Так тоже можем: SMM для судоремонтного цеха
Как создать самое большое коммерческое сообщество по судоремонту в Приморском крае?
О проекте
«Влпасифик» — судоремонтный цех во Владивостоке. С 2010 года возвращает плавный ход катерам, танкерам, контейнеровозам.
Компания специализируется на ремонте винто-рулевого комплекса и механической части судна
Период сотрудничества
2022— 2025 гг.
Предыстория
Когда нам впервые позвонил собственник компании «Влпасифик», мы еще не знали, что это сотрудничество навсегда изменит наш подход к контент-маркетингу.
Владельцу судоремонтного цеха нужно было обновить официальный сайт. Но за разговорами выяснилось, что его всегда привлекали соцсети — просто он не знал, как с ними работать.
Так мы начали продвигать в соцсетях судоремонтный цех из Владивостока.
Цель
Повышение узнаваемости и формирование бренда компании в соцсетях.
Задачи
- Создать целостный образ судоремонтного цеха в соцсетях.
- Подогреть интерес пользователей к тематике судоремонта.
- Повысить узнаваемость компании в своей сфере.
Платформы
Основная соцсеть для продвижения — ВКонтакте.
Параллельно публиковали посты в Instagram*, Telegram, Я.Дзен
*соцсеть принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ.
Как мы продвигали «Влпасифик»
1. Разработали стратегию позиционирования
Есть несколько нюансов работы с проектом:
— Направленность на разные сегменты рынка
Компания работает и с организациями, и с конечным потребителем, поэтому коммуникацию вели сразу по двум направлениям — B2B и B2C.
— Аудитория ограничена Приморским краем
Основная часть целевой аудитории компании сосредоточена в Приморье. Автотаргетинг заинтересованных пользователей остановился на отметке 21 000 человек.
— Узкоспециализированная тематика
Чтобы понимать, как работать с аудиторией, мы детально изучили информацию о судоремонте, пообщались с собственником и сотрудниками компании.
Каким получился tone of voice
Аудитория соцсетей — мужчины 28-60 лет, которые либо имеют свой водный транспорт (владельцы катеров, яхт и шхун), либо работают на судне (механики, сотрудники судостроительных, судоремонтных или рыболовецких компаний).
Чтобы общаться на одном языке с аудиторией, мы сделали коммуникацию:
- специализированной (использовали аббревиатуры, сленговые выражения),
- доступной (разбавляли сложные технические темы развлекательным контентом),
- жизненной (активно использовали морские байки и анекдоты, близкие морякам).
Как строили позиционирование
Для создания целостного образа судоремонтного цеха:
- Сделали лицом и голосом соцсетей собственника компании.
- В копирайт заложили идею масштабности: работаем в своем цехе, можем отремонтировать и крейсер, и балкер, у нас самый мощный балансировочный станок в Приморье и т. д.
- Раскрывали свою экспертность через полноценные статьи-расследования, развлекательный контент на проверку знаний, посты-кейсы с результатами ремонта и фотоотчетами.
Сегментирование аудитории и ее анализ мы проводили позже, когда сформировали базу заинтересованных пользователей.
Прямых конкурентов у нас не было, поэтому рассматривали сообщества со смежной тематикой: рыбалка, судостроение, яхтинг и другие.
2. Создали визуальный концепт соцсетей
Фирменный стиль «Влпасифик» строился на лаконичной визуальной системе, отражающей специализацию компании.
Мы заложили базовые принципы для визуальной составляющей, но на практике выяснили, что некоторые из них не работают для соцсетей
Поэтому визуальный стиль менялся и адаптировался под тренды, целевую аудиторию, особенности проекта.
Важно отметить, что проводить контент-съемку нашими силами было нецелесообразно, поскольку между Екатеринбургом и Владивостоком 7437 км
Поэтому мы готовили подробные технические задания, а клиент проводил по ним съемку.
Перекрашивание стен, устранение визуального шума на фоне, доработка качества фото и другие действия по улучшению кадра стали верными спутниками наших дизайнеров.
Несколько примеров фото до и после:
2022-2023
Как мы и писали ранее, на старте придерживались идентичности бренда, чтобы создать узнаваемость и при этом не нарушить образ сферы, ассоциирующейся с точностью, надежностью и мастерством.
Палитра
Посты были выдержаны в рамках брендбука со строгой морской гаммой.
Графика
Визуал разбавляли иллюстративными элементами — текстурами, чертежами и схемами механизмов, изображениями мастеров, чтобы создать атмосферу кропотливого ручного труда.
Ведь даже при современной автоматизации цеха судоремонт остается филигранным ремеслом — попробуйте-ка с нуля сделать крылатку воздуходувки главного двигателя или восстановить траповую лебедку.
2024-2025
Соцсети — динамичная, визуально перегруженная среда. Поэтому мы расширили возможности фирменного стиля, сделали его более гибким.
Для создания вариативности визуала мы дополнили исходную палитру, использовали диагональные и радиальные градиенты. Это создало объем и подчеркнуло детали.
Графика
Мы сознательно сохранили главный элемент фирстиля — линию, потому что она стала узнаваемым элементом компании.
Нашли для нее новый формат использования — фоновый паттерн, в тематических постах — в качестве визуализации пути.
Одновременно с этим мы стали активнее использовать типографские приемы, чтобы придать ленте разнообразия.
Фото
Помимо классической обработки мы начали оформлять фотографии с помощью графических элементов: текстур, плашек, линий, рамок, градиента. Такие приемы помогали структурировать и поддерживать реальные кадры в едином визуальном стиле.
Также для создания визуала использовали нейросети. Посты привлекали внимание к нестандартным и узкопрофессиональным темам или доносили отраслевой юмор и внутренние термины через язык образов.
В целом, наша целевая аудитория живее реагировала на фото реального процесса судоремонта, поэтому со временем мы минимизировали количество визуальных приемов
3. Продвигали видеоконтент
Наши видео — это реальные кадры из судоремонтного цеха, в котором кипит работа. В роликах мы намеренно не стремились создать идеальную картинку. Минимум цветокоррекции, главное — содержание.
Первый клип загрузили в начале 2022 года. Постепенно удалось наладить процесс получения видеоматериалов от клиента, и количество роликов существенно увеличилось.
2024 год стал прорывом в публикации роликов. Мы начали использовать фирменные цвета и шрифты, чтобы достичь узнаваемости.
Кадры из Владивостока приходили все чаще: работа станков, процесс судоремонта, морские виды.
Что мы делали
Чаще всего на видео показывали ремонт гребных винтов, ДВС и работу мастера на станке.
Обычно процесс создания ролика выглядел так:
1. Просматривали материал и формировали идею ролика
Например, в декабре 2024-го мы получили видео про наплавку и сделали в нем акцент на празднование Нового года, т. к. искры от сварки напоминали бенгальские огни.
2. Выстраивали сюжет и работали над качеством видео (цветокоррекция, стабилизация и т.д.)
3. Добавляли подписи/субтитры
В коротком видео бывает сложно донести всю информацию по теме, поэтому мы часто заканчивали видеоряд призывом перейти к тексту: «Где еще пригодится токарный станок?», «Как решили проблему?», «А что происходит на видео, рассказали в описании».
4. Отсматривали и корректировали ролик
5. Отправляли на согласование.
Особенности видеороликов
Стабильно яркой была реакция нашей аудитории на лайф-контент, где в кадре демонстрировалась реальная работа цеха. Пользователи, вовлеченные в тему судоремонта, охотно оставляли комментарии и ставили лайки.
Высокий охват набирал и интерактивный контент: остановить видео, чтобы узнать, что ждет в 2025 году, сыграть в «Кто хочет стать миллионером?», угадать, что происходит на видео в мини-игре.
Иногда не было возможности получить видео от клиента в моменте. Поэтому мы разработали стикеры, которые создавали полноценную картину или дополняли уже существующую.
С помощью стикеров мы смонтировали ролики:
История «Влпасифик» (7 900 просмотров)
- 14 февраля (14 200 просмотров)
Новогоднее гадание (24 900 просмотров)
Все видеоролики связаны со сферой деятельности компании, но адаптированы под соцсети и имеют развлекательный формат
4. Вникали в нюансы судоремонта и писали на языке пользователя
У нас не было цели развлекать историями о море всё сообщество ВКонтакте. Мы писали для тех, кому интересен судоремонт, — моряков, рыбаков, судовых механиков, владельцев яхт и катеров из Приморья.
Как подбирали темы для контента
Мы общались! Владелец судоремонтного цеха находился с нами на связи в мессенджерах, раз в неделю мы встречались с ним онлайн, чтобы обсудить важные вопросы и новости.
Более того, собственник «Влпасифик» прекрасно владеет словом и периодически сам писал экспертные статьи, делился случаями из практики.
Мы беседовали с сотрудниками компании, читали реальные отзывы клиентов, подписались на все профильные сообщества Владивостока, изучали морской юмор, приметы и специфику судоремонта изнутри. Частенько заглядывали в справочники и теоретическую литературу.
О чем писали
Более 60% контента занимали посты о профильных направлениях компании:
- Балансировка
- Техобслуживание ВРК
- Токарно-фрезерные работы
- Обслуживание топливной аппаратуры
- Другие услуги судоремонтного цеха.
Мы говорили о проблемах, в которых целевая аудитория могла узнать себя. Для этого описывали ситуацию детально.
Например, писали: «Плунжер легко проваливается во втулку. На рабочих поверхностях вертикальные глубокие риски, задиры и пятна эрозии», а не «Плунжер вышел из строя».
Делились опытом в экспертных статьях, публиковали памятки. Например, в посте «Выходим из спячки: памятка к открытию сезона навигации» рассказали, как проверить основные судовые системы и узлы после зимней консервации.
Чтобы стать ближе к людям в соцсетях, коммуникацию часто вели от лица основателя, публиковали реальные фото, истории из его жизни, случаи из практики.
Так вышли посты:
Делились отзывами и демонстрировали результаты работы в кейсах:
- «Два дня и готово: токаря «Влпасифик» в деле» — 7 000 просмотров
- «Ещё раз о санкциях и запасных частях» — 7 900 просмотров
- «Как «Влпасифик» гребной винт ремонтировал» — 6 600 просмотров
Как реагировали пользователи
Представители нашей аудитории не привыкли активно комментировать посты или общаться с незнакомыми людьми в соцсетях.
Они предпочитают пассивное чтение полезного для себя контента и в обсуждение включаются, только когда тема напрямую связана с их профессиональными и личными интересами.
Поэтому особенно приятно было получать положительную обратную связь в комментариях и личных сообщениях.
5. Настраивали рекламу ВКонтакте
Мы создавали стратегию продвижения судоремонтного цеха в соцсетях с нуля. В этой нише были настоящими первопроходцами.
Целевая аудитория тоже была достаточно узкой — мужчины из Приморского края, непосредственно связанные с эксплуатацией судов.
При этом в рекламных инструментах ВКонтакте отсутствовали прямые таргетинги на аудиторию, заинтересованную в судоремонте или судовладении.
Поэтому мы выстроили серию гипотез и последовательно протестировали каждую из них, чтобы найти наиболее точные способы охвата целевой аудитории.
Выбрали основные таргеты
Наиболее эффективным оказался гиперлокальный таргетинг на пристани Владивостока.
Мы попали в зону видимости тех, кто регулярно посещает целевые адресные локации.
Хорошо показали себя и тематические группы: моряки, все о работе в море и другие.
Мы искали области интересов нашей аудитории и выбрали несколько тематических сообществ, посвященных водной технике.
Особенности проекта
Перед нами стояла задача сформировать живое сообщество с активной, вовлеченной аудиторией.
Мы стремились к тому, чтобы мужчины, заинтересованные в судоремонте, не только подписывались на нас в соцсетях, но и активно взаимодействовали с контентом. Учитывая привычную сдержанность нашей аудитории в онлайн-пространстве, можно сказать, что задание было со звездочкой.
Эта амбициозная цель стала основой для разработки всей дальнейшей стратегии продвижения.
Мы продвигались через посты и баннеры.
Примеры постов с высокими показателями охвата и вовлеченности:
- Форсунки все испортили? — охват 20800, количество лайков 112
- Что вам нужно знать о ремонте гребных валов? — охват 7800, количество лайков 56
- Что было до: ремонт гребного вала. Часть 1— охват 8600, количество лайков 85
Подход был комплексным: в рекламной кампании мы одновременно привлекали новых пользователей и повышали охват/вовлеченность уже имеющихся участников сообщества с помощью продвижения постов.
Рекламные показатели за последний год
- Показы: 859 131
- Конверсия (CR%): 42,63
- Кликабельность (CTR%): 0,58
- Целевые действия: 2 120
Для узкой тематики судоремонта конверсия и клибальность обусловлены эффективностью постов.
Результаты
Нам удалось с нуля создать морское коммерческое сообщество в 1500 подписчиков. За эти 3,5 года узнаваемость «Влпасифик» возросла не только в Приморском крае, но и за его пределами.
Пользователи возвращались к нам с положительной обратной связью, клиенты рассказывали, что следят за нашими соцсетями, а сотрудники вступали в сообщество и ощущали большую причастность к компании.
Мы сформировали понятный бренд судоремонтного цеха, который помогает составить верное представление о специфике компании, её ценностях, принципах и основных направлениях работы.
«Влпасифик» обрел собственные лицо и голос в соцсетях и стал для пользователей компанией, которой можно доверить ремонт своего судна.
- Общее количество постов — 334
- Общее количество лайков — 7 456
- Общий охват — 1 013 214
Отзыв о сотрудничестве
Результаты — в цифрах, отношение — в словах. По итогам проекта клиент поделился впечатлениями о сотрудничестве с нами.
Отзыв публикуем ниже: