Как раскрутить Telegram-канал и заработать на нём. Практическая методология
Привет, я Миша, занимаюсь коммерцией в медиа больше 10 лет. Знаю, как устроена работа СМИ и в Telegram в частности.
Эта статья собрана из нескольких небольших глав будущей книги о работе в Telegram. Сейчас мы рассмотрим углубленные механики продвижения, ведения и коммерции в Telegram. То есть материал слегка раздроблен, но довольно детальный и полезный.
Оглавление
Как подбирать каналы для продвижения в Телеграм
Перед тем как купить рекламу в канале, канал нужно проанализировать на накрутку и потенциальную эффективность. Перед тем как анализировать, разумеется, сначала нужно подобрать каналы, ваш КЭП. Задача кажется довольно простая, однако кроет в себе ряд подвохов.
Подвох первый
Не все каналы, готовы размещать другие каналы. Боятся админы, что вы уведёте у них читателей. Некоторые почему-то не берут рекламу от молодых каналов. Что ж оставим это на совести их интеллекта.
Подвох второй
Идеально подходящие по вашей теме каналы — ваши прямые конкуренты. Они тоже могут отказать в размещении или поставить заградительный ценник, в 10-20 раз дороже их же прайса. Будьте готовы к этому, это нормально. Еще сложности с маркировкой, документами и тд.
Методология
С подвохами разобрались, идём дальше. Например, вы завели канал о путешествиях. Когда обработали другие каналы о путешествиях, давайте подумаем, где еще может сидеть ваш подписчик?
Очевидно, надо поискать каналы с красивыми местами разных стран. Ищем в поиске “красивые места”, “пляжи Мира”, “Красивые пейзажи” и тд. Ладно, что ещё? Где может обитать путешественник? Ищите каналы про миграцию, помимо релокантов их читают и заядлые путешественники.
А теперь, проявим смекалку. Путешественник, он кто? Средний портрет: м/ж, старше 23 лет, работает, и скорее всего много. На работе устают, от работы выгорают. Чтобы не слететь с катушек, от работы надо отвлекаться, как вариант - иронизировать над этой работой. Ищите каналы с юмором о работе. Юмор о конкретных должностях или сфере. Бухгалтеры, продажники, менеджеры, секретари и тд. Это целый пласт людей, мечтающих о путешествии, хотя бы виртуальном.
Ровно такой же принцип можно провернуть по любой теме, ищите закономерности и не ограничивайтесь каналами конкурентов. Кстати, у меня тут на VC есть статья о бесплатных методах продвижения в ТГ.
Важнейший показатель для анализа тг-каналов
Почему-то большинство экспертов и моих коллег при анализе канала перед покупкой рекламы фокусируются только на базовых метриках: подписчики, просмотры, ERR, ER, анализ привлечения подписчика (где размещался канал) и всё. Все показатели можно отследить в tgstat.ru или telemetr.me.
На мой взгляд выделить какую-то одну метрику и назвать ее важнейшей нельзя, но одной из можно, это график просмотров публикаций. Да этот показатель тоже можно накрутить, да его надо смотреть после анализа других метрик и только в совокупности, но именно он в половине случаев собирает всю картину воедино.
Нормальный график
На скриншоте - график просмотров у постов моего канала "Будни медиаменеджера" по часам. В первый час стабильно 45-50% подписчиков читают новый пост. Далее резкий спад и дочитывают по мелочи каждый час.
Так происходит потому что у части пользователей включены уведомления, часть пользователей видит канал поднятым в ленте чатов в самом верху, поэтому читают сразу. Остальные дочитывают позже, кто-то просто занят, а кто-то залезает в "архив" в течение дня и читает каналы раз в день или раз в несколько дней.
Плохой график
На втором скриншоте показан график просмотров канала “Журнал Соль”. Между прочим, довольно авторитетное в узких кругах медиа. Мы видим лютую дичь, ребята даже не стараются имитировать органический график просмотров.
Мы как-то рассматривали канал для продвижения нашего клиента, прикрепляю скрин диалога с админом. Интересно было узнать, как будут по ушам ездить. Если вы почему-то решили, что ответ админа вполне обоснован, я вас расстрою. Во-первых, что мешает открыть телегу между началом рабочего дня и обедом? Во-вторых, и в самых главных, у канала уже метка “ботовод” на Telemetr .
Будьте внимательны, проверяйте каналы на наличие таких меток.
ERR. Его влияние на коммерцию и редакционную политику
В какой-то момент мы заспорили с главредом (Его зовут Алексей, у нас небольшое агентство по работе в телеграм) насчёт ERR, а так ли важен этот показатель вообще? Моё мнение было, он не даёт ничего совершенно, как и количество подписчиков. Как разница какой процент подписчиков читает посты в канале?
Пример. Два канала, в одном ERR 20%, в другом 60%, но в обоих каналах в среднем 10.000 просмотров на пост. Какая разница какой ERR, если с коммерческой или имиджевой стороны вы получаете одинаковую эффективность, и там и там рекламу увидит 10.000 человек.
Истина на стороне Лёши. Вернемся к предыдущей главе, посмотрим на график анализа просмотров. Если у канала в первый час 50% подписчиков читают посты канала, а средний ERR 60%, значит, как минимум 50% аудитории ждут новые посты и максимально вовлечены в контент. Ещё 10% тоже ждут, но так, для галочки. Напоминаю, оставшиеся читают посты или позже в течение пары дней или из архива... Может в течение недели, может через месяц. То есть уровень и вовлечения, а значит и конверсии из рекламного поста будет на уро
А если у канала ERR 20%, а в первый час после публикации пост читают всего 5%, понимаете уровень вовлечения? Поэтому в первую очередь нужно рассматривать каналы с максимальным вовлечением, смотрим на ERR, ER и делаем выводы.
Как бороться с отписками в канале
Никак не бороться, отписки от канала это нормальное явление, они должны быть. Более того, если никто не отписывается после новых публикаций, стоит насторожиться.
Анализ подписок/отписок должен быть включён в пул метрик для анализа канала перед покупкой рекламы. Посмотрите на скриншот, это график нашего “Фудтех в России”.
Мы видим, на протяжении месяца ежедневно из канала кто-то отписывается (красные столбики), это значит, канал живой. Всегда есть отписки, неважно насколько качественный контент вы генерируете.
После каждого поста, кто-то понимает, что ему больше канал не нужен или он подписался по ошибке, именно так и должно быть. Если в течение месяца из канала нет отписок совсем. Или в какой-то один день огромный столбик на 100-200-5.000 отписок, с каналом что-то не так.
Имейте в виду, любой показатель можно накрутить, отписки тоже. Так что если на вид все в порядке, галочку ставим, но не расслабляемся. В купе с анализом просмотров и других стандартных метрик можно с уверенностью делать вывод о качестве канала.
Только не списывай точь-в-точь. Что делать с воровством контента?
В Телеграм контент воруют чаще чем кажется. Воруют, даже, казалось бы авторитетные каналы, яркий пример: мой предыдущий пост почти под копирку забрала “Планёрка”.
Что с этим сделаешь? Ничего совершенно. Личные беседы результат не дают, в плагиате сознаются совсем уж имбецилы, а встроенный функционал “пожаловаться —> авторские права” не поможет никак. Был у нас случай (да и сейчас продолжается), из "Тютины" нещадно воруют посты. Целиком, даже слова не переставляют местами.
Особенно отличился "Ростов ВКУРСЕ". Пачками ежедневно ворует контент и не только у нас из Тютины, обходит все главные каналы о Ростове. Вот так, редакцию можно не содержать, автоматически парсить контент и публиковать у себя. Так вот, мы скооперировались с друзьями и подписчиками, отправили суммарно около 200 жалоб. И… ноль реакции.
Можно, конечно, нашкодничать, ботов ввалить, попытаться заскамить канал или что-то подобное. На мой взгляд это мелко, бессмысленно и неправильно. Такие каналы долго и прибыльно существовать не могут. Тот же Ростов ВКУРСЕ продает рекламу по 1.500 р, при средних охватах 5к на пост, что там за заработки?
Если у вас воруют контент, расслабьтесь. Вы все делаете правильно и хорошо, продолжайте в том же духе. Денежного рекламодателя такое воровство у вас не отнимет.
Единственный выход… @tgstat @telemetr, ребята, сделайте у себя на сайте не только метку SCAM, но и что-то вроде “контентный ВОР”, думаю, половина каналов мигом ее получит.
Когда придут первые рекламодатели
Рынок так устроен, что пытаться продавать рекламу в канале с помощью холодных продаж это не работает. В медиа в целом работает, а в телеге не очень, легко улететь в бан и потерять свой аккаунт.
Некоторые эксперты говорят обратное, создают вокруг себя сообщество, чаты, и гоняют деньги своих учеников по кругу. Как правило речь там о стоимости 300-800 р. за пост. В реальности методичная работа на большие чеки возможна, но не через ТГ и эта тема для отдельного большого разбора. Внутри Telegram я искал ВП в холодную и вот что получилось.
Ждём, пока рекламодатель придет сам. Чтобы на ваш канал рекламодатель обратил внимание, нужно соответствовать нескольким простым KPI. Основные показатели канала: количество подписчиков, среднее количество просмотров на пост и соотношение просмотров к подписчикам.
KPI 1
Рекламу закупают или маркетологи (если компания средняя или крупная) или рядовые закупщики. У тех и у других есть набор KPI. Так вот первый - минимальное число подписчиков. Как только переходишь рубеж в 1000 подписчиков появляется рекламодатель. Поэтому первый этап, набрать 1000 человек.
Дальше с ростом аудитории приходит и больше рекламодателей. Закупщики так и строят поиск по диапазонам аудитории:
- 1000-2000 подписчиков
- 2000-3000
- 3000-5000
- и так далее
KPI 2
Охваты. Некоторые ищут каналы для рекламы по охватам. Схема такая же, выставляют лимиты:
- 200-500 просмотров на пост
- 500-1000
- 1000-2000
- и так далее
KPI 3
Показатель соотношения просмотров на пост к количеству подписчиков называется ERR, вовлеченность подписчиков. Чем выше показатель тем лучше. Сейчас хорошо, если ERR держится в районе 30%.
О ERR мы говорили выше, важнее всего соотнести стоимость рекламы со средним охватом поста и посмотреть на основные метрики. ERR лишь косвенный признак, который помогает понять, сколько накручено мертвых ботов и насколько потенциально активна аудитория канала.
Как продавать рекламу в Телеграм
У меня есть уже статья на VC про продажи рекламы. В несколько шагов вполне реально поднять конверсию продаж в 4 раза, плюс пара лайфхаков. Почитайте и возвращайтесь сюда, текст ниже хорошо ляжет на базис из статьи.
Пару месяцев назад у меня случился особенно богатый день на идиотизм. Уже и не говорю про какую-то вежливость и обходительность в переписке, без грубости и ладно. Вся эта дичь подтолкнула провести легкую аналитику по коммерции в ТГ и на основе неё сделать простые выводы, как надо продавать рекламу в Телеграм.
Подбираем каналы клиенту, проанализировал 1062 канала, для клиента были отобраны 49, из них:
- 40 (!) считают, что рекламу каналов маркировать не надо
- 7 были согласны работать по договору с маркировкой, при условии, что маркирую я
- 2 были готовы маркировать сами, но не знали как это делается
- 33 ответили в первые сутки после обращения
- 9 (всего лишь) ответили в первый час
- 3 ведут диалог доброжелательно и более менее структурно с точки зрения продаж
Подытожим
1. Менеджеры не умеют в вежливость. В сфере царит атмосфера продавщиц из Советского Союза. Когда общаешься с такими, хочется постоянно извиняться, за то что написал им. Огромная ошибка, продажи у таких ребят идут вопреки.
2. Большинство админов игнорируют фактор скорости. В продажах это важнейшая часть. Пока ты "не в ресурсе", клиент уходит к твоему конкуренту.
3. Повальное занижение цен. На скриншоте яркий пример. Канал там хороший, можно смело поднять в 2-2,5 раза цену. Нет, есть каналы с ярким личным брендом, где стоимость, как раз завышена, но это исключение. А вот занижать цену в угоду количеству продаж это путь в никуда.
4. Нежелание и неумение работать с бумагами. Если вы хотите нормально зарабатывать придется работать с бумагами. Никаких проблем оформить самозанятого и подключиться к ЭДО. Крупные игроки (массово) не будут работать за нал или за крипту, пора это принять.
5. Недооценка государства и потенциальных штрафов. Это, вообще, загадка, будто не в России живут.
Выводы
Народу, кто умеет работать в Телеграм мало, реальной конкуренции фактически нет. Просто делайте наоборот, подписывайтесь на мой канал и вы кратно поднимите свои продажи.
Отличный текст. Недооценённый.
Благодарю)