Информационная катастрофа или причем здесь сервис «Яндекс Аура»

Чем глубже я погружаюсь в изучение современной культуры, тем яснее вижу, что современный цивилизованный мир переживает величайший в истории кризис: информационный. Нечто подобное теоретики информационного и постиндустриального общества отчасти предвидели. Взять хотя бы Тоффлера и его «Шок будущего». Он, правда, трактовал ситуацию в несколько более позитивном ключе: знания и технологии обновляются настолько быстро, что человек просто не успевает осваивать эти инновации, в то время как появляются уже новые. Это тоже есть.

В закладки
Аудио

Но есть и кое-что другое: мир захлестнула гигантская волна информации, которая продуцируется ежесекундно в таких объёмах, что и помыслить сложно, не то что освоить. И большая часть этой информации – абсолютнейший мусор. Ситуация в информационной сфере начинает угрожающе напоминать то, что происходит сейчас в экологии, а именно – тотальное замусоривание жизненного пространства. Океаны полны пластика, города переполнены разнообразным мусором, идут экологические войны за места для свалок.

Кто-то может возразить: информации всегда производилось больше, чем человек может освоить. Но выжили как-то. Справились. В этом, конечно, есть резон. Но всё же нынешнее положение дел существенно отличается от того, каким оно было хотя бы 40 лет назад.

1.Масштабы. Раньше люди были заняты производством продовольствия и предметов, необходимых для жизни. Большая часть населения тяжело работала от рассвета до заката и даже больше. У 80% людей просто не было ни сил, ни времени, чтобы производить какую-то там информацию, помимо жизненно необходимой в повседневной коммуникации.

Сегодня у населения более или менее цивилизованной части планеты высвободилось дичайшее количество свободного времени, которое народ с удовольствием тратит на производство и трансляцию самой разнообразной информации. Это с одной стороны. С другой, современный труд едва ли ни в 50% случаев связан с производством именно информации. И кроме того следует учитывать ещё и возросший уровень образования, позволяющий практически любому производимую информацию фиксировать, а также развитие технологий, позволяющее зафиксированную информацию транслировать куда и кому угодно.

2. Качество. Если ранее большая часть производимой информации имела некую ценность и значимость для культуры, даже несмотря на неточность или ложность, то сейчас в океане постоянно появляющейся инфы приемлемым качеством, ценностью и действительной значимостью обладает такой мизерный процент, что и посчитать сложно. Это буквально атомы во Вселенной. Мир наводняет информация неточная, непроверенная, ненадёжная, бессодержательная, бесполезная, дублирующаяся, фальсифицирующая и т.д. Это просто мусор, про который никто не вспомнит через три минуты, даже и тот, кто этот мусор произвёл. Но всё это сохраняется и никуда не девается, нагромождаясь на предыдущие слои.

3. Функционал. В прежние эпохи информация не просто выполняла определённые функции в культуре, она сознательно и намеренно создавалась для выполнения этих функций: для налаживания процессов взаимодействия, управления, производства, развлечения, для … много для чего. Но она не была самоцелью. Даже когда информация была ложной, это тоже имело смысл и конкретное назначение. Сейчас информация производится ради производства информации. Это просто какая-то социальная норма – производить терабайты бесполезной информации. Человек запускает послание в мир, потому что испытывает потребность запустить его, а не для того, чтобы его услышали. Нолики и единички улетают в пустоту, в безвестность, в вечность без всякой цели и уж точно – без всякой пользы. Часто за этим не кроется не то что никакое общение, но и никакая коммуникация как простой обмен информацией без понимания в качестве необходимого элемента.

4. Глобальность. Предыдущие три характеристики в той или иной степени можно отнести не только к информации, но и к обычному мусору. Но есть у современной информационной катастрофы и специфическая характеристика – глобальный доступ к информации. Ситуация усугубляется тем, что для информации сегодня не существует географической локализации. Она вся сбрасывается в один огромный котёл, доступ к которому открыт из любой точки мира. Раньше человек имел дело с местными информационными локализациями, то есть с данными, имеющими значение и хождение именно в той местности, в которой человек осуществлял жизнедеятельность. Но сейчас каждый имеет доступ ко всей мировой информации, большая часть из которой не имеет никакой практической ценности в конкретной точке земного шара. За счёт этого информационная нагрузка увеличивается в сотни тысяч раз.

А разгрузки как таковой не существует.

Почему это катастрофа?

Потому что за мусором не видно облаков.

Всё было бы не так страшно, если бы хотя бы люди умели отличать мусор от пригодного к употреблению полезного материала. Но мы, как черепахи и киты, глотающие пластик и запутывающиеся в нём – не умеем отличать одну информацию от другой. Большинство из нас. И здесь на первый взгляд может прийти на помощь технология нейронных сетей.

Несмотря на нереальное загрязнение информационной среды, никто не учит детей и уж тем более взрослых работе с информацией, фильтрации, отбору, аккуратному обращению, мерам предосторожности. В попытках как-то разгрести опасные "мусорные" завалы государства вводят системы цензурирования и нормирования. Информационные сервисы на основе нейронных сетей, например такая как «Новая игрушка яндекса» Аура вынуждены этим правилам подчиняться, используя паттерны поведения пользователя и алгоритмы Я.Аура анализируют ваши данные, вплоть до писем электронной почты и истории запросов в поиске, которые хитрым образом скармливают их нейронке и агрегирует контент с социальными связями, наивно полагая, что это вовлечет пользователя. Забывая про такую вещь, что цензурируя контент в такой сети, они ограничивают свободу человека в потреблении той или иной информации и наступают на его интересы. Палка о двух концах, как говорится и это, конечно же, не помогает. Потому что государство и платформы такие как Я.Аура может зацепить только очевидные и формально определяемые виды "мусора". А большую часть бесполезной информации вообще невозможно опознать. Да и запретить её нет никаких убедительных причин.

В качестве примеров с точки зрения цензуры и модерации можно привести два сервиса. Tumblr, который убрал с площадки весь NSFW контент и потерял 30% трафика только за первый месяц. И обратный пример Telegram, без наличия очевидной казалось бы платформы для публикаций и запретом в России, по цитируемости в 2018 году занял первое место, согласно исследованию Brand Analytics.


Brand Analytics

В поисках нужной, полезной, правдивой информации мы проводим сотни часов, а кто-то и вовсе принимает все за чистую монету. Вот вам простой эксперимент: попробуйте в ВК поискать информацию по актуальным тегам. На вас вывалится столько мусора, что вы просто устанете тыкать кнопку «пожаловаться». Или зайдите в какую-нибудь научную библиотеку, хоть в ту же КиберЛенинку, и попробуйте там найти публикации по интересующей вас научной тематике. Гарантирую, что вы устанете и вообще обессилите раньше, чем обнаружите искомое.

И это речь о той информации, которую мы ищем целенаправленно, о чем имеем предзнание. Но сколько вообще оказывается от нас сокрыто грудами информационного мусора, о чём мы вовсе не догадываемся? Полезная и даже жизненно важная информация. Начнись сегодня война, мы бы узнали об этом скорее из мемов, чем из «официальных источников». Впрочем, им тоже никто ведь не доверяет. Слишком много лжи, мистификаций и фальсификаций. И слишком много разоблачений.

Всё это приводит к тому, что современный человек в принципе отказывается от концепта правды. Нет никакой правды, никому нельзя доверять. Поэтому можно доверять тому, кто тебе больше нравится. Это как с экологией: везде плохо, всё загрязнено и опасно, поэтому нет никакого смысла пытаться придерживаться «чистого» образа жизни. Но можно поискать панацею. Например, питаться только зелёными продуктами, читать только авторов, использующих слово «токсичный» или ещё какие-нибудь абсурдные методы в духе наитемнейшего средневековья, ну или же доверить свои персональные данные и паттерны Яндекс.Дзен или Аура, которые будут формировать для вас информационную повестку, но многие ли готовы на это и к чему такого рода сервис может привести? Это уже отдельный вопрос, на который каждый ответит для себя сам.

Информационная катастрофа разрушает смысловую основу культуры, разрушает символы и архетипы. Казалось бы, общедоступность информации должна только укреплять всё это, способствовать более глубокому взаимопониманию. Но нечеловеческие объёмы информации, которые приходится ворочать каждому пользователю, приводят к тому, что формируются особые информационные локализации со своими смыслами, своими правилами, собственным языком и церберами по периметру. Человеку приходится ограничивать круг информационных источников, к которым он обращается. А это приводит к потере для него множества оттенков смыслов и символики, которые остаются вне круга внимания этих источников. И поэтому мы можем неплохо понимать человека, живущего на другой стороне Земли, но не понимать ближнего своего из соседней комнаты.

Да даже находясь примерно в одной информационной локализации, мы всё равно судорожно хватаем воздух ртом, пытаясь не захлебнуться в потоках обновлений и «новостей». Мы стараемся слепить из всего, что на нас выливается, какую-то целостность. Но это мусор. И слепливаем мы мусором. И оно не слепливается. Вся система смыслов, символов, да даже просто значений течёт и утекает. Мы уже живём в этой информационной среде наугад.

Клиповое сознание, мозаичное мышление нервно курят в сторонке. Тут у нас уже не клипы и кусочки паззла, а атомарная пыль. Атомизация не общества, а смыслов, которые и в облака-то плохо оформляются. Какое-то броуновское движение, в котором целостность не формируется, потому что связи слишком слабы, а отталкивание слишком сильно.

В общем попытки компаний, которые пытаются решить эту катастрофическую проблему машинным обучением в эпоху больших данных и период защиты личных данных ни к чему хорошему на мой взгляд не приведут, но надеюсь я ошибаюсь и мы достигнем информационной революции, которая позволит потреблять и производить информацию в ином качестве. Пoживём - yвидим.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Запредельно Громко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 20, "likes": 33, "favorites": 26, "is_advertisement": false, "subsite_label": "social", "id": 61397, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Sat, 16 Mar 2019 17:03:34 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 61397, "author_id": 6800, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/61397\/get","add":"\/comments\/61397\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/61397"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199129, "last_count_and_date": null }
20 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
42

Вот такие вот простыни текста тоже добавляют мусора в информационное пространство. Ничего личного, поймите правильно.

Ответить
2

Безусловно, со своей колокольни вы правы и в тексте есть ремарка на этот счет ;)

Ответить
0

Присоединяюсь.
Краткость - сестра таланта, сказали еще до всей этой информационной "катастрофы".
А сейчас это стало еще более актуальным.

Ответить
9

1) вполне в духе заданной темы у автора "сапоги всмятку" вышли: такой неструктурированный, с перескакиванием от вывода к выводу, текст весьма труден для восприятия
2) мне все же кажется, что большинство людей инстинктивно закрывается от лишней информации. я с трудом понимаю, кому (помимо работы, музыки и пр0на) на самом деле нужен сейчас тот же вконтач (сидеть, а тем более искать в нем что либо), если предполагать, что вы сами себя добровольно не выгуливаете по рассадникам всякой интернет-срани (всякие борды, пикабу, двачи, форчаны и тд)
3) олдфаги знают как правильно формировать поисковые запросы, у меня эти привычки выработались еще со времен, когда поисковые алгоритмы яндекса были более замусоренными но было меньше рекламы. разница только в том, что сейчас дальше первых двух страниц поиска можно не шерстить
4) про приватность можно забыть раз и навсегда, мы ее променяли на бесплатные веб сервисы.
5) в эпоху постправды разумеется нереально найти какой то достоверный источник, который тебе выдаст информацию в разжеванном упрощенном виде - поэтому понятие "независимая журналистика" стало оксюмороном, нет ее, и не было никогда по большому счету, а теперь, когда важнее не как было на самом деле, а кто кого перекричит (инфовойны), каждый источник информации в той или иной степени ангажирован. тут два варианта, либо не лениться сопоставлять, к примеру, разные новости на диаметрально противоположных трактовках, анализируя правдоподобность и причины появления, исключая всякий медиашум (милонов, РКН, мизулина, пусси райот, переименование аэропортов, конкурс имя россии, кокорин и мамаев, солсберийские геи, новая внешность гогена солнцева, развод джигарханяна, гигантские крысы в метрополитене и тд). альтернативно, можно вообще не читать и не слушать новости, их полезность для простого человека вообще неочевидна.

Ответить
5

вк и ленинка видимо имеют отвратный поиск, а вот попробуйте вбить в гугле: вк+что ищете, замечательно находит.. не согласен что сейчас катастрофа, наоборот столько знаний и в открытом доступе, учись не хочу, развивайся не хочу, замечательное время, информационный век настал

Ответить
4

Кстати, ещё в студенчестве, а сейчас наверное и в школе, очень хорошо тренировать навык поиска, анализа и компиляции нужной информации из кучи инфомусора и похожей информации. В свое время даже своеобразный кайф получал, когда перелопачивал кучу сайтов, а на выходе получался симпатичный и лаконичный рефератик/докладик/дипломчик.

Ответить
3

интересное мнение. Сейчас популяризируется концепция "минималистичного потребления информации": например удалится из соц сетей, отключать смартфон, не смотреть новости.

Ответить
0

Малость не соглашусь с автором:
1. Наступила эра интернета 2.0. Когда контент делают читатели, а не web-разработчики.
2. В поиске информации-человек, читает, анализирует и учится понимать разные подходы.
3. Мусорные сайты уйдут в прошлое, так как поисковики не будут индексировать и продвигать сайты с большим процентом отказов. Это думаю случится в течении 3 лет.
4. С развитием авторского права в интернете, всё глобально поменяется, ибо весь мусор-это копи- паста

Ответить
4

мусорные сайты уйдут в прошлое

это типа ВК чтоли? - суть в том что практически вся производимая информация стала мусорной.
Для примера можно этот сайт взять, здесь практически весь контент - это попытка мамкиных макетологов, что-то в очередной раз тебе продать, или напомнить о каком-нибудь бренде.

Ответить
2

«Или зайдите в какую-нибудь научную библиотеку, хоть в ту же КиберЛенинку, и попробуйте там найти публикации по интересующей вас научной тематике. Гарантирую, что вы устанете и вообще обессилите раньше, чем обнаружите искомое.»
КиберЛенинка, конечно, не обладает хорошим поиском, но поиск по тексту, ключевым словам или по тематическим рубрикам работает сносно. На платформе ЕLibrary система поиска ещё более гибкая, к тому же есть фильтрация, возможность работать с журналами, публикациями и авторами — отдельно и синхронно. Добавьте к этому анализ показателей цитируемости.
Научные же библиотеки (ГПНТБ, БАН, ЦНСХБ, ИНИОН и ВИНИТИ) основывают свой электронный каталог на рубрикаторах научной информации ГРНТИ или ББК с высокой степенью детализации. Нужно потратить время на понимание чуть более сложной траектории поиска нежели ключевые слова в Гугле. Позволю себе не согласиться с Вашим тезисом и посоветовать разобраться с научными информационными ресурсами, прежде чем обобщать и ругать их.

Ответить
0

Думаю автор использовал стандартный литературный прием, суть то статьи от этого не меняется.

Мусора море. Не включая ТВ, не заходя в ВК, ФБ, Яндекс да и вообще никуда кроме vc ну и в машине БФМ я считаю что мозги замусоренны у меня.

Умереть концентрироваться, сознательно жёстко фильтровать информацию, вот, на мой взгляд, основа много чего:)

Ответить
2

Всё нормально, расслабьтесь. Поезда будут убивать птиц и лошадей своими выбросами дыма в атмосферу. ;)
Произошло вот что:
1) как автор заметил, за счёт быстрого развития технологий, мир меняется довольно быстро
2) перемена среды ведёт к перемене обитателей, по крайней мере выживают те, кто приспосабливаются. Эволюция
3) культура – феномен, возникший при переходе эволюции с пласта физического, в пласт психического. Что позволило нам не мутировать клетки долгими тысячелетия, а быстренько развиваться

Итог: автор не успел. И начинает вымирать. Отсюда этот неолуддизм. Generation gap работает на этой же механике, посмотрите на поколение своих родителей. Вы наверняка заметите, как они закостенели в своём опыте и не хотят принимать реальность, которая тыщу раз поменялась.

Нет ничего страшного для культуры, как и нет ничего страшного для природы с этой тонной пластика. Процесс идёт.

Ответить
1

Зашел почитать про ауру, наткнулся на огромную кучу инфо шума, ни для чего не предназначенного и являющийся водой, которую забыл сразу после прочтения

Ответить
0

А какая мораль сего «опуса» ? Автор хочет предостеречь , сказать нам, что мы должны выживать в современном океане слабосвязанной информации разного сорта качества и полезности? Или что? Попытка увязать прошлое столетие и нынешнее - это полная утопия, нужно самому адаптироваться в этих тоннах говна и всё, кто научился - молодец, кто нет - тому значит не надо

Ответить
2

мораль "Поживем - увидим."

Ответить
0

Да, мусора в интернете запредел, остались единичные сайты которые посещаешь.

Ответить
0

Поразительно. Почти слово в слово мои мысли и растерянность.
Мои инструмент для проверки информации - сравнение. Становится более понятна картина, если статья описывает разные варианты, не утверждая, что существует единственное правильное решение. Хотя думаю многих это бесит - им подавай только истину и один вариант.

Ответить
0

КГ, хотя автор таки не М.

В целом по современным медиа имею сказать следующее (тезисно):

1. Шума в интернете намного больше сигнала. Следовательно, надо полагаться не на алгоритмы гугла, а на свою голову. Вести Personal Knowledge Base, сохранять полезные страницы на локальный носитель, держать списки полезных сайтов в менеджере закладок броузера.

2. Интернет не обязателен для того, чтобы стать успешным. Соцсети и социальный рейтинг не обязательны для того, чтобы достичь чего-то.

3. Вообще весь хайп про цифровые технологии - ни о чем. 50 лет назад обещали качественный машинный перевод "через 2 года". Сейчас налегают на нейронки и "вот-вот уже сейчас, лет 5 потерпеть". Так со всеми технологиями, по сути. Скиллы типа умения быстро листать пачку книг в поисках нужной информации релевантнее умения пользоваться гуглом и обходить поисковые пузыри.

Ответить
0

Есть подозрение, что автору статьи про информацию тупо не хватило информации.

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "page_type": "default" }