И этого хватит: «ВКонтакте» от двух до пяти раз урезала доход крупных сообществ

С середины сентября прошлого года «ВКонтакте» урезала заработок некоторых крупных сообществ в два-пять раз. Этому предшествовал опрос среди администраторов о нижней планке заработка, при котором им было бы интересно вести сообщество. Каких-либо официальных пояснений по этому поводу в соцсети не давали. При обращении в поддержку шаблонно советуют «поработать над контентом», хотя изменения коснулись только некоторых крупных сообществ, которые, вероятно, зарабатывали «слишком много». Но обо всем по порядку.

«ВКонтакте = авторы» – гласит надпись на очередной презентации нововведений для авторов. Так ли это? Попробуем разобраться.
«ВКонтакте = авторы» – гласит надпись на очередной презентации нововведений для авторов. Так ли это? Попробуем разобраться.

Для начала хотелось бы сказать пару слов об атмосфере вокруг сообществ во «ВКонтакте». К сожалению, известны примеры, когда администраторы сообществ из-за одной лишь критики решений соцсети попадали в некий черный список: тебя удаляли из всех рабочих чатов, где состоят администраторы сообществ и представители «ВКонтакте», ты лишался всякой приоритетной поддержки с их стороны, хотя остальные продолжали получать ее, тебя переставали звать на различные встречи и просто игнорировали. По словам представителя «ВКонтакте» Саши Шурыгиной, из чата за критику удаляют, потому что «чат партнерский, а мы с тобой не партнеры».

Все это может показаться мелочью, ведь сообщество можно вести и без такого чата, да и поддержка официальная работает. Но тут важен сигнал, который посылают представители «ВКонтакте» крупным администраторам: говорить о «ВКонтакте» либо хорошо, либо ничего. В итоге за эти годы среди крупных администраторов сложилась устойчивая атмосфера страха. Многие просто боятся что-то говорить против «ВКонтакте», опасаясь наказания. Кто-то, наоборот, думает, что ему прилетят какие-то плюшки, если он будет говорить, будто все хорошо, даже когда цифры свидетельствуют об обратном. После каждой моей статьи на vc. ru мне пишут различные администраторы с упреком, мол, зачем я это делаю, ведь теперь «ВКонтакте» может начать еще хуже относиться к администраторам. Хотя эти статьи как раз защищают их интересы, их детище, на которое они потратили долгие годы.

Изложенное выше — необходимая минимальная информация о ситуации вокруг «ВКонтакте», чтобы вы поняли, почему даже в этой статье многие крупные администраторы захотели давать комментарии исключительно анонимно. Теперь же вернемся к основной теме и попытаемся понять, что происходит с доходами администраторов.

Как уже было сказано, с середины сентября «ВКонтакте» урезала некоторым крупным сообществам доход в два-пять раз. На представленной ниже статистике видно это сокращение при тех же показателях «показов рекламы» (сколько раз была показана реклама, с которой идет доход), ценности аудитории и группы. И сравнение с показателями прошлого месяца.

18 сентября произошло сокращение дохода сообщества в два с лишним раза без видимых причин – «показы рекламы», ценность аудитории и ценность группы на том же уровне.
18 сентября произошло сокращение дохода сообщества в два с лишним раза без видимых причин – «показы рекламы», ценность аудитории и ценность группы на том же уровне.
То же самое сообщество месяцем ранее. Видно, сколько в среднем зарабатывает сообщество до сокращения.
То же самое сообщество месяцем ранее. Видно, сколько в среднем зарабатывает сообщество до сокращения.
Сравнение дохода схожих по качеству контента пабликов. Верхний паблик попал под сокращение (5 млн. подписчиков), нижний не попал (2 млн подписчиков). Верхний паблик зарабатывает даже меньше, несмотря на то, что там в 2 раза больше показов рекламы. 
Сравнение дохода схожих по качеству контента пабликов. Верхний паблик попал под сокращение (5 млн. подписчиков), нижний не попал (2 млн подписчиков). Верхний паблик зарабатывает даже меньше, несмотря на то, что там в 2 раза больше показов рекламы. 

Причины сокращения

Итак, мы видим резкое сокращение заработка — более чем в два раза. Но важно теперь понять причины. И с этим основные сложности. Примечательно, что нововведение коснулось не всех крупных сообществ, а лишь части — тех, кто зарабатывал больше среднего. Добиться внятного ответа по причинам такого снижения оказалось попросту невозможно. Изучение проблемы собственными силами администраторов на протяжении почти четырех месяцев тоже не позволило выявить какие-то закономерности. Почему нововведение коснулось только крупных сообществ? Почему при тех же показателях сообщества вдруг стали зарабатывать за день в два-пять раз меньше? Действительно ли виноват контент? Какие критерии, чтобы определить качество контента? Почему у одного и того же администратора при одинаковом качестве контента сокращение коснулось только части сообществ? Это лишь короткий список вопросов, на которые никто не ответит.

Однако в середине прошлого года «ВКонтакте» проводила массовый опрос среди администраторов, один из вопросов звучал примерно так: «Сколько вам нужно зарабатывать в месяц, чтобы было интересно развивать сообщество дальше»? Получается, «ВКонтакте» проводит такой опрос, а через несколько месяцев происходит сокращение у тех пабликов, которые зарабатывали выше среднего и у которых больше подписчиков, чем у остальных 95% сообществ.

Действительно ли в этом причина — сказать сложно. Вывод сделан исключительно на основе открытых данных и логических выводов. И обижаться на «ВКонтакте» решение так себе. Давайте будем честны: соцсеть имеет право делать все, что захочет. Правила придумывают сами, пользуешься соцсетью — автоматически принимаешь правила, а изменять их могут в любой момент. Да и в целом эта статья не направлена на обвинение кого-то в разрушении каких-либо проектов — познавательных, научных, образовательных и не очень. Цель статьи — информирование тех, кто планирует инвестиции в паблики во «ВКонтакте» и хочет там развивать сообщества, зарабатывать на них.

Я до конца буду верить, что это какой-то баг, так-как действия «ВКонтакте» лишены всякой логики. Получается развивать сообщества перестает иметь всякий смысл, потому что в любой момент тебе могут обрезать охват, доход или еще что-то, что сделает твое сообщество, в которое ты вкладывал в два раза больше сил, чтобы собрать в два раза больше подписчиков и зарабатывать в два раза больше, равным сообществу, владелец которого прилагал ровно в два раза меньше усилий, чем ты. Это абсурд, я в это отказываюсь верить и уверен, что все скоро вернут обратно.

Л. М., владелец ряда сообществ «ВКонтакте».

И правда, зачем платить конкретному сообществу с многомиллионной аудиторией за рекламу 300 тысяч рублей в месяц, когда можно платить 150 тысяч рублей и тебе все равно должно быть интересно вести сообщество, ведь альтернатива — закрыться и уйти работать в офлайн. Многие именно так и поступают. В другие соцсети дорога закрыта, а у Telegram, хотя мессенджер позволяет зарабатывать уже больше, чем во «ВКонтакте», порог вхождения слишком высокий, нужны большие инвестиции.

Когда все радовались росту трафика «ВКонтакте» из-за блокировки остальных соцсетей, я недоумевал. Я был уверен, что это обернется в первую очередь против нас. «ВКонтакте» будет искусственно понижать доход сообществ, так как уйти уже будет некуда. Хотя раньше условия предлагались такие, чтобы было больше интересно развивать сообщество в «ВКонтакте», а не страницу в уже запрещенной на территории России Instagram (принадлежит Meta – признана в РФ экстремистской организацией и запрещена). Сегодня обрезали доход сообществам на 5 млн подписчиков, завтра обрежут доход сообществам на 2 млн. Пока не достигнем точки, при котором развивать сообщество все равно будет немного выгоднее, чем работать в офисе. И касается это всех администраторов, которые сейчас зарабатывают больше, чем офисный работник. Не понимать это весьма глупо.

А. П., владелец ряда сообществ «ВКонтакте».

В последнее время я вижу рост рекламодателей в несколько раз. Но и рост рекламных охватов, тоже, в несколько раз. Не знаю что именно делает ВК с авторами, но вижу что в ленте стало много больше пользователей и это число уже давно не падает. Средняя стоимость CPM сейчас и год назад примерно одинаковая. Кликабельность упала процентов на 20-30, но это больше из-за нововведений ВК, а не из-за авторов или конкуренции, поэтому и стоимость клика поднялась.

Феликс Зинатуллин, Церебро Таргет

Хотя гипотеза с багом выше кажется заманчивой и в это хочется верить, едва ли она может оказаться правдой, да и оттока рекламодателей тоже не наблюдается, наоборот – есть рост. «ВКонтакте» за последнее время известна рядом сомнительных решений, соцсеть уже не в авангарде, как при Дурове, когда некоторые его решения копировал даже Facebook (принадлежит Meta — признана в России экстремистской организацией и запрещена). И я сейчас не только про NFT от «ВКонтакте», который вызывает лишь ухмылку.

С момента запуска «умной ленты» «ВКонтакте» не смогла наладить работу алгоритмов так, чтобы это не вызывало массу вопросов. В 2019 году я уже критиковал ленту и могу с уверенностью сказать: критики со временем стало только больше.

Чтобы понять всю плачевность ситуации, достаточно одного примера: паблик А с помощью парсера (автоматический постинг) все копирует у Паблика Б, при этом имея меньшее число подписчиков, но скопированные посты получают больше охвата, чем оригинальные. И это далеко не исключение, таких примеров сотни. Просто в один момент «ВКонтакте» подкрутила алгоритмы, и один паблик резко стал более активным, чем второй.

Статистика Паблика А. Сколько охвата будет собирать конкретный паблик зависит исключительно от решений «ВКонтакте» и настройки ленты. 
Статистика Паблика А. Сколько охвата будет собирать конкретный паблик зависит исключительно от решений «ВКонтакте» и настройки ленты. 

Виновата умная лента или вышеописанный подход «ВКонтакте», но огромное число сообществ закрывается каждый день. И это лишь часть полного списка пабликов, которые были «брошены», а подписчики «перелиты» в другие паблики. Согласитесь, не каждый администратор захочет продолжать работу, когда паблик с меньшим числом подписчиков крадет у тебя весь контент, но набирает стабильно больший охват.

Порой создается впечатление, будто «ВКонтакте» сама не понимает, что делает, и двигается на ощупь. Так, 13 декабря «ВКонтакте» объявила об изменениях в «Партнерской программе» (так называется основная система монетизации), о том, что она «становится доступнее» и «дает больше возможностей», а уже на следующий день из-за обилия негативных комментариев со стороны администраторов мелких сообществ отменяет свое решение. Получается, «ВКонтакте» часто принимает решения, не уделив достаточно времени изучению вопроса, и вынуждена потом отменять свое же решение, поскольку представители соцсети попросту не способны обосновать его.

Примеров на самом деле очень много: распиаренный «Прометей» уже никак не помогает авторам; за смену тематики раньше попросту блокировали сообщество, а теперь разрешили свободно ее менять; несколько лет объясняли, что красть контент нельзя, наказывали за это самым жестким образом, а теперь разрешили, по сути, всем копировать контент без последствий; ввели непонятных экспертов для формирования тематических лент, потом их убрали. Продолжать список можно очень долго.

Возвращаясь к основной проблеме статьи, можно резюмировать, что шаг «ВКонтакте» по сокращению доходов без объяснения причин возымеет очень негативное влияние. Как уже было сказано выше, развивать сообщества во «ВКонтакте» теряет смысл, так как нарушены основы принципов и развития. Человек не будет усердно работать, собирать средства на покупку четырехкомнатной квартиры, чтобы потом в один день она стала двухкомнатной, ведь так кому-то показалось справедливее и разумнее. Остается надеяться, что «ВКонтакте» изменит свой подход коренным образом, избавится от менеджеров среднего звена, которые создали непонятную атмосферу страха и поощрения подхалимства, и, наконец, предложит более прозрачную систему расчета доходов. А я об этом обязательно сообщу в своем блоге.

А тем администраторам пабликов, которые чего-то боятся и не высказывают свое мнение, я оставлю фразу. Впервые я прочитал ее на стене Павла Дурова в уже далеком 2011 году.

Насколько человек побеждает страх, настолько он человек.

Томас Карлейль
2323
31 комментарий

Блин, спецом зарегался для этого. Вы заколебали стонать. 99% этого контента, что пилят эти администраторы - говно. Я не говорю, что ВК хорош отбирая бабки, но такая мера явно подостудит пыл коммерческих писак. ВК Дуровым, я так думаю, была создана для того, чтобы делиться личными фоточками, креативчиком, и тд смешнявками. Сейчас это куча коммерческого дерьмища от людей, которых я не знаю.Компаний, которые мне не нужны, товара, который нахер мне не впёрся. Я кончил.

10
Ответить

А вы знаете про какой паблик речь? Или все паблики под одну гребенку? И правильно ли обвинять администраторов в том, что они постят, если ВК дает больше охват такому мусору? Справедливости ради, в прошлом году алгоритмы учитывали не просто лайки, но и "полезность контента". Все было хорошо. В один день все опять изменилось. Алгоритмы решают, что постить, администраторы следуют за этим просто.

1
Ответить

Дуровым, я так думаю, была создана для того, чтобы делиться личными фоточками, креативчиком, и тд смешнявкамиНу да, может и телеграм был создан чтобы с друзьями переписываться? А не для того чтобы зарабатывать миллиарды на этих людях 🤭

Ответить

Ага, они посмотрели, что у инсты есть лента-помойка и сделали такую же.

Ответить

Продал все 3 года назад... И по ходу не ошибся! Про атмосферу страха не могу подтвердить, но у меня мелкие паблики были, я и не общался с представителями вк.

3
Ответить

Сколько было суммарное количество подписчиков и примерный доход за месяц 3 года назад?

Ответить

вк как соц сети вымерла для меня ровно в тот момент как тг появился.

1
Ответить