Facebook 2019 — курс на Telegram?
Facebook объявила о значительной реорганизации топ-менеджмента через неделю после того, как Марк Цукерберг объявил о новой концепции развития сети.
Уход
14 марта 2019 из команды Facebook уходят Крис Кокс (главный директор по продуктам Facebook) и Крис Дэниелс (глава WhatsApp). Кокс развивал сеть более 13 лет, создавая ленту новостей News Feed и мобильное приложение Facebook. Дэниелс присоединился к компании в 2011 году.
Уход обоих топов по имени Крис, представляет собой резкое изменение в руководстве, которое уже меняло структуру и состав в марте 2018. В прошлом году Кокс был назначен ответственным за все приложения Facebook (далее FB), включая WhatsApp, Instagram, Messenger и одноименное приложение компании, а Дэниелс был назначен вице-президентом WhatsApp в мае 2018.
Один из внутренних источников, знакомый с ситуацией, сообщал BuzzFeed News, что уход Кокса был связан с разногласиями по поводу направления развития главного продукта компании. Другой бывший сотрудник сообщил, что когда Цукерберг тестировал идею введения шифрования для всех служб обмена сообщениями и объединения их на одной платформе в конце 2018 года, то несколько руководителей открыто насмехались над этим и не верили, что это удастся когда-либо сделать, учитывая изменения продукта и изменения всей бизнес-модели Facebook которые потребуются.
Манифест
Манифест Марка, опубликованный в начале марта 2019, излагает новую сущность будущего Facebook, а именно то, что он назвал «видением, ориентированным на конфиденциальность социальных сетей» .
В этом документе, Цукерберг набросал план преобразования Facebook. Основная суть состоит в том, что от модели публичной социальной сети она будет переходить к архитектуре персонализированного мессенджера с высокой степенью защиты от внешних воздействий.
Собственно, это видение Цукерберга очень напоминает то, что Павел Дуров уже реализовал в Telegram, особенно в части защиты тайны частной переписки от внешних угроз. Но этот вопрос лучше оставить для их личных переговоров.
Проблемы
Новое видение стало ответом Марка на все скандалы, преследовавшие компанию в последние годы. Крупные неприятности начались в 2015, когда приложение Thisisyourdigitallife, составленное кембриджским профессором российского происхождения Александром Коганом, собрало через API FB личные данные 50 млн. пользователей. Впоследствии, эти данные были переданы Cambridge Analytica и использованы для составления массива психологических профилей, что в свою очередь привело к масштабному манипулированию мнениями избирателей на президентских выборах 2016 года.
Политические скандалы, связанные с тем же манипулированием общественным мнением в Великобритании, Индии, России и ряде других стран, приведшие к правительственным запросам о системе хранения личных данных FB и даже к временной или постоянной его блокировке на некоторых территориях.
Хакерские атаки на сеть в конце 2018, приведшие к остановке и перезапуску более 90 млн пользователей, стали причиной иска в $1.6млрд. (были нарушены правила Общего регламента по защите данных). Последовательная стратегия FB на монетизацию через использование личных данных в рекламных целях, привели к следующим последствиям:
- уходу из компании основателей WhatsApp и Instagram в течение 2018;
- чехарде высшего руководства сети;
- политическим скандалам и преследованиям не только в других странах, но и в США;
- крупным финансовым искам со стороны частных и юридических лиц; - формированию негативного образа сети в массовом сознании американского общества;
- торможению активного развития, что является ключевым показателем для руководства FB.
Что дальше?
Марк в манифесте из 3000 слов не нашёл место для такой простой фразы как: «ребята простите - я был неправ» . Но сам факт того, что он нашёл в себе силы отречься от прежней бизнес-модели, говорит о готовности кардинально изменяться для адекватного ответа современным вызовам.
На этом сложном пути, будут два жизненно важных момента:
Во-первых, как реализация сквозной криптозащиты закрытого общения между пользователями скажется на монетизации FB. До этого времени, здесь всё было основано именно на использовании личной информации для настройки рекламы и ленты новостей (News Feed) каждого пользователя. Как это будет устроено в ближайшем будущем - пока не ясно.
Во-вторых, как гомогенизация таких приложений как Whatsapp и Instagram и унифицирование всех мессенджеров на одной платформе скажется на лояльности пользовательской аудитории. Насколько это будет им актуально и интересно?
От удачного решения этих вопросов будет зависеть будущее компании. Похоже, что Марк это отлично понимает и надеется, что новое видение и команда помогут преодолеть трудные времена.
По сути, FB собирается заново завоевать весь мир, т.е. это новый startup от проверенного временем Марка. Но готовы ли мы оценить и принять эту новую сущность сети? Время - покажет.
Статья от авторов телеграм-канала Neon