Аналоги запрещенной соцсети. Изучил отечественные варианты: Now, Fiesta, Shutter, Limbiko, «Грустнограм» и другие

Я – Антон Лозовой, более 10 лет веду технические каналы и блоги, в том числе – в Instagram (входит в Meta, экстремистская организация, запрещенная в РФ), более 270 000 подписчиков (самый крупный канал в своей тематике). То есть на собственном опыте знаю, как развивалась эта социальная сеть. После всех известных событий я присматриваюсь к появляющимся аналогам отечественного производства. А вдруг какой-то стартап выстрелит и разовьется во что-то серьезное. Расскажу о наблюдениях за уже запущенными проектами. Думаю, кому-то это поможет понять, что лучше выбрать для своих задач, а на что не тратить драгоценное время.

Все приложения тестировал на iPhone, поэтому учитывайте, что сейчас функционал одного и того же приложения на iOs и Android может немного отличаться.

В заключение статьи порассуждал о шансах российских аналогов стать популярными, от чего это зависит и почему в конце останется только один (как горец, если вы достаточно стары, чтобы понять, о чем я сейчас).

Сразу скажу, что если вы были активным пользователем известной, а ныне заблокированной соцсети, то при переходе на российские аналоги испытаете шок (это если мягко выражаться). Потому что 99% привычного функционала в новых социальных сетях не будет. Как класса. Только базовые функции, по сути – возможность размещения фото (в некоторых «аналогах» вы не сможете даже поставить несколько фото, только одно) и подписи к ним.

Чего нет в новых соцсетях?

Никаких видео (хотя есть исключение), сториз (опять же, есть исключение, но там от сториз – одно название, просто фото, нет возможности даже сделать надпись, поставить ссылку, что-то нарисовать и так далее), прямых эфиров, директа, рекомендаций, топов по хештегам (у некоторых даже хештеги в постах не работают), личных кабинетов, партнерских публикаций с брендами, рекламного продвижения, увеличения фотографий (у некоторых просто нет, а у кого-то есть, но реализовано не очень удачно), закрепленных комментариев, веток обсуждений и прочих излишеств, к которым мы привыкли за беспечные годы.

Я уже не говорю о каких-либо серьезных алгоритмах, подбирающих вам публикации и каналы по интересующей теме, анализирующих ваши запрос, просмотры, досмотры и так далее.

Всего этого нет. Качество фотографий новые аналоги беспощадно режут, поэтому даже если сейчас и появится возможность удобно увеличивать изображение во весь экран телефона (как это сделано во всех популярных приложениях), то особого восторга это не вызовет.

Давайте пройдемся по уже запущенным проектам.

Now

Радует то, что это не название, оканчивающееся на «gram» и "грам", а таких хватает среди стартапов.

Приложение Now
Приложение Now

Основатель – Дмитрий Маринин, «за его плечами 15 лет практического опыта в сфере ИТ, из них 5 лет он работал в высоконагруженных сервисах Яндекса: КиноПоиск, Яндекс.Музыка и Яндекс.Облако» (это выдержка с официального сайта приложения). 20 апреля сообщалось, что соцсеть преодолела отметку в 200 000 пользователей. Меньше, чем за месяц. Довольно неплохо. Особенно если темпы сохранятся.

Сейчас в Now можно загружать фото и галереи (несколько фото). Работают теги, но топа публикаций по тегам нет, при поиске по тегам публикации показываются от более новых к более поздним.

В поиске тоже идет единый поток всех публикаций в этой соцсети – от новых к старым. Что делает этот раздел пока бесполезным. Ждем, когда появятся рекомендации с учетом предпочтений пользователя. В таких ограниченных условиях в хорошем положении находятся каналы, нацеленные на массовую аудиторию, достаточно почаще делать публикации, чтобы получить больше естественных охватов. Если же у вас узкоспециализированный канал и при этом вам не нужна нецелевая аудитория, то этот способ уже не так хорош.

Можно выбрать белую или темную тему оформления. Мелочь, а приятно.

Видео еще нет (но явно будет в ближайших обновлениях), сториз, прямых эфиров и директа тоже.

Скорость работы приложения средняя – быстрее многих перечисленных в этой статье стартапов, но гораздо медленнее старых социальных сетей, к которым мы все привыкли.

Fiesta

Изначально это приложение было предназначено для event-мероприятий. Но когда вдруг стало модно штамповать аналоги Instagram (опять же, входит в Meta, экстремистская организация, запрещенная в РФ), разработчики чуть поменяли дизайн – и получилась еще одна социальная сеть. Какое количество пользователей в данной соцсети, неизвестно, некоторое время назад были новости о 150 000 человек.

Приложение Fiesta. Обратите внимание, на том месте, где мы привыкли видеть разделение на посты и видео, вместо иконки "Видео" сейчас иконка "События"
Приложение Fiesta. Обратите внимание, на том месте, где мы привыкли видеть разделение на посты и видео, вместо иконки "Видео" сейчас иконка "События"

Можно загружать фото и видео (а вот отдельного раздела «Видео» до сих пор нет; и это очень неудобно), есть директ (это серьезный плюс по нынешним меркам), сториз (просто изображение, так сказать, без излишеств). Есть теги и даже топ по тегам, правда, с примитивным алгоритмом (на первых местах показываются публикации с большим количество лайков, но это все же лучше, чем ничего).

Есть карта, на которой, по задумке, можно найти мероприятие, но сейчас карта просто забита предложениями взаимного пиара, маникюра и личными фотографиями (эдакий способ продвижения, который характерен только для этого приложения), поэтому пользоваться этим функционалом решительно невозможно. По идее, разработчикам стоит в самом ближайшем обновлении избавиться от этого рудимента, а освободившееся место заполнить привычным всем функционалом.

В описании профиля можно поставить кликабельную ссылку. Это прямо редкость для отечественных стартапов, такая же возможность есть только у Shutter (об этом приложении речь чуть ниже), но там ссылка размещается завуалированно, поэтому кликов по ней будет явно гораздо меньше. Ссылки в профиле важны для бизнес-каналов, блогеров, фрилансеров, так что это важный фактор.

В приложении нет возможности отключить уведомления. Это особенно критично, потому что среди не очень одаренных сммщиков стало модно создавать в Fiesta общие чаты, добавлять туда сразу несколько тысяч человек (в настройках нельзя запретить этого делать) и творить сущий Армагеддон.

Скорость работы оооооооочень медленная, особенно загрузка приложения. Но этим сейчас страдают многие проекты, надеюсь, в ближайшее время оптимизируют приложение.

Shutter

Это, пожалуй, наиболее отличающееся по дизайну приложение. Но по мне – стиль выглядит слегка устаревшим. При этом из-за рамок превью постов на главной странице стали значительно меньше.

Приложение Shutter
Приложение Shutter

Что тут есть? Только фото. Теги не работают, видео нет, нет даже дат публикаций (что довольно странно). Такое ощущение, что людей в этой соцсети тоже нет, может быть, в районе двух десятков тысяч человек. Но это не то количество, которое делает не узкоспециализированную соцсеть соцсетью. Да, некоторые приложения умирают молодыми.

Скорость работы средняя.

Limbiko

Запустились недавно, на iOS 17 апреля. И, видимо, так торопились, что не сделали рабочими целые разделы. Например, страница поиска и домашняя страница человека, только что загрузившего приложение, оказались абсолютно пустыми. Просто белый экран. А при попытке найти что-то в поиске, выясняется, что теги не работают, поиска по ним тоже нет. После выхода нового обновления теги заработали. А вот многие аккаунты так и остались без загруженных аватарок, потому что при запуске приложения в нем был баг - многие не могли загружать аватары, это фото я сделал сегодня, видимо, часть аудитории после регистрации так и не решила этот вопрос.

Приложение Limbiko
Приложение Limbiko

Видео, сториз, директа, ссылок, веток в комментариях – этого нет. Сколько пользователей у приложения – неизвестно, разработчики всячески уклонялись от ответов на этот вопрос во время прямых эфиров в Telegram. На мой запрос тоже не ответили. Но по ощущениям – аудитория небольшая, явно меньше, чем в Now и Fiesta, скорее всего, еще не превысили отметку в 100 000 пользователей.

Скорость работы приложения медленная – открытие обычного изображения можно ждать несколько секунд! Я реально вспомнил модемный интернет – только характерного писка не хватает.

Популярно такое мнение, что проект надо побыстрее запустить, проверить его жизнеспособность, узнать интерес аудитории, а потом уже дорабатывать по ходу дела. Может быть, с уникальными сервисами такой подход и работает, но с социальными сетями история другая. Вот представьте. Вы обычный пользователь, ищете удобную вам социальную сеть, скачиваете новинку. А там ничего нет, привычных форматов нет, все тормозит, плохо работает, баги на каждом шагу… Вы просто уйдете и не вернетесь. Вы уже составили первое впечатление и понимаете, что и через месяц здесь кардинально ничего не изменится в лучшую сторону. Пойдете пробовать другие варианты. Ведь они есть. И почти каждую неделю появляются новые.

«Грустнограм». Поиск грустных соотечественников

А вот эта черно-белая соцсеть – шедевр, сделанный по фану, но вдруг понравившийся аудитории и уже перешагнувший Рубикон в 100 000 подписчиков (за четыре дня!). Кстати, в отличие от рассмотренных выше приложений, не имеющих веб-версии, «Грустнограм» как раз начинал с нее, а только потом запустил приложение.

Приложение "Грустнограм"
Приложение "Грустнограм"

Разработчики – Александр Токарев и Иван Семкин.

В приложении можно загружать фото – и они, конечно же, тут же становятся черно-белыми (почти магия). Видео, сториз и всего остального нет. Здесь собралась творческая аудитория, много художников, дизайнеров, люди шутят и приятно общаются на разные темы. Никакого спама, гонок за подписчиками – тишь и благодать.

Скорость работы приложения довольно неплохая.

Не запустились (на iOS): Freegram, Online, Zombler, Potok и «Россграм»

Некоторые проекты еще не запустились. Но уже продают имена каналов (есть опасения, что на этом все и закончится; но уж точно соцсеть с таким подходом на старте массовой не станет). Помните, как в свое время агрессивно монетизировались «Одноклассники»? Даже платную регистрацию сделали в 2008 году! А «Вконтакте», напротив, до последнего держался и не запускал рекламу.

Тесты приложений, которые еще не находятся в App Store и Google Play, не в счет, ведь в таком виде они могут находиться еще и месяц, и два, и полгода. Например, «Россграм» заявил, что «доступ в соцсеть будет открываться поэтапно, в течение лета – чтобы скорректировать нагрузку серверов и обеспечить стабильную работу сети».

Так что не вижу смысла их даже брать в расчет.

«Ярус», Tenchat и Yappy аналогами даже близко не являются, у них другие направления и специфика.

Как продвигают каналы в новых соцсетях

Поскольку в аналогах еще нет хорошо проработанных алгоритмов, позволяющих каналам развиваться за счет качественного контента, получать большое количество просмотров, попадать в топы и рекомендации, то на этих площадках процветают старые и добрые массфолловинг, масслайкинг, и прочие масс… Помните, одно время в запрещенной соцсети было такое понятие масслукинг? Агентства даже предлагали услугу – с вашего аккаунта «смотрели» миллионы сториз других людей, а часть из тех, кого посмотрели, заглядывали к вам и подписывались, потому как, оказывается, некоторые люди смотрят тех, кто смотрит их сториз. Сейчас это смешно, но именно эту стадию ныне переживают новые социальные сети. А еще спам в комментариях, взаимные подписки и прочие методы из девяностых, жестокие и бессмысленные.

Пожалуй, один из цивилизованных методов – это оккупировать первые места в топе по тегам. По крайней мере по целевым тегам вашей тематики. Но топ по тегам из перечисленных проектов есть только в Fiesta.

Приглашать своих подписчиков из других соцсетей смысла нет, еще непонятно, на какой соцсети надо будет концентрироваться, да и не многие пойдут в новую соцсеть, кто-то предпочел реанимировать аккаунт во «Вконтакте» или «Одноклассниках», эти соцсети тоже пытаются использовать благоприятный для них период, чтобы привлечь аудиторию. И многие пользователи с удивлением узнают, что и во «Вконтакте» есть сториз, есть клипы (короткие вертикальные ролики), а еще там есть рекламный кабинет и возможность продвижения среди нужной аудитории по огромному количество параметров.

Что стоит попробовать использовать?

Как видите, большинство приложений очень и очень похожи друг на друга. Думаю, развивать функционал они будут тоже примерно одинаково. На мой взгляд, наиболее серьезно выглядит Now. Никакой пустой болтовни, больших обещаний (чем грешат некоторые стартапы новых соцсетей), никаких продаж имен каналов (что негативно влияет на привлечение пользователей). Просто планомерная работа и выпуск обновлений.

Еще Fiesta. Надеюсь, разработчики будут активно развивать функционал, в самое ближайшее время избавятся от ненужных и мусорных разделов, закроют возможности для спамеров и увеличат скорость работы приложения.

То есть в данном случае ориентироваться надо на хорошо работающее приложение (с нужным набором функций) и большое количество пользователей (а кому нужна соцсеть, где нет людей?!).

Ради интереса загляните в «Грустнограм». Просто поднять настроение.

Станут ли новые соцсети чем-то серьезным?

Это зависит от многих вещей.

1. Как долго останется заблокированным Instagram? (Входит в Meta, экстремистская организация, запрещенная в РФ). Если 3-12 месяцев, то ни один из новых проектов просто не выживет, никто из них не сможет за это время сколько-нибудь серьезно приблизиться к тому функционалу, тем возможностям и той экосистеме, что давал Instagram (запрещен в РФ).

2. Если блокировка продлится дольше года, то у самого сильного нового игрока будет шанс стать локальной площадкой для аудитории из России. Но даже если Instagram будет разблокирован через два года, новому локальному игроку придется тяжело в конкуренции. Потому что и через два года, и через три российской аудитории в Instagram будет очень и очень много, это те люди, которые продолжают и сейчас им пользоваться. И чем больше в России заблокированных сервисов, тем больше людей, которые пользуются различными способами обхода блокировки. Плюс будет приток новых пользователей после разблокировки. Многим людям интересны зарубежные каналы (технические, образовательные, спортивные, новостные), многие подписаны на мировых звезд – всего этого точно не будет в российских аналогах. Ну вот не придет Уилл Смит и не зарегистрируется в Now. И Конор Макгрегор не придет. К сожалению.

Добавьте к этому удобство рекламного кабинета для продвижения, появления которых у российских аналогов не стоит даже ожидать в 2022 году. Будут рад ошибиться.

3. Пока что не видно, что у новых проектов есть серьезные инвесторы и поддержка крупных компаний, связанных с IT. Или просто крупных компаний.

Кстати, по мере развития событий крупные отечественные игроки рынка могут все же решить зайти на это поле и заняться разработкой. Это тоже добавит неопределенности в будущее уже запущенных проектов. С другой стороны, как это часто бывает, компании выжидают время, а потом просто покупают вырвавшийся вперед стартап.

4. Алгоритмы. Важный фактор в завоевании аудитории. Когда человек заходит в социальную сеть, он должен видеть тот контент, который ему интересен. Если социальная сеть это умеет делать (как тот же Pinterest, как Tiktok), то человек вместо планируемых пяти минут проведет в социальной сети целый час. И даже не заметит этого. Если соцсеть не может подобрать человеку такой контент, он займется чем-нибудь еще. Возможно, попробует другую сеть. Новые социальные сети подбирают контент пока не очень хорошо. Тут еще сказывается и небольшое количество пользователей.

5. Успешность во многом будет зависеть от темпа разработки и введении новых функций. Особенно основных: видео, директ, сториз. Как показала практика, люди уже привыкли к видео, у многих контент состоит исключительно из видео. Так это этот функционал (грамотно програботанный) очень хорошо привлечет аудиторию. Сториз в свое время совершили целую революцию в индустрии социальных сетей, позволив людям делиться чем-то сиюминутным, быстрым, тем, что можно снять без серьезной подготовки. Вообще без подготовки! Понятно, что сейчас люди присматриваются к нескольким вариантам новых соцсетей, а в итоге выберут один, который им больше понравится и подойдет для их задач. И чего уж греха таить, тот, который окажется наиболее привычным.

Кроме того, новым соцсетям придется конкурировать не только с новичками, но и с известными в России платформами. Как они могут привлечь известных личностей и блогеров, популярных в других социальных сетях? Обычно предлагают все разом: верификацию, включение в программы развития, рекламный контракт и так далее. Из всего этого новые сети на данном этапе могут предложить разве что верификацию, чего явно будет недостаточно для звезд.

Поэтому предполагаю, что взрывной рост пользователей у новых соцсетей вряд ли будет. Тем более что они не успели запуститься в период активной миграции.

Я помню, когда запускалась социальная сеть «Вконтакте». «Одноклассники» на тот момент уже были популярны. Так «Вконтакте» сходу был как минимум не хуже конкурента, а многое было даже лучше – страницы грузились быстрее, сбоев в работе не было, можно было загружать и удобно использовать любые аудио и видео. Через несколько месяцев там было более миллиона пользователей. И это в то время, когда все пользовались социальными сетями с компьютера!

Одно хорошо – конкуренция. Когда она есть в индустрии, проекты развиваются быстрее, рождаются по-настоящему интересные сервисы, которые играют серьезную роль, заставляют других игроков лучше работать. От этого выигрывают все.

Напишите в комментариях, какими новыми социальными сетями вы пользуетесь, какие вам нравятся и почему именно они. Если кто-то из разработчиков решит поделиться актуальной информацией по количеству пользователей, пишите – дополню статью.

Спасибо, что дочитали. Получилось длинно, но решил затронуть разные стороны этой темы и не разбивать статью на несколько частей.

Мой Tiktok-канал. Да, в Tiktok уже давно рассказывают про инженерную сантехнику, инструмент и ремонт. И получают порой миллионы и десятки миллионов просмотров. Мой личный рекорд – 13 800 000 просмотров у одного видео. Причем в Tiktok миллионы просмотров получают не только танцы, у меня много вполне серьезных обзоров инструмента и сантехнических систем получили тоже миллионы просмотров. Думаю, чуть попозже напишу статью про аналоги Tiktok, среди них есть довольно интересные. Еще есть интересная статистика по продажам сантехнической продукции с помощью обзор в Tiktok, если будет время – напишу и об этом.

Мой блог на Дзене здесь. В этой рекомендательной (да, лента рекомендаций после перерыва запустилась снова) платформе сейчас много интересных изменений. Возможно, сделаю небольшой обзор, но это уже явно будет после статьи об аналогах Tiktok.

3838
32 комментария

Как показывает история, функциональность в социальной сети — дело пятое. Кто только не пытался запустить более функциональный аналог фэйсбука — и у Гугла такие попытки были, и у Яндекса. И все они канули в Лету. А инстаграм, напротив, всю свою историю по функциональности был предельно убог. Можно просто вспоминать их прорывные достижения: возможность загружать не квадратные фотки, возможность делить текст на абзацы, возможность загружать видел дольше 15 секунд (но не больше минуты) — и станет понятно, что люди не за техническими возможностями туда тянулись.

Самое ценное, что есть в соцсетях — это количество пользователей, возможность дотянуться до интересных тебе людей. По моим ощущениям (взятым из левой пятки) аудитория Инстаграма просела процентов на 30 плюс минус лапоть. И это всё равно больше на несколько порядков, чем у новоиспеченных аналогов. И пока випиэн на телефон поставить проще, чем приложение скрепного аналога — ничего не изменится, какого бы функционала не напилили разработчики отечественных поделок.

12

Вы правы, аудитория, интересные каналы, личности, контент - это очень важно. Но крутые алгоритмы, которые показывают и рекомендуют людям то, что им нравится, важны. Без них невозможно будет комфортно пользоваться всем этим. А насчёт функционала. Когда Инста запускалась, для ее времени того функционала было вполне достаточно. Но теперь посмотрите - это настоящий кухонный комбайн, в котором есть все! И все это настолько круто для использования упаковано, что пользоваться очень удобно. И люди уже привыкли. Что есть видео (многие только его и используют теперь), есть сториз, есть прямые эфиры, есть директ и многое другое. Без этого им уже неудобно. Как можно использоваться соцсеть без директа (личных сообщений)?! Ккк можно вести бизнес без них, продавая товар в соцсети?! Люди заваливают сообщениями «когда будет видео, сториз» каждый пост новых социальных сетей в Телеграме, пишут, что уходят куда-то ещё, потому что нет привычных функций. К хорошему быстро привыкаешь)))

Все это похоже только на одно, сделать реплику и словить бабла на уже накатанной истории. Никто еще не рискнул, залупить что-то невероятно новое и полезное. Почему?

4

потому что для того, чтоб запустить что-то новое понадобится больше сил и времени, чем просто переделать старое и выдать за новое

3

Так это именно аналоги известной соцсети. Делают их, чтобы заполнить вакуум, который возник. Ну и конечно - получить аудиторию, вырасти во что-то значимое и заработать денег. А уникальные проекты иногда появляются. Например, соцсеть «Аура», раньше была, ныне закрыта. Очень необычный и интересный проект, в котором вообще не было рекламы, своя атмосфера, необычные алгоритмы. Но уникальное не гарантирует успех. К сожалению.

1

Не применительно к тс, но кто все эти люди которые добровольно едят говно(устанавливают эти непонятные приложения) и для чего?

5

Ну я поставил Грустнограм и даже немножко им пользуюсь.

Мне понравилась концепция полностью Ч/Б фоток в сети, потому что я люблю чб фото — и делать, и смотреть. Причем забавно, что многие соблюдают концепцию "грустных" фото)

Но встречались посты, которые в концепции сети и/или в чб варианте мягко говоря странно выглядели:

1