8 главных ошибок начинающего SMM-специалиста

8 главных ошибок начинающего SMM-специалиста

Сегодня без маркетинга в социальных сетях невозможно представить практически ни один бизнес. Даже продукты с крайне узким сегментом целевой аудитории нуждаются в SMM-продвижении, ведь соцсети могут быть не только (и не столько) дополнительным каналом продаж, сколько платформой для работы с имиджем компании и для коммуникации с потенциальной аудиторией.

Чем обусловлена такая популярность, а также какие главные ошибки допускает большинство начинающих сммщиков, расскажет Мария Шестеркина — ex-Product Marketing Lead в Ростелеком, Авито и Toyota Group. За более чем 9-летний опыт работы в маркетинге, Маша успела как самостоятельно поработать SMM-менеджером, так и побывать заказчиком на аналогичные услуги у агентств и in-house команд.

Кому нужен SMM

SMM может быть полезен практически всем бизнесам, автономно от отрасли и размера. Это обусловлено тем, что соцсети плотно вошли в нашу жизнь, независимо от социального статуса и сферы деятельности.

В 2023 году ВЦИОМ выяснил, что 86% россиян проводят в соцсетях и мессенджерах от двух часов каждый день. Каждый год аудитория платформ не просто растет, но и расширяется ее возрастной диапазон.

Незнание целевой аудитории

Зачастую начинающие сммщики сильно фокусируются на продукте/бизнес-задачах и забывают про аудиторию. Как результат — стратегия и контент не выполняют свои цели, заказчики со стороны бизнеса недовольны.

Здорово, если в компании, где вы работаете, есть ресурсы на проведение исследований — обязательно загляните к коллегам и задайте вопросы по болям и потребностям аудитории, как они принимают решения о покупке, что для них важно.

Если же таких ресурсов нет, или вы самозанятый — постройте сегменты и опишите портреты своей ЦА самостоятельно, изучите ближайших конкурентов, активность и интересы их аудитории, проведите опрос ЦА (например, через тот же Яндекс Взгляд). Ну а если бюджета на это нет, сгенерируйте гипотезы и смело тестируйте их вживую.

Отсутствие стратегии

Стратегия необходима, чтобы структурировано и эффективно двигаться к поставленным целям, обеспечивать прозрачность процессов, иметь возможность анализировать и совершать работу над ошибками. В противном случае ваши действия будут хаотичными, а аудитория будет уходить.

Чтобы составить стратегию, необходимо ответить на три вопроса: что мы делаем, куда мы движемся и как?

  • Зачем мы запускаем SMM? Какие цели и задачи бизнеса мы закрываем? Какая общая маркетинговая стратегия у компании?
  • Каких результатов и в какие сроки необходимо достичь? Какой для этого понадобится бюджет?
  • Какие платформы задействовать, какие форматы использовать, о чем мы будем говорить?

Остановимся подробнее на том, какие платформы выбирать. У каждой социальной сети свои алгоритмы и поведение аудитории. Следовательно, каждая соцсеть закрывает свою задачу и требует индивидуального подхода.

Например, в VK можно вести более формальный аккаунт, там доступны разные форматы контента, можно оформить «витрину магазина», активнее продвигать товар или услугу. А вот в Telegram лучше вести более живой блог, активнее вовлекать аудиторию и давать меньше продающего контента. Это связано с тем, что в Телеграме нет ленты рекомендаций, каналы перемешаны среди друг друга. Рано или поздно аудитории станет сложно читать однотипный контент и у нее может пропасть мотивация искать ваш канал среди других.

Нерелевантный контент

Мы определились со стратегией, площадками, планом постинга, приступаем к реализации, а лайки и подписки почему-то не растут. Вероятно, виной всему нерелевантный (или однотипный) контент. Качественные визуал и текст, полезность, привлекательность и актуальность — вот то, на что нужно обращать внимание.

Хороший SMM-специалист всегда следит за новостями и трендами, в курсе главных инфоповодов в СМИ и использует эти знания в ситуативном маркетинге бренда. А еще хороший сммщик заботится о том, чтобы публикации выходили с правильной частотой и в нужное время суток. При этом весь контент должен быть составлен простым и понятным аудитории языком, доносил какую-то ключевую мысль и имел Call-to-Action (CTA, призыв к действию).

По моим наблюдениям, визуальная составляющая на сегодняшний день отходит на второй план. Важнее смысл и эмоции, которые вы передаете. Безусловно, качественная картинка будет значительно повышать привлекательность контента, но если под этим красивым визуалом скрываются однотипные посты, рано или поздно аудитория уйдет.

Мой личный топ по SMM русскоязычного сегмента возглавляет Авиасейлс. Если вы только начинаете свой путь — обязательно изучите, что делают ребята. А еще рекомендую составить личный топ компаний с релевантным и качественным SMM — для насмотренности и вдохновения.

Игнорирование аналитики

Нельзя просто регулярно постить контент и ждать роста канала. Необходимо постоянно анализировать, что происходит у вас в социальных сетях — что людям нравится, на что они реагируют, когда смотрят ваш контент, как вовлекаются.

Мой совет — постоянно держите руку на пульсе и чаще анализируйте. Делайте срезы хотя бы раз в неделю, хотя бы ключевые 2–3 метрики. Полный анализ можно делать реже. Выделите день недели, когда вы смотрите аналитику (в идеале сравнивайте с предыдущими периодами, чтобы оценивать сезонность). Такой подход как минимум позволит вам быстро корректировать стратегию в постоянно меняющихся условиях.

Сегодня площадки собирают почти полную аналитику в рекламных кабинетах. Не забывайте следить и за аналитикой вне платформ, например ставить utm-метки на ссылки в постах, чтобы отслеживать аналитику переходов на сайт через ту же Яндекс Метрику.

UTM-метка — это специальный параметр в ссылке, который помогает отслеживать переходы пользователей из разных источников. Например, вы можете узнать, сколько людей пришло из рекламы в Яндекс Директ или поиска, а сколько — из социальных сетей.

Слабая работа с аудиторией

Если вы не общаетесь с аудиторией, не отрабатываете негатив, не отвечаете на комментарии, не вовлекаете подписчиков в диалог, задавая различные вопросы — вы упускаете чуть ли не главную фишку соцсетей в принципе. Грамотная работа с аудиторией позволит вам вырастить доверие и отслеживать настроения по отношения к бренду, качеству товаров и услуг.

Чтобы видеть все упоминания бренда, не только на конкретной площадке, но и в других соцсетях, блогах и форумах — воспользуйтесь сервисом типа YouScan. Он аккумулирует все упоминания бренда (позитивные и негативные) со всех площадок и сайтов, что позволяет получить наиболее полную картину и мгновенно реагировать на любые комментарии.

Недооценка конкурентов

Не секрет, что в SMM высокая конкурентная среда. Уверенно лавировать в агрессивной борьбе за внимание аудитории можно через регулярный анализ конкурентов. При этом я рекомендую смотреть не только прямых, но и косвенных (у кого, например, схожая ЦА, но другой продукт — или наоборот).

Соберите список из 3–5 конкурентов и регулярно отслеживайте их действия: какие механики они выбирают, как и куда привлекают аудиторию, как продают, как работают с обратной связью. Отмечайте не только работающие схемы, но и ошибки. Не используйте эти данные как руководство, не копируйте, но берите на заметку.

Плохое управление временем

Если вы постоянно что-то забываете, перерабатываете, не успеваете планировать, вам не хватает ресурсов — у вас проблемы с управлением временем. В открытых источниках можно найти тысячу лайфхаков, как повысить эффективность управления временем, и подобрать наиболее подходящий лично вам. Я выделю основные принципы и методы, которые я выработала за 9 лет в маркетинге.

Приоритизируйте. Тысячу раз я слышала от коллег и руководителей, что именно их задачи самые важные и срочные, и вообще надо было «еще вчера». В таком ритме легко потеряться, заработаться, упустить что-то действительно важное. Мой любимый метод определения того самого действительно важного — матрица Эйзенхауэра — простой и наглядный.

Матрица Эйзенхауэра — это техника тайм-менеджмента, которая представляет собой таблицу, разделенную на четыре квадранта по критериям важности и срочности задач. В каждый квадрант заносятся задачи в соответствии с их приоритетом: срочные и важные, несрочные и важные, срочные и неважные, несрочные и неважные.

Оптимизируйте. Объединяйте похожие задачи и думайте наперед. Например, можно сделать несколько постов и визуалов, но в один день, чтобы другой день успеть посвятить аналитике аккаунта или анализу конкурентов.

Делегируйте. Понятно, что начинающему специалисту некому делегировать свои задачи. Но это отличное время, чтобы разобраться, какие процессы морально даются вам тяжелее всего, чтобы при первой возможности делегировать их и высвободить время на более важные стратегические задачи.

Отсутствие обучения и саморазвития

Не стоит думать, что можно эффективно работать всю жизнь и быть крутым экспертом, ведь рынок и правила игры постоянно меняются. Я сама всегда изучаю что-то новое, хожу на курсы по менеджменту, прокачиваю себя как спикер и исследователь, слежу за новостями и маркетинговой деятельностью интересных брендов.

Вы можете обучаться сами через YouTube, изучая интересных SMM экспертов и их деятельность, вдохновляться деятельностью компаний, изучать огромное количество бесплатных открытых источников или приходить обучаться в команды профессионалов с менторами и кураторами.

Профессия SMM-специалиста сейчас как никогда актуальна, а чтобы быть классным и востребованным менеджером, важно помнить о наиболее распространенных ошибках и стараться их не допускать. Поэтому постоянно развивайтесь, ищите и учитесь адаптироваться к изменяющимся условиям рынка.

Материал подготовлен совместно с редакцией ProductStar. Мы — онлайн-школа IT-профессий, часть холдинга РБК с 2023 года.

Спасибо, что остаетесь с нами! Вы можете подписаться на нас в Telegram, посмотреть на все наши публикации в блоге на VC и познакомиться с предлагаемыми нами курсами по менеджменту (Product Manager, CPO), программированию (Python, Java), аналитике (Data Scientist, Аналитик) и дизайну (UX/UI-дизайнер).

А еще мы запустили интерактивную игру «Lead Game», которая позволит прокачать лидерские навыки на реальных кейсах. Хотите занять руководящую должность или уже занимаете? Пришло время оценить ваши soft skills.

22
Начать дискуссию