Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Результаты исследования, проведённого среди представителей digital-отрасли.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Недавно CMS Magazine и Workspace подвели итоги исследования, направленного на выявление наиболее стрессовых факторов, которые проявляются при общении в соцсетях, мессенджерах и в деловых переписках.

В качестве респондентов выступили представители digital-агентств, пребывающие на различных уровнях карьерной лестницы. Основной акцент был сделан на основателей компаний и топ-менеджмент, однако среди опрошенных фигурировали и сотрудники, занимающие другие ниши — от штатных специалистов до фрилансеров. Всего в опросе приняли участие 446 человек.

Вопросы исследования были направлены на получение информации об отношении человека к различным ситуациям, которые могут произойти с каждым в процессе коммуникации с собеседниками — от фамильярного отношения со стороны незнакомца до раздражающих привычек других людей.

Насколько важно письменное приветствие

Несмотря на относительную молодость digital-сферы в целом и многих её представителей в частности, отношение к приветствию, которое содержат письма, оказалось достаточно щепетильным — около трети опрошенных людей заявили о том, что могут испытать раздражение, если собеседник проигнорировал приветственный этап.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

При этом женщины чаще высказывали мнение, что отсутствие приветствия в письме вызывает негатив.

Как ты меня назвал?

Перепутали имя — с кем не бывает? Однако, как показали результаты опроса, велики шансы на то, что вы даже не узнаете о своей ошибке — более половины респондентов сообщили, что, обнаружив такую ошибку, не станут поправлять собеседника.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Отсюда вытекает следующий вопрос — а вы уверены, что правильно помните имена всех адресатов своих писем?

Улыбайтесь — это всех раздражает (с)

Смайлы давно уже вошли в обиход, но вполне ожидаемо, что они применяются для неформального общения, поэтому авторы исследования решили проверить, насколько уместны такие элементы коммуникации в деловых переписках.

Результаты подтвердили догадку, что использовав смайл, вы повышаете шансы получить в ответ раздражённую реакцию собеседника — около трети респондентов (31,2%) не испытывают восторга от такого поворота событий.

При этом процент сторонников смайлов оказался неожиданно мал — чуть более 6%. Большинство опрошенных заняло буддистскую позицию — 62,6% относятся к использованию смайлов нейтрально и не станут спешить с зачитыванием собеседнику лекции о деловом этикете.

Однако, если говорить о срезе респондентов, пребывающих в возрасте до 25 лет, здесь категоричность проявляется в большей мере — количество равнодушных уменьшилось, и соответственно, увеличились доли сторонников и противников использования смайлов в деловой переписке.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Эмодзи также в целом повторили судьбу смайлов — далеко не всем по душе их применение в деловых переписках и чатах. В результате оказалось, что почти 15% опрошенных драматично закатывают глаза, видя анимированное жёлтое лицо или пляшущую курицу.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Ты или вы

Ещё на заре развития интернета пользователи разделились на два лагеря — одни считали, что, находясь по разные стороны монитора, допустимо обращаться к собеседнику максимально демократично, без «выканий», другие же оказались сторонниками переноса в онлайн ценностей, характерных для панибратского общения.

Баланс не найден до сих пор, и было просто жизненно необходимо необходимо разведать ситуацию. Результаты оказались подозрительно близки к данным по использованию смайлов.

Видимо, нелюбовь к смайлам подразумевает и соблюдение традиций при общении.

Вполне ожидаемо количество противников «тыканий» возросло при опросе людей в возрасте более 50 лет.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Обратите внимание, что в этой возрастной категории, помимо негативной, можно нарваться лишь на толерантную реакцию — одобрения вы не получите. При этом молодёжь оказалась более терпимой, что вполне ожидаемо. Объём раздражённых фамильярностью людей в этом срезе — менее 20%.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Ударим мемами по трудолюбию

Признайтесь, у вас ведь есть хоть один знакомый, который пусть не часто, но регулярно кидает вам мемасики? В том числе в рабочее время, да? Тогда сравните собственные ощущения с результатами исследования — этой теме была посвящена отдельная ветка вопросов. В целом результаты оказались небезнадёжны — 20,4% респондентов пока далеки от превращения в роботов.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

При этом вполне ожидаемо, что директорский состав респондентов исследования оказался максимально нетолерантным к такой форме общения, однако опрошенные начальники проявили редкую полярность в отношении «не нравится» и «всё равно» — результаты оказались строго идентичными.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Сложно не позавидовать подчинённым 4,4% опрошенных директоров — там наверняка можно и на ходулях по офису передвигаться.

Звонить или не звонить — вот в чём вопрос

Если раньше решение рабочих вопросов с помощью электронной почты считалось признаком слабости и робости, то сейчас, как оказалось, большинство людей отдаёт предпочтение отправке сообщений — необходимость делать телефонные звонки отмирает, как динозавры.

Как иначе объяснить тот факт, что лишь чуть больше 16% опрошенных предпочитают решать вопросы посредством телефона? Разумеется, общей тенденцией это не станет, но подобное явление можно заметить во многих сферах, а не только в digital-отрасли. Интроверты ликуют.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Вполне ожидаемыми оказались ответы на аналогичный вопрос, который был задан фрилансерам — среди людей, работающих на удалёнке, менее 7% оказались сторонниками телефонных разговоров на рабочие темы.

Из всех опрошенных наибольшую любовь к телефонным рабочим разговорам испытывают специалисты — объём раздражённых среди них примерно тот же, но за счёт уменьшения доли нейтрально настроенных, увеличился процент людей, толерантно относящихся к телефонным звонкам.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Не смотри ему в глаза

А вот следующие результаты оказались достаточно неожиданными. Хотя бы потому, что противоречат информации, которая продвигается многими бизнес-тренерами и прочими авторитетными источниками. Оказывается, торговаться лицом к лицу, отслеживая невербальные реакции собеседника, актуально уже только на рынках. Иначе как ещё трактовать ответы на следующий вопрос?

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Чуть более четверти опрошенных считают, что сложные деловые переговоры нужно проводить при личной встрече — прочие предпочитают использовать телефон или мессенджеры.

Личное время — миф или принципиальный момент

Каждый из нас знаком с ситуацией, когда в вечернее время или по выходным кто-то из коллег, проигнорировав инстинкт самосохранения, начинает писать по рабочим вопросам. Поэтому приходится отвечать, поставив фильм на паузу, метнув пивную кружку в стену или отложив топор. Или не отвечать? Именно это и попытались выяснить авторы исследования.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Вполне ожидаемо, что наиболее понимающими оказались люди, занимающие руководящие должности — количество раздражённых людей среди них не превысило 5%.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Ну давай, жми на Enter, я же знаю, что ты хочешь

Наверняка каждому читателю знакома ситуация, когда от собеседника транслируется подобный поток мысли:

— Привет

— Как дела?

— Какие планы...

— на выходные?

— А.

— Вот ещё что хотел спросить.

— Пойдем в музей пыток?

Налицо Enter-недержание, и всё, что могло войти в одно сообщение, растягивается в ленту, напоминающую берестяную грамоту, — прокручивать придётся долго. Как видно по диаграмме ниже, респонденты в целом проявили солидарность, а 0,7% из них, продемонстрировавшие положительное восприятие, — скорее всего, как раз те, кто любит жать на кнопку отправки сообщения, прежде чем на горизонте показалось окончание мысли.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Когда вежливость — порок

Ещё один феномен, сопровождающий онлайн-общение, выражается в отправке сообщения «Привет», после чего наступает тишина. То ли человек ждёт ответного приветствия, то ли в него попал метеорит — остаётся только догадываться. Но последствия такого поведения узнать намного проще, чем причину, и итоги таковы, что более половины опрошенных начинают недолюбливать собеседников в такие минуты.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Билеты на экспресс до ада заказать можно только через голосовое сообщение

И раз уж оказалась поднятой тема наиболее стрессовых стратегий поведения в онлайн-общении, сложно избежать одной из самых неоднозначных его сторон. Речь идёт о голосовых сообщениях. То, что задумывалось как способ облегчить донесение информации до собеседника, превратилось в бич, под воздействием которого люди сидят в шумном вагоне метро, прижимая к уху торец смартфона, а потом, перекрикивая окружающие звуки, надиктовывают в том же направлении ответ.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Как оказалось, поклонников этого способа коммуникации не так уж много. Значит ли это, что у человечества есть шанс? Не факт.

Без стука не звонить

Если раньше телефонный звонок был способом подтвердить встречу, то теперь сообщение, отправленное с помощью мессенджера, является согласованием скайп-колла. Неважно, нравится ли это вам или нет — это факт.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Вероятность получить раздражённую реакцию, позвонив без предупреждения, составляет как минимум 50 на 50. Готовы рискнуть в следующий раз?

Долго сказка сказывается — ещё дольше дело делается

Существует определённая категория людей, которые просто не могут сразу сказать о том, что хотят, — им всегда нужно вывалить на собеседника «предварительные ласки», прежде чем перейти к сути разговора. В итоге они будут пять минут интересоваться планами на лето, здоровьем кошки, спрашивать о том, когда следующий ремонт, и лишь потом попросят денег в долг. Подобные стратегии встречаются часто и мало кому они нравятся — в этом можно убедиться, взглянув на диаграмму ниже.

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

И если в общей массе учитывались ответы и людей в возрасте, которые либо любят поболтать, либо отличаются терпеливостью и воспитанием, то результаты ответов молодежи показали полнейшее отсутствие толерантности по отношению к такому поведению — в категории «до 25 лет» оно не нравится никому.

На основании полученных сведений об отношении людей к тому или иному поведению, можно сделать ряд выводов, касающихся стратегии поведения при общении с человеком, чьи предпочтения в коммуникации неизвестны:

Исследование: что раздражает онлайн-собеседников

Выводы

На основании полученных сведений об отношении людей к тому или иному поведению можно сделать ряд выводов, касающихся стратегии поведения при общении с человеком, чьи предпочтения в коммуникации неизвестны.

  • Не забывайте здороваться в первом за день письме.
  • Если не уверены, что помните имя адресата письма, лучше не используйте обращение — это может стать причиной большого заблуждения в дальнейшем.
  • Не используйте смайлы, пока не достигли определённой стадии в общении с собеседником.
  • Не «тыкайте», по крайне мере если это не согласовано с собеседником.
  • Не все любят мемы, поэтому оставьте их для совсем уж близких друзей.
  • Иногда лучше написать, чем позвонить. Если хотите звонить через мессенджер, предварительно спросите у собеседника о том, удобно ли ему говорить.
  • Не удивляйтесь, если собеседник предлагает обсудить важный вопрос с помощью переписки.
  • Не будьте спонтанными в общении через мессенджеры — не у всех выключены звуковые уведомления.
  • Пишите кратко, но ёмко, не распыляясь на посторонние темы.
  • Используйте голосовые сообщения, только если уверены, что собеседник одобряет такой способ коммуникации.

В качестве основы для опроса была использована совместная база данных CMS Magazine и Workspace.

2828
22 комментария

Хорошая работа, спасибо. Слегка запутывает использование цветов. Ваш дизайнер "красным" обозначал максимальную долю респондентов. Возможно, всем было бы удобнее, если бы "красным" маркировался предмет исследования = раздражение. Т.е. на всех диаграммах, "раздражённые" помечались бы "красным", нейтральные ответы - допустим, фиолетовым (им "фиолетово"), а позитивные ответы - зелёным... Такой специализированный светофор.. Чтобы с полувзгляда читать диаграмму.. Ещё раз, спасибо.

8

Отличная идея, спасибо! Жаль, не пришла нам самим заранее. :(

2

Отсутствует очень важный опрос "бесит ли вас безграмотность в письмах\сообщениях?". Когда вместо троеточия ставят две точки ".." или когда новое предложение с маленькой буквы начинают или не ставят совсем очевидные запятые.

5

Или когда многоточие называют троеточием

11

я всегда считаю точки и меня дико раздражает когда я их недосчитываюсь!!

3

Мне кажется, безграмотность - это отдельная тема. Обширная такая. Ошибки не только в письмах и мессенджерах. Они кругом: в статьях, в презентациях и даже контекстной рекламе. И, конечно, они беспокоят не только граммар-наци.

Или когда используют обратный слэш вместо обычного...