовы. Руководитель отдела продюсирования школы IT-профессий Skillfactory Василий Данилов рассказывает, как мегахакатоны помогают студентам развиваться, а компаниям — получать эффективные решения задач.

Игра на максималках: мегахакатоны как бустер для студентов и роста бизнеса

Мегахакатон и хакатон: в чем отличие?

Идея формата мегахакатона родилась у нас в момент, когда число партнеров Skillfactory стало заметно расти. Кроме того, на одном из хакатонов, посвященном дата-аналитике, выяснилось, что студентам нужно больше общаться с клиентами. Причина в том, что иногда требуются уточнения по задачам. И не всегда компании сразу могут ответить на все вопросы. В таких случаях менторы помогают найти ответы вместе с партнерами.

На классическом хакатоне все команды традиционно решают задачу от одной компании. Но мы захотели объединить несколько заданий разных партнеров в одно событие, где студенты занимаются реальными бизнес-задачами под руководством менторов.

Две проблемы, которые решают мегахакатоны:

  • Недостаток практического опыта. Многим студентам после IT-курсов онлайн-школ не хватает опыта работы с реальными задачами, командной работы и умения обосновать свои решения.
  • Нереалистичные ожидания от IT-мира. Некоторые студенты думают, что учеба будет легкой, а зарплата кратно вырастет сразу после окончания курса. Это может привести к разочарованию и преждевременному прекращению обучения.

Мегахакатоны максимизируют полезный опыт для студентов. В рамках двухнедельного спринта под руководством экспертов IT-отрасли компании получат решение и потенциальные кадры, а студенты приобретут реальный опыт.

Этот формат отличается от привычного хакатона еще и тем, что студенты могут погрузиться в реальные бизнес-процессы и работать над разнообразными задачами от разных компаний. Раньше в Skillfactory уже были разные форматы для студентов, включая стажировки и конкурсы. Но мы решили, что нужно придумать нечто новое и создали платформу Фэктори, в рамках которой разработали формат мегахакатонов, где студенты под руководством экспертов IT-индустрии помогают компаниям решать их задачи. Профит есть для всех: студентам даются реальные кейсы, а компании получают готовые решения и MVP продуктов.

Чтобы облегчить погружение в проекты, мы начали группировать задачи бизнеса по специализациям. Теперь студенты могут выбирать интересующее их направление и фокусироваться только на нем.

За год мы в Фэктори провели три мегахакатона в сферах анализа данных, дизайна и графики. Уже сейчас мы запускаем новый проект, где команды будут разрабатывать веб-приложения, игры и чат-боты.

Шесть команд для задач бизнеса

Основные запросы бизнесов, которые обращаются к нам, касаются трех ключевых направлений: аналитика, графический дизайн и UX-дизайн. Наиболее активно в Фэктори приходят компании, которые только начинают свой путь в бизнесе или находятся на ранних стадиях развития. Они уже предлагают продукты или услуги, но часто сталкиваются с проблемами в области брендинга. Например, у некоторых нет собственного сайта или логотипа. Или есть, но они не отражают ценностей и потребностей бренда.

По направлению UX-дизайн студенты создавали и модернизировали лендинги, работали над улучшением пользовательского опыта и дизайном веб-ресурсов. В сфере графического дизайна вопросы касались создания блогов, логотипов, разработки рекламных материалов и даже брендирования спортивных мероприятий. В дата-аналитике акцент делали на формировании интуитивно понятных дашбордов и анализе больших объемов данных.

В рамках мегахакатона нашей школы дизайна Contented более 100 участников приняли вызов подготовить проекты для семи различных компаний. Команды брали даже по две задачи одновременно: например, разработку UI Kit и лендингов для Cosmoport и создание дружелюбного сайта для платформы «Дезориентация», предоставляющей видеоконсультации по выбору профессии. Прототип лендинга, созданный нашими студентами, оказался эффективнее и актуальнее существующего решения. В итоге созданный дизайн и новую версию сайта от студентов компания использует сейчас.

Игра на максималках: мегахакатоны как бустер для студентов и роста бизнеса
<p>                                                 <i>Лендинг проекта «Дезориентация» </i></p>

                                                 Лендинг проекта «Дезориентация»

<p>                               <i>Как команда работала над проектами во внутренних чатах </i></p>

                               Как команда работала над проектами во внутренних чатах

Игра на максималках: мегахакатоны как бустер для студентов и роста бизнеса
<p>Студенты также разрабатывали айдентику для канала блогера Ильи Варламова (внесен в реестр Минюста как физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента)</p>

Студенты также разрабатывали айдентику для канала блогера Ильи Варламова (внесен в реестр Минюста как физическое лицо, выполняющее функции иностранного агента)

В другом мегахакатоне для дата-аналитиков участие приняли пять компаний: «СКАН Интерфакс», занимающийся мониторингом СМИ; сеть магазинов «Евро Авто»; создатели таск-менеджера Weeek; финтех-проект Mandarin и образовательный центр «Луч знаний».

                                             <i>Создание чат-бота для «СКАН Интерфакс»</i>
                                             Создание чат-бота для «СКАН Интерфакс»

Студенты сформировали шесть команд, каждой из которых поручили задачу от одной компании. Их целью стало создание MVP за две недели. Этот процесс включал в себя планирование, командную работу, детальное изучение задачи, поиск решения и его реализацию. Работа напоминала реальные условия, но при этом требовала быстрого принятия решений. В итоге студенты получили практический опыт и работу для своего портфолио, в то время как бизнес — новые идеи и решения для своих задач.

В чем особенность мегахакатонов

Совмещение учебы, работы и участия в мегахакатоне требует от студентов высокой организованности и ответственности. Но такой формат позволяет им получить реальный опыт и показать свои навыки перед потенциальными работодателями. Вот какие еще есть особенности:

  • Сжатые сроки. Мегахакатон длится около двух недель. За такой короткий таймлайн студентам нужно создать и представить прототип продукта (MVP). При этом многие участники одновременно учатся или работают, поэтому время для работы над проектом довольно ограничено.
  • Погружение в специфику партнера. Студенты активно знакомятся с отраслью, конкретной спецификой и конкурентными преимуществами компании-партнера. Наша задача — помочь им сделать это быстрее за счет подробного описания проекта и графических носителей, общения с менторами и партнерами. Это помогает им лучше понимать специфику проекта и эффективнее работать над решением. Бизнес часто дает полное представление о своем продукте, отрасли и основных конкурентных преимуществах. Так студенты лучше понимают их потребности.
  • Презентация прототипа. К завершению мегахакатона команды представляют прототипы, демонстрируя свои совместные решения и подходы. Это позволяет компаниям оценить, насколько предложенные проекты соответствуют их ожиданиям.
  • Выбор лучшей команды. По итогам мегахакатона компания-партнер выбирает команду, наиболее подходящую для дальнейшего сотрудничества и доработки проекта.

А вот так про мегахакатоны говорили наши партнеры:

Очень крутой формат партнерства. Прекрасная коммуникация команды Skillfactory. Мы довольны взаимодействием и убили двух зайцев — закрыли задачку и нашли себе кандидата на позицию.

Иван Мараховка, CEO WEEEK

Для бизнеса такой формат помогает поработать с мотивированной, классной и большой командой под присмотром опытных наставников. Особенно молодым бизнесам экономически чаще всего тяжело позволить такую историю за рамками подобных проектов.

Мы работали с ребятами по направлениям графического дизайна и UX/UI и остались под позитивным впечатлением. Хочу отметить скорость коммуникации, вовлеченность команды в работу и способность услышать запрос.

Студенты на удивление быстро и качественно решили задачи, которые были поставлены, и полноценно интегрировали их в наш проект — как в новый сайт, так и в разработанный брендбук.

Надеемся на совместную работу и по другим направлениям.

Спасибо Skillfactory за организацию!

Дмитрий Бабкин, СЕО проекта «Дезориентация»

Что дальше?

Сейчас мы запускаем особенное мероприятие — кросс-функциональный мегахакатон. Участники будут одновременно работать в разных направлениях: дизайн, программирование, аналитика. Главная отличительная черта такого хакатона — получение уникального опыта и возможность для студентов поработать в разных направлениях и кросс-функциональных командах. Дело в том, что стажировки и обычные хакатоны дают возможность «прокачаться» только в одной специальности, а мегахакатоны помогают поработать на стыке разных направлений: разработки, тестирования, дизайна, менеджмента и др.

На данный момент мы выбираем партнеров. Уже подтвердили участие блогеры Приятный Ильдар и Utopia, Ё-такси, а также компания «Глазго», специализирующаяся на технологиях для торговли.

Ранее у нас были хакатоны по дизайну, графике и аналитике. И еще в планах — хакатон для благотворительных организаций, где задачами будут создание и доработка сайтов. В нем примут участие разработчики, дизайнеры и менеджеры.

Мы намерены регулярно проводить мегахакатоны. Нам важно выработать стандарты, чтобы запуск такого события не требовал много ресурсов. Студенты получат еще больше возможностей учиться на практике, а партнеры — офферы и понимание преимуществ такого сотрудничества.

1515
2 комментария

а супергигамегахакатон будет?

Супергигамегахакатон – это простая семья в Индии))