КАК ВЕСТИ НЕСКОЛЬКО СОЦСЕТЕЙ И НЕ ПОРВАТЬСЯ, или МНОГОКАНАЛЬНОСТЬ ПО-УМНОМУ
Из всех утюгов говорят, что нельзя класть яйца в одну корзину и надо присутствовать во всех соцсетях сразу. Многие кинулись в многоканальность как в спасительный лаз, надеясь, что и точек контакт с клиентами будет больше, и денег соответственно – тоже. Неприятной «побочкой» стали выгорание, заброшенные блоги и непонимание, как одинаково эффективно вести несколько соцсетей, да ещё и успевать жить.
В этой статье я собрала весь свой личный опыт многоканального блогерства, опыт работы с клиентами, разложила тему по основным полочкам и ответила на вопросы, которые наверняка волнуют многих:
- Поддерживать ли соцсети равномерно или вести по принципу «эта площадка приоритетная, а те – дополнительные»? И если выбирать второй способ, то на какую соцсеть делать ставку?
- Стоит ли переливать аудиторию между своими площадками, чтобы точек контакта стало больше?
- Как быть и что делать, если нужно вести несколько соцсетей, а ресурсов маловато?
- Как планировать многоканальность, чтобы все держать под контролем и в то же время не запутаться в скучных табличках и календарных сетках?
Для справки:
я Елена Брозовская, контент-стратег, веду блоги (свои и чужие) с 2015 года, присутствую на нескольких площадках сразу. Основная – телеграм-канал Textbomba, где я рассказываю, как через блог продавать товары и услуги, укреплять репутацию, растить личный бренд, а не просто «вести страничку».
Итак, пойду прямо по вопросам.
Поддерживать ли соцсети равномерно или вести по принципу «эта площадка приоритетная, а те – дополнительные»?
Для одной площадки вам проще делать контент, для другой сложнее – это раз. Какая-то площадка существует у вас давно, вы там как рыба в воде, а другие соцсети не так хорошо знакомы – это два. В одной соцсети у вас уже налажена связь с аудиторией, в других нет – это три… Я подвожу вас к простой мысли: физически и психологически уделить одинаковое внимание всем соцсетям невозможно, это иллюзия. Мой совет – выбрать площадку-флагман, а остальные будут дополнительными.
На какую соцсеть делать ставку? По каким критериям выбрать площадку-флагман?
Вот список критериев, на которые я опираюсь, когда выбираю себе или клиенту модель многоканального блогинга:
где действует меньше запретительных законов,
где можно реализовать довольно много разных форматов контента,
где аудитория лояльнее к вам, активнее реагирует на публикации,
где уже есть положительный опыт продаж.
Если вы не морщите нос при упоминании эксель-табличек, я вам советую в эксельке сделать простую форму: сколько столбцов – столько у вас соцсетей; под каждой напишите плюсы и минусы, какие типы контента вы в состоянии там публиковать, насколько для вас это сложно/просто, отвечает ли там вам аудитория в комментах или молчит и т. д. Для чего это делать? В голове у нас всё это в слегка искаженном, субъективном виде, а в ячейках таблицы вы реально увидите текущую ситуацию с вашими площадками и сможете правильно выбрать флагмана. Какая из площадок соответствует большему числу критериев – та и флагман.
Обратите внимание: среди критериев я не указала «какой блог у вас самый большой». Считаю этот криентарий неоднозначным. У меня в запретграме 50 тыс. подписчиков. Я никогда не нагоняла аудиторию, не покупала ботов, это всё были живые люди, но после 2022 года цифра в шапке профиля – фикция: я сознательно забрасывала блог на многие месяцы, да и люди в силу политических и других причин разбрелись по другим площадкам. Телеграм-канал в 4,4 тысячи объективно, по всем статистическим показателям у меня намного живее. Так что объем аудитории учитывать при анализе можно, но осторожно и трезво.
Гораздо важнее не количество подписчиков, а степень их вовлеченности, и сейчас поясню почему.
«Активная аудитория – это топливо для блога»
*Когда люди комментируют, реагируют – у вас больше мотивации приходить на эту площадку (я написала банальность, но о ней часто забывают).
*Активные подписчики – это классный источник контента. Я этим пользуюсь постоянно! Люди охотно задают вопросы, просят меня поднять определенную тему, спорят между собой в комментах – и благодаря этому я получаю идеи для публикаций. Дополнительный большой плюс такого контента в том, что он желанный, по запросу. Мне легко вести такой блог, потому что люди сами регулярно подкидывают идеи. Мне классно, потому что контент «по запросу» делает аудиторию еще более лояльной ко мне. И людям хорошо, потому что они получают в публикациях то, что хотят.
Вы только выиграете, если в ситуации многоканальности выберете флагманом ту соцсеть, где у вас аудитория активнее, а не ту площадку, которая в тренде. Активную аудиторию проще и быстрее прогреть к продукту. Она дает идеи для контента. Вам вести такой блог легче и приятнее. В итоге вы получаете дополнительный заряд энергии и мотивацию (которой хватит и на другие, второстепенные площадки).
Стоит ли переливать аудиторию между своими площадками?
«У меня в ВК вышла статья – почитайте!» – говорите вы и даете в телеграме ссылку на эту статью. «У меня в телеграм новый пост на такую-то тему» – отправляете вы анонс в ВК. В итоге создается иллюзия, что людей больше на обеих площадках, точек контакт – тоже, ВК подрастает отчасти за счет телеграма, а телеграм подрастает за счет переходов с ВК.
Мое мнение: переливание аудитории – штука тонкая и неоднозначная. Она не подойдет тем, кто публикует одинаковый контент на разных площадках. Это будет не переливание, а размазывание аудитории. Человек не будет читать дважды одно и то же: в конечном итоге он отпишется от одного вашего блога или от двух сразу, решив, что в его жизни и так слишком много инфошума.
Другое дело – если у вас форматы контента или темы довольно ощутимо разделены между площадками. Например, в ВК вы публикуете короткие случаи из сотрудничества с клиентами, закулисье бизнеса, анонсы и акции, а в телеграм – полезные карточки, посты с экспертными советами и тоже анонсы. Тогда есть смысл переливать: аудитория будет видеть на двух площадках не одно и то же, а разные грани вашего проекта. Другой вопрос: «А хватит ли у вас пороху, чтобы публиковать столько разного контента?» Вот сейчас мы об этом и поговорим.
Как быть, если нужно вести несколько соцсетей, а в сутках до сих пор не 48 часов?
Чтобы не выгореть, оптимизируйте контент и свои ресурсы.
Прежде всего нужно четко понять, какой контент на какой площадке заходит лучше/хуже. Так вы перестанете сливать время на то, что не работает, а также будете знать, в каких случаях можно за один присест сделать контент сразу для нескольких площадок.
Второй важный момент – научиться воспринимать каждую единицу контента как штуку многоразовую. Написали большую статью? Так, где ее лучше разместить? А если тезисы этой статьи оформить на карточки? А если наговорить в аудио?..
Вот вам несколько красноречивых примеров:
*Карточки хороши в телеграме, ВК, в запретграме, на Пинтересте. Это то самое «сделать за один присест». Я стараюсь оформлять каждую карточку как отдельный законченный блок – так, чтобы она осмысленно воспринималась не только в наборе карточек, но и соло. И тогда я сразу получаю не один набор пинов для Пинтереста, а несколько разных. Плюс могу спустя какое-то время после публикации набора карточек в телеграме опубликовать там уже одну из них и сконцентрировать внимание моих подписчиков на этой микротеме.
*Короткие видео (до минуты) хорошо воспринимаются в телеграм, ВК (шортсы), в запретграме и Пинтересте (в виде рилс). Можно заранее записать подборку микровидео или нарезать большую видеолекцию, видеоинтервью на маленькие смысловые отрезки. А само большое видео разместить в посте в ВК.
* До сих пор считается, что лонгриды нормально воспринимаются в Телеграм. Не-а. Я смотрю на количество открывших, дочитавших – это мизер. Под лонгридами я подразумеваю не просто большой пост, а такой большой, что его предварительно приходится впихивать в телеграф и открывать по ссылке. Смотрю блоги, которые этим балуются: переходов не так много, как хотелось бы, дочитываний еще меньше! Либо тема должна быть огонь-пожар, либо лучше переносите лонгриды на другую площадку (Дзен, vc.ru), а в телеграм сделайте серию карточек на эту же тему или пост с основными тезисами из лонгрида.
*Аудиодорожки – хороший формат в телеграм. Можно сделать пост-текст в ВК, а в телеграм этот же текст (плюс свои личные примеры, кейсы) наговорить в аудио.Советую вам также прочитать мою предыдущую статью на VC «10 легких способов угробить свой блог и выгореть самому». Она хорошо дополняет тему оптимизации контента.
Как планировать многоканальность, чтобы все держать под контролем и в то же время не запутаться в скучных табличках и календарных сетках?
Расскажу о своем личном подходе к планированию. Я против жесткой календарной сетки и не хочу превращаться в «раба лампы». В то же время мне важно не барахтаться в хаосе, не плыть по течению и видеть некие ориентиры. А еще надо учитывать степень моей загруженности и состояние здоровья.
Поэтому я без привязки к календарю определила среднее количество публикаций в неделю, которые могу делать в разных соцсетях.
У меня получилось так:
Телеграм (флагманская площадка) – 3 публикации
ВК – 2-3 публикации
Пинтерест – 3-5 пинов
Запретграм работает как дайджест – 1 р/месяц + сторис с инфоповодами
vc.ru – 0,5 публикации (т. е. 1 большая публикация в 2 недели)
Итак, я прописала количество.
Прикинула, нормальная ли это для меня нагрузка в целом на неделю, если нет – скорректировала.
Потом определила цель на этот месяц: что я хочу от соцсетей (продаж курса? укрепления лояльности? роста блога?..)
И только в последнюю очередь я занимаюсь подбором контента – под цель. Начинаю с тем для флагманской площадки и попутно смотрю, как это адаптировать под другие площадки, чтобы сэкономить время и силы и при этом не лить неподходящий по формату контент куда не надо (см. выше – я рассказывала, что хорошо/плохо заходит на разных площадках и как одну контент-единицу использовать в разных вариантах).
P. S. Чувствую, я не один раз буду возвращаться к теме многоканальности без надрыва. Актуально же! А пока подписывайтесь на мой тг-канал Textbomba: там рабочие инструменты и полезные советы о том, как писать в соцсетях продающие тексты, строить контент-стратегии и становиться заметным автором.