Вы все неправы: про вечный спор пабликов и ВКонтакте

Привет! Я тоже прочитал очередной текст с жалобой админов пабликов на соцсеть. Тема не нова — абсолютно — и это даёт пространство и глубину, чтобы высказаться.

Меня зовут Арсений Ашомко, я много лет наблюдаю за развитием этих отношений — с первых пабликов, где я делал рекламные спецпроекты для брендов ещё в 2012 году. Позже я возглавлял медиакомпанию tigermilk, у которой был десяток сообществ с миллионом и больше подписчиков. Я инвестировал в паблики с потенциалом. Наконец, в 2018—2019 годах я даже успел побыть профильным топ-менеджером ВКонтакте.

В общем, ситуацию видел с разных сторон и считаю, что уже много лет как диалог не просто идёт, а глубоко зашёл в тупик.

Дилемма заключённого

Дилемма заключённого (англ. Prisoner's dilemma, реже употребляется название «дилемма бандита») — фундаментальная проблема в теории игр, согласно которой рациональные игроки не всегда будут сотрудничать друг с другом, даже если это в их интересах. Предполагается, что игрок («заключённый») максимизирует свой собственный выигрыш, не заботясь о выгоде других.

Википедия

Чтобы у индустрии всё было хорошо и тем более стабильно хорошо, требуется очень хорошее взаимодействие сторон, а главное — взаимное доверие. Однако так называемые админы и представители ВКонтакте годами, по меньшей мере, непрекрыто лукавят друг другу. Здесь нет никаких моих инсайтов — чисто наблюдение со стороны.

Одни травят байки про «делайте качественный контент» и «нет-нет, мы ничего в системе монетизации и алгоритмах не меняли», вторые утверждают, что «вкладываются в качество и развитие», хотя фактически не первый год фигачат всё то же (а мир-то изменился, и не раз).

Кто реально развивался — давно уже развился во что-то за пределами ВКонтакте. Давайте вспомним, что целая глобальная компания inDrive начиналась с группы по поиску попутчиков.

Вместо реального развития продукта и открытого диалога — каждый играет в свою игру, никак особо не координируясь. Лишь чуток смущаясь делать совсем уж резкие шаги. Режем хвост и косты по кускам.

С чего бы начать?..
С чего бы начать?..

Нет видения

На мой взгляд, главная проблема бизнеса пабликов — отсутствие видения. Можно не так уж быстро развивать продукт, но нельзя не говорить о том, как собираешься это делать.

Видение даёт не только внутреннюю дисциплину и азарт команде, но и привлекательность вовне. Менеджеры ВКонтакте тоже люди (инсайт!), и им тоже хочется работать с интересными проектами. А если твой продукт не меняется годами, то при прочих равных это просто наскучивает. Так и хочется переключиться на тех, в ком есть драйв и жизнь.

В середине десятых было много ярких концепций: новые медийные бренды и лидеры мнений (MDK), мультиканальные медиа как альтернатива классическим, мета-СМИ (ранний «Лентач»). Пять лет назад о себе как о силе заявили региональные и городские паблики. С тех пор, собственно, вообще ничего нового не появилось.

Пять лет уныния и устаревания не могут пройти без следа. Даже на YouTube — платформе, которая уж точно умеет работать с алгоритмами и интересами — старые стагнирующие проекты умирают (привет обзорщикам видео! Макс, Стас, вы где?). Так что если ВКонтакте спустя столько лет рядовые паблики вообще что-то зарабатывают — это уже очень щедро.

Вы все неправы: про вечный спор пабликов и ВКонтакте

Справедливости ради, у ВКонтакте видения развития пабликов тоже нет (во всяком случае публичного и декларируемого). Но тут, оглядываясь на прошлый аргумент, переходим к следующему.

Могут себе позволить

Однажды я пришёл к большому начальнику и стал аргументированно объяснять ему, что продукт его компании идёт не туда. Это был мудрый человек, он выслушал меня и сказал: «Возможно, ты прав. Но может быть и нет. Зато я точно знаю, что все предыдущие годы мы именно в таком режиме достигали наших целей. Так почему я должен именно сейчас поверить именно тебе?» Мне нечего было возразить. Обидно, но он прав (тем более, что важно учитывать цели — их мы не всегда знаем извне).

Вы все неправы: про вечный спор пабликов и ВКонтакте

Мы все имеем своё мнение, но у нас нет ни полных данных, ни ответственности. Утверждать, что ВКонтакте продуктово неправ — это не серьёзнее разговоров о погоде. У нас нет цифр, которые бы говорили, что старые паблики зачем-то нужны (а у них уже нет Имён и идейной привлекательности, которые могли бы быть значимее цифр). И мы не можем спорить с тем, что сейчас в целом сеть чувствует себя на российском рынке хорошо (по многим аспектам, включая рекламные бюджеты, фактически монополистом). Не столь важно как, но это получилось, и это факт. Так почему именно сейчас и именно в этой части они должны решить, что действуют неправильно?

Непрошенные советы

И всё же мне грустно, что эта история сейчас там, где она есть. С одной стороны, паблики всё равно дали Рунету и нашей культурной среде многое. Ряд проектов, появившихся изначально ВКонтакте, давно и далеко ушёл вперёд за пределы соцсети.

Но с другой стороны, было бы здорово, если бы сам по себе формат не медленно увядал, а развивался дальше.

Поэтому если кому-то важно моё мнение, дам три совета — сразу всем.

1. ВКонтакте

Будет здорово всё-таки разделять безликие проекты-клоны и тех немногих (пусть даже возрастных), которые могут быть и оставаться сильными медийными брендами, интересными историями и ориентирами. Это по большей части пиар, а не бизнес-проекты, но свои звёзды любой платформе нужны. И по части пабликов было бы круто тоже иметь несколько красивых знамён — это же не вместо блогеров и клиперов, а вместе.

2. «Тем немногим»

Кто делает не штамповку, а проект с душой и классной историей — ну, проявите себя, расскажите ещё раз о себе, продайте себя, свою историю и концепцию менеджерам и команде ВКонтакте. Повторюсь: там работают люди, и им хочется работать с классными — так что не требуйте, не говорите через губу и забейте на обиду, перезагрузите отношения и убедите, что вы не закончились, а в самом расцвете сил!

3. Остальным

Если вы занимаетесь штампованным контентом — прогресс даёт вам шанс быстро перейти с дешёвых контентщиков на ещё более дешёвые нейросети. Только в этом случае вы сможете не только улучшить финансовые показатели, но и переизобрести свой бизнес. А возможно — приобретёте опыт и технологии работы, которые подтолкнут вас к новому бизнесу, в котором не надо будет дежурно грустить в каждом сообщении или статье про соцсети.

Голливудские звезды набирают тысячи лайков. Сколько наберёт эта полезная статья по делу?

36K36K показов
4.1K4.1K открытий
11 репост
64 комментария

Статья ниачом, просто лужица воды, в которой плавает словесный мусор. Дизлайк

Ответить

Такое же впечатления сложилось, не увидел проблемы, которую раскрывает автор.

Ответить

Вода бесплатная, радоваться должен.

Ответить

+
словесный понос

Ответить

Проблема ВК хорошо видна даже по этому посту.

В нормальной соц. сети ты можешь быть маленьким и уже зарабатывать копеечку, которая будет тебя мотивировать развиваться. Условный Вася Пупкин со 100 подписчиками может заработать на пирожок и понять, что его труд оценен. В ВК же все ниже топа автоматически относятся к категории мусора и бесплатных рабов. А топы в свою очередь делятся на тех, что нравятся кому-то из менеджеров ВК и нет. Бюрократия вместо здоровой конкуренции и голосования пользователя рублём.

ВК явно даёт понять, что без миллионных вливаний тебя тут никто не ждёт. А за внешние ссылки мы тебе всё обрежем, чтобы ты не смел что-то там в обход ПП рекламировать, ведь ты всё ещё раб, хоть и чуть более привилегированный. В итоге ничего большого вырасти не может, т.к. всё малое убивается на стадии, когда должна появляться и укрепляться мотивация.

Ответить

Ну это какая-то частичная логика. Мы говорим про партнёрку? Тогда где это Вася Пупкин со 100 подписчиками что-то получает? В какой такой сети?

А если не про партнёрку, так тут надо самим развивать рекламный формат тоже.
К рынку вопросов нет — к сожалению, именно сами паблики в своё время сформировали очень пренебрежительное отношение к рекламе в них.

Тут рынок с десятилетней историей, которая была насыщенная и разная. Тут гигантское количество наслоений и нерешённых проблем. Но они точно не решаются словами "ВК верни охват".

Ответить

А нормльгая соцсеть это, простите, какая? Фб? Инст? Жж?

Ответить