В мой Телеграм-канал налили ботов за 3 000 руб: неудачная реклама

Я принесла вам кейс про то, как я неудачно купила рекламу блога в Телеграм-канале с маркетинговыми новостями. Спонсор кейса — моя лень, ведь канал натурально орал, что в нем не нужно покупать рекламу. Однако я зажмотила 10 минут на проверку, потому что в TGStat во вкладке «Эффективность рекламы» увидела рекламодателей, которым доверяю. После этого мозг дал добро оплатить в кассу 3 000.

Меня зовут Троицкая Ксения, я маркетолог: 13 лет управляю отделами, работаю в командах и на себя. Веду канал «Маркетинг без мракобесия» — про то, как растить бизнес или частную практику систематично, без надрыва и магического мышления. Подписывайтесь, обычно канал всем нравится.

А еще расставим точки над «и». Я не специалист по закупке рекламы, не рассказываю о продвижении в Телеграм и не обучаю этому клиентов — это не моя специализация. Ошибки — часть пути, который я прохожу самостоятельно до того, как передам функцию закупки трафика специалисту. Информация из кейса актуальная для тех, кто собирается запускать рекламу и хочет посмотреть, какие ошибки бывают.

____

В ночь перед рекламой черт меня дернул посмотреть детальную статистику канала. Смысла в этом не больше, чем закусывать суфле селедкой, но пути разума неисповедимы. Поэтому я открыла TGStat.

Если не присматриваться, сводная статистика выглядит неплохо. Но если смотреть чуть дольше 3 секунд, можно увидеть, что за неделю прибавилось больше подписчиков, чем за месяц. Первая мысль: в период 29 мая-4 июня (неделя) пришло больше подписчиков, чем в период 1-4 июня (месяц). Но в подробной статистике такие цифры июня отсутствуют, а другие варианты выглядят как математический парадокс.

Название канала не указываю, так как это не разоблачение, а рассказ о неудачном опыте
Название канала не указываю, так как это не разоблачение, а рассказ о неудачном опыте

Идем в «Подписчиков» и смотрим рост за все время. Выглядит неопасно: кажется, что сначала шел набор аудитории, затем админ пытался удержать количество, перекрывая отписки подписками, а после забросил канал.

От падения в бездну его сдержал резкий всплеск активности: за 2 дня (30 и 31 мая) людей стало больше. Что ж, приговор выносить рано. Возможно, в этот день была массовая закупка рекламы или автор опубликовал удачную статью на внешней площадке.

Еще 29 мая подписчиков было 6 773, 30 мая — 7 041, а 31 произошел головокружительный рост
Еще 29 мая подписчиков было 6 773, 30 мая — 7 041, а 31 произошел головокружительный рост

Однако в «Просмотре по часам» ничего не указывает на приход трафика — не упоминаний в других каналах, ни социальных сетей, ни внешнего трафика или TG ADS.

Остается надежда, что внешний трафик был неверно размечен и поэтому не отобразился в TGStat, но и она начинает таять
Остается надежда, что внешний трафик был неверно размечен и поэтому не отобразился в TGStat, но и она начинает таять

Для верности смотрим вкладку «Привлечение подписчиков» и убеждаемся, что закупки не было.

Помогите Даше найти размещения
Помогите Даше найти размещения

Ну и раз мы оказались на этой вкладке, давайте посмотрим что тут как.

Из первого упоминания марта становится понятно, что канал был на продаже. Не смертельно, но на всякий случай стоит подозрительно наморщить лоб.

Интересно, что добрая часть из 500 размещений, это размещения в 2-3 больших каналов, которые, возможно, входят в сетку владельца — я не проверяла
Интересно, что добрая часть из 500 размещений, это размещения в 2-3 больших каналов, которые, возможно, входят в сетку владельца — я не проверяла

Поехали дальше.

Кажется странным, что канал с маркетинговыми новостями активно размещался в больших каналах по психологии — их десятки. Еще через 30 секунд листания отметок становится понятно, что раньше в канале писали про популярную психологию. Значит, моей аудитории там почти нет, даже если представить, что в остальном все было бы ок.

Интересно, что размещение было в накрученных каналах — от осинки, как говорится, глупо ждать апельсинок — это я про то, что вероятность прихода ботов с таких каналов велика
Интересно, что размещение было в накрученных каналах — от осинки, как говорится, глупо ждать апельсинок — это я про то, что вероятность прихода ботов с таких каналов велика

Что ж, айда во вкладку «Эффективность рекламы». Поверхностно все снова выглядит хорошо.

А главное — стабильно. А это как говорится — признак мастерства
А главное — стабильно. А это как говорится — признак мастерства

Но надо раскрыть и убедится.

Что видим: пост выходит в 9 утра, когда админ канала сладко спит. Пока встал, покушал — уже обед. Пора и сервис по накрутке ботов запустить. Сразу после публикации в течение нескольких часов притока людей нет, хотя практика показывает, что самый мощный приход как раз в первые 1-2 часа после публикации и после перекрытия рекламного поста постом автора. Здесь же компактненько уложили весь приход в 2-3 часа.

Сомнения развеивает то, что картина повторяется у других рекламодателей
Сомнения развеивает то, что картина повторяется у других рекламодателей

Остается посмотреть охват (ну или начать с него: кому как нравится). В этой вкладке обнаруживается, что он стандартно одинаковый, как и количество реакций.

После изучения канала я не сомневалась, что реклама пройдет так:

— Выход в 9:00 и тишина до обеда.

— В обед или после 2-3-часовой наплыв ботов.

— Придет 50-60 мертвых душ.

— Я получу от 32 до 39 реакций и от 2,4к до 2,6к охвата.

В итоге первые боты пошли после 12:00, а охват застыл на отметке 2,6 ближе к вечеру. То, что мой пост перекрыл пост автора ничего не изменило, хотя по логике и опыту прошлых закупок охват у рекламного поста должен подрасти.

Ну и реакций само собой сколько и предсказывала — 35 штук
Ну и реакций само собой сколько и предсказывала — 35 штук

Когда боты пришли, я начала отсматривать их в «Недавних действиях». Отличительная черта — все боты пришли строго по пригласительной ссылке. Обычно так не бывает, если в крео есть ссылки на посты — по моему опыту люди чаще приходят именно через них.

Ботов объединяет несовпадение имени и фото, если оно есть: на аватарке женщина, имя мужское. Еще у всех одна аватарка. Живые люди склонны менять фото и не удалять старые из профиля. Чаще аватарка — рандомная картинка. Но имена на удивление нормальные — арабов нет.

Не исключено, что среди пришедших есть живые люди, которых подписали. Живость людей ситуацию не спасает, поэтому можно смело относить их в категорию ботов
Не исключено, что среди пришедших есть живые люди, которых подписали. Живость людей ситуацию не спасает, поэтому можно смело относить их в категорию ботов

Итого я получила 56 ботов по 53 рубля. Дороговато, конечно — если покупать напрямую у сервисов, можно было бы взять по рублю за штуку)))

Все по ссылке как на подбор
Все по ссылке как на подбор

Что я сделала, когда получила пачку ботов?

Ничего.

Масштаб трагедии незначителен — закрывать канал, немедленно кидаться чистить — в конкретным случае нерационально. Боты отвалятся сами спустя время: пока я пишу эту статью вижу, что процесс начался.

Вывод прозаичен: лучше потратить время и проверить канал как положено, чем любоваться на ботов и грустить по слитому бюджету. Проверка дает больше шансов получить нормальный результат, хоть и не гарантирует его.

В моем кейсе один виновник — я, потому что поленилась вникнуть в статистику — а в ней есть что поподозревать. Моральные качества админа канала оставлю на его совести.

На этом все)

22
6 комментариев

Очень интересная ситуация, Ксения. Действительно, нужно было бросить этот канал ещё на раннем этапе анализа. У меня есть статья как раз по теме анализа и подбора каналов, там 10 критериев. Многим она понравилась.

Буду рад, если и Вам она пригодится в дальнейшей работе!

1
Ответить

Денис, спасибо)
Ну зато теперь я умнее)

1
Ответить

Плавали-знаем)) Был такой опыт с разными каналами, когда накручивали ровно 100-200 ботов быстро и не стесняясь. Так что теперь тоже дотошно изучаем статистику и вообще наблюдаем за каналом какое-то время до закупки

1
Ответить

Я тоже щас стала складывать в отдельную папку каналы и дней 5-7 читать)

1
Ответить

4/10

1
Ответить

🧐

Ответить