{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Добро пожаловать в Зольни: как из стажировки Southbridge появилась новая компания

С апреля 2021 года в Southbridge проходит стажировка для тех, кто хочет стать DevOps-инженером. За полгода мы запустили 6 потоков, в которых поучаствовало больше 80 человек. На старте планировали, что проект поможет нам подготовить DevOps-специалистов для себя.

Оказалось, стажировка — отличная площадка для экспериментов, которые приводят к неожиданным результатам. Например, мы не ожидали, что из стажировки появится новая компания Зольни.

В статье рассказываем, какие идеи по развитию стажёрской программы у нас были, а также объясняем, что такое Зольни.

DevOps-дефицит: как в Southbridge появилась стажировка

Southbridge растёт, и нам постоянно требуются новые инженеры. Однако на рынке — DevOps-дефицит: специалистов меньше, чем вакансий, и отыскать инженера подходящего уровня сложно.

Весной 2021 года мы задумались, как расширить поиск кандидатов. Хотелось, чтобы они не только обладали нужными хард- и софт-скиллами, но и были близки нам по духу.

После нескольких брейнштормов подумали: почему бы не обучать инженеров самим? У нас есть учебный центр Слёрм и инженеры Southbridge, которые могут делиться реальным опытом. Так в Southbridge появилась стажировка.

«Оказалось, мы меняем жизни людей»: как развивалась стажировка

Первый поток стажировки стартовал 30 апреля. Перед этим мы около месяца потратили на подготовку: Марсель Ибраев, технический директор Слёрма, разработал программу, а команда HR и маркетинга Southbridge продумала концепцию и опубликовала объявление на Хабре. За несколько дней откликнулось 88 кандидатов.

Дальше был отбор. После тестирования и интервью мы пригласили на стажировку 9 человек. Об этом рассказали в статье «Как проходит DevOps-стажировка в Southbridge».

При запуске стажировки мы не планировали, что будет больше одного потока. Однако уже в начале обучения от участников стало приходить много положительных отзывов. Стажёры рассказывали, что программа очень интересная, насыщенная и полезная, а первое задание отлично прокачивает хард- и софт-скиллы.

Получив позитивную обратную связь, мы решили параллельно запустить второй поток. Он стартовал через месяц после начала первого. Ещё через две недели запустили третий поток, а ещё через 1,5 месяца — четвёртый.

Итоги первого потока стажировки

Мы продолжили собирать обратную связь от стажёров. Многие из них спустя 1,5–2 месяца обучения находили работу в других компаниях. Для нас это нормально: чтобы найти одного человека для себя, мы были готовы обучить десятерых.

Стало понятно, что стажировка выросла в нечто большее, чем мы планировали. Вместо того чтобы просто растить специалистов только для Southbridge, мы начали обучать DevOps-инженеров для всех.

У нас иногда спрашивают, зачем мы проводим стажировку. Я всегда отвечаю, что первая цель — присматривать специалистов себе. Вторая — в целом повышать уровень образования инженеров. Уже по первым откликам мы поняли, что стажировка меняет жизни людей. Вот человек пришёл, может быть, вообще из другой сферы, поучился у нас, а потом нашёл работу и продолжает заниматься тем, что нравится. Пусть он устроился не в Southbridge, но радует, что благодаря нам человек работает тем, кем хотел.

Сергей Хованов, лидер проекта стажировок в Southbridge

Как появилась Зольни

Когда мы обкатали процесс набора и программу стажировки на нескольких потоках, то задумались, как развивать это направление дальше. Мы понимали, что:

  1. Стажировка даёт базовые знания. Чтобы ребята набирались опыта и профессионально росли, им нужно работать на реальных проектах и взаимодействовать с настоящими заказчиками. Позвать в Southbridge всех стажёров мы не можем — на адаптацию джунов у опытных инженеров уходит много времени и сил.
  2. На стажировку мы тратим большое количество ресурсов. Было бы здорово её монетизировать, чтобы проект не только приносил удовлетворение, но и стал более интересным для бизнеса.

В первую очередь мы подумали, что решить обе задачи можно так: договориться с одной или несколькими компаниями и готовить начинающих DevOps-инженеров для них. Стажёры получали бы офферы, компании — специалиста с сильной базой и хорошими софт-скиллами, а мы — какую-то сумму за обучение инженера.

Для реализации задумки мы обратились в кадровые агентства — одно из них заинтересовалось и предложило эту услугу своим клиентам, но отклика не было.

Сергей Хованов, лидер проекта стажировок в Southbridge

Также мы предложили такой вариант сотрудничества нескольким крупным компаниям. Но у них на тот момент не было потребности в начинающих DevOps-специалистах. Всем требовались хорошие мидлы и сеньоры, которых на рынке не хватает, а с набором новичков они справлялись сами.

Кроме того, мы обсуждали идею создать внутри Southbridge подразделение, состоящее из начинающих DevOps-инженеров. Но этот вариант не подошёл из-за нашей бизнес-модели. Клиенты покупают у Southbridge не только работу, но и гарантию качества, которое джуны не всегда могут обеспечить не всегда.

В конце концов, на одном из брейнштормов мы подумали, почему бы не сделать отдельную компанию. DevOps-аутсорсер, где начинающие инженеры настраивают сервера и строят DevOps-проекты под присмотром опытного ментора. При этом их услуги стоят на 40–60% дешевле, чем услуги Southbridge.

Идея всем понравилась: с одной стороны, у стажёров появляется реальная практика на боевых задачах, с другой стороны, клиент ясно понимает, что покупает. Так появилась компания Зольни.

«Мы спросили, готовы ли ребята на эту авантюру»: как собирали команду Зольни

Официальным днём рождения Зольни можно считать 27 сентября 2021 года. Сейчас в новой компании одна команда из трёх человек — они все были нашими стажёрами.

Какого-то особенного отбора в Зольни не было. Мы наблюдали за ребятами во время стажировки и видели, как они выполняют задания и задают вопросы. Мы знали, какую обратную связь им дают технические специалисты и как они на неё реагируют. Этого было достаточно, чтобы выбрать троих кандидатов и предложить им стать сотрудниками Зольни.

‎Я созвонилась с ребятами и спросила, готовы ли они с нами на эту авантюру. Мы честно сказали им, что Зольни — стартап. Будут интересные задачи — мы для этого приложим все усилия, но не гарантируем, что всё 100% будет в шоколаде. Ребятам тоже надо будет поработать. Все трое согласились.

Ольга Шабалдина, HR-менеджер Southbridge

Команда Зольни работает под присмотром опытного наставника Марселя Ибраева, спикера курсов по Kubernetes и технического лидера Слёрма. Марсель помогает оценивать временные затраты на задачу и выбирать оптимальные архитектурные решения. Кроме того, инженеры Зольни могут обратиться к нему или другим специалистам Southbridge за технической консультацией. Пока таких ситуаций не было — ребята справляются сами. Но если что — в помощи им не откажут.

20 гипотез и бэкапы: проекты Зольни

Пока инженеры Зольни решали разовые задачи: ускоряли серверы и перенастраивали бэкапы. Например, к ним обращался заказчик, который хотел, чтобы сервер отвечал не 200–240 мс, а быстрее.

Чтобы выявить проблему, ребята созвонились в Zoom, выдвинули около 20 гипотез, а затем последовательно проверили каждую из них. В итоге оказалось, что у клиента всё настроено почти идеально. Однако инженеры Зольни нашли две ошибки в коде, которые сильно влияли на работоспособность сайта в целом. Устранив их, удалось сократить ответ сервера до 140–160 мс.

Сейчас отдел продаж ведёт переговоры о более длительных проектах для Зольни. Мы пока не знаем, как ребята с ними справятся — всё-таки опыта проектной работы на месяц-два у них ещё не было. О каких-то результатах можно будет говорить после первых заказчиков.

Никаких ограничений: что ждёт Зольни и стажировку Southbridge

Что в итоге получится из Зольни, мы не знаем. Возможно, Зольни станет партнёрским проектом или будет работать в концепции White label — выполнять услуги под брендом заказчика. В этом прелесть Зольни: у неё нет ограничений, потому что бизнес-модель Зольни и её позиция на рынке только формируются.

Зольни открыта для всего. Мы можем делать всё, что нравится, и просто кайфовать. Это как со стажировкой. Когда мы её запускали, мы не предполагали, во что она выльется. Но результат вышел насколько крутым, что мы не собираемся прекращать. Мы будем развивать и стажировку, и Зольни, придумывать для них новые интересные фишки, тестировать разные гипотезы. Посмотрим, что из этого выйдет.

Сергей Хованов, лидер проекта стажировок в Southbridge

Одно уже известно точно — с ростом Зольни возникнет потребность в новых командах, набирать которые мы будем из лучших выпускников стажировки.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда