«ВКонтакте» массово закупает рекламу в Telegram на фоне падения активности пользователей и авторов

По всей видимости попытки платного продвижения в Telegram – реакция топ-менеджмента «ВКонтакте» на наметившееся в последние месяцы падение активности, нашедшее частичное отражение на официальном мероприятии соцсети 23 марта 2023 года.

Выглядит так же уместно, как смотрелась бы реклама "Одноклассников" в ВК. 

Как все мы знаем, после февраля 2022 года у целого ряда российских платформ начала расти аудитория. Не потому, что они внезапно стали чудо как хороши, а потому, что они замещали ушедшие с рынка Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta Inc., деятельность которой признана в России экстремистской и запрещена). Однако одни платформы росли «равнее» других:. Telegram к февралю 2023 года поднял охват российской аудитории в 1,8 раза, с 23 до 41%, а «ВКонтакте» только в 1,15 раза, до 44%, что близко к росту такой проблематичной платформы как «Одноклассники» за все тот же прошлый год.

К тому же, в конце 2022-2023 годы у VK наметилось падение ряда ключевых показателей активности. Например, снижается количество сообщений, отправляемых пользователями в единицу времени. Что не менее тревожно — падает количество активных авторов соцсети. Это достаточно острые симптомы, поскольку именно активностью авторов определяется наполнение платформы новым контентом.

На этом фоне в последние дни пользователи Telegram могли заметить весьма необычное явление: рекламу «ВКонтакте» сразу во многих телеграм-каналах Заказ рекламы у своего ключевого и наиболее успешного конкурента? Выглядит достаточно неоднозначным решением. Получается, что, начав терять долю рынка в пользу нового детища Павла Дурова, его прошлый проект принялся подпитывать «новичка» деньгами. Если конкуренция и так шла не очень, не рискованно ли начать дополнительно подкармливать главного соперника?

В то же время, будем объективными. Многие отраслевые наблюдатели предполагают, что эффект от этого вполне вероятен — в виде временного увеличения числа переходов во «ВКонтакте». Однако практически наверняка он будет краткосрочным. Реклама может привлечь новую аудиторию на сколько-нибудь долго время только если она сочетается с появлением на рекламируемой платформе контента, способного поддержать долгосрочный интерес пользователей.

В то же время VK в последние годы и месяцы испытывает наибольшие проблемы именно с контентом. Экосистема крупных пабликов, чьи администраторы приносили соцсети значительный объем просмотров, в последние годы столкнулась с новым «суперхищником»: серьезным давлением администрации «ВКонтакте».

Content Day '23 от «ВКонтакте»: мы «ставим авторов в центре»... но без права голоса

Двадцать третьего марта 2023-го «ВКонтакте» провела Content Day '23 — крупнейшее мероприятие года, специально заточенное под священную корову любой соцсети наших дней — контент. На нем глава компании объявила, что авторы будут стоять в центре внимания соцсети. К сожалению, получилось ровно наоборот. Почему и зачем «ВКонтакте» посадила…

Скриншот: «ВКонтакте»

Подробно мы уже описывали ситуацию(1,2,3,4,5), поэтому обрисуем ее кратко. Вначале соцсеть в несколько раз срезала доходы администраторов таких пабликов. А затем стала искусственно снижать приоритет показа постов крупных пабликов в «умной» ленте пользователей. Приоритет в ней стали отдавать пабликам мелким, поскольку VK посчитал важны бороться за количество авторов, а не за качество контента. Так сказать, «если не умением, то числом».

Презентации ВК тоже показывают: с активностью авторов у соцсети все далеко не блестяще

Но в этой стратегии есть серьезное слабое место. Мелкие паблики в значительной степени живут за счет копирования контента крупных пабликов. Если администраторы «крупняка» из-за давления соцсети покидают ее и пытаются перевести свою аудиторию в Telegram, то что будут копировать мелкие паблики? Ведь создавать свой интересный для пользователя контент им сложно. Уровень доходов мелких пабликов – даже несмотря на то, что VK отдал им часть аудитории крупных – все равно недостаточен для обеспечения такой работы сколько-нибудь длительное время.

Скорее всего, тенденцию снижения интереса пользователей к «Вконтакте» уже не переломить. На это указывает отсутствие изменений в стратегии компании даже несмотря на очевидный исход «крупняка» с тонущего корабля. На необратимость перемен указывает и игнорирование соцсетью и мнение рядовых пользователей. Хотя те уже давно и стабильно говорят об ухудшении ситуации.

Типичный пример такого игнорирования — так называемая «карусель» (подробнее – тут). Она ограничивает размер поста очень коротким отрывком. С точки зрения ВК карусель хороша: более короткие посты дочитывает больший процент пользователей. А значит, и просмотров постов в целом станет больше — при том же среднем времени, которое человек поводит в соцсети. Это важно, потому что время это за весь прошлый год у ВК не выросло.

Вот только с точки зрения пользователей очень короткие посты имеют очень мало смысла. Читать их банально неинтересно, что снижает мотивацию людей листать ленту. Да, администрация соцсети из-за всплеска недовольства пользователей предложила выбор между обычной лентой и «каруселью», большинство отраслевых наблюдателей отмечают, что новые алгоритмы ВК будут давать больше охватов именно «каруселям», чаще показывая их обычным пользователям — даже если им это и не нравится.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Leonid Ustinoff

ВК уже мало кому интересен, так что тщетны все эти жалкие попытки

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Откуда статистика в миллионы посещений ежедневно? Накручена наверное.

Ответить
Развернуть ветку
lucklessman

Про ОК можно тоже самое сказать.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

Ну вот Александру интересен. Активно пытается доказать всем посетителям VC)

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Хочешь не хочешь, а как минимум на ВК Видео перейти придется. Ютуб не вечен. Нет, можно конечно ВПН использовать, но не каждому Ютуб блогеру захочется регистрировать по новой аккаунт после очередной его блокировки из-за его неудобной позиции для Ютуба. Так что эти блогеры идут на другие площадки и переносят туда свою аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

такие блогеры не интересны адекватной аудитории

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Я считаю наоборот. Что делать будешь?

Ответить
Развернуть ветку
Женя Гагарин

остаёшься на вк и смотришь ЧБД

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Уже не смотрю их очень давно. Смотрю Артемия Лебедева к примеру.

Ответить
Развернуть ветку
Макс

Если блок ютуба будет, тогда да какая-то часть перейдет на вк видео, но если смотреть на всю историю взаимодействия вк и админов, то можно предположить что, партнерка от вк будет платить копейки видео блогерам, а если те будут вставлять прямую рекламу, то вк будет занижать просмотры, то что было с пабликами, прямую рекламу в пабликах срезали по охватам, что бы рекламодатель переходил на таргет.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда