{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

«Spotify: История продукта». Создание десктопного приложения

От десктопного приложения с серверами в шкафу до революционного формата потоковой передачи музыки.

«Spotify: История продукта» — серия статей от команды Spotify в России, где читатели vc.ru могут узнать, как создавался сервис, какие решения стояли за продуктовыми изменениями и кто придумал музыкальные стриминги такими, какими они выглядят сейчас.

Как всё начиналось

В 2006 году Дэниэл Эк и его друг Мартин Лорентсон уже были состоявшимися ИТ-предпринимателями. Дэниэл основал компанию Advertigo, которая анализировала предпочтения пользователей и на основе этого показывала им рекламу, а Мартин владел одной из крупнейших компаний рекламной сферы в Европе — Tradedoubler. У обоих было время и капитал для инвестирования. Идея сервиса потоковой передачи музыки подходила обоим, тем более, на тот момент сервисам в этой области было куда расти с точки пользовательского опыта.

Интерфейс 2006-2008 Источник: UX Timeline

Ориентация на слушателей

Легальная музыкальная индустрия в то время была не совсем «клиентоориентирована». Диски сами по себе были дорогие, а чтобы выбрать пластинку, приходилось идти в салон и слушать её в наушниках. Приобрести один трек было нельзя — только всю пластинку.
В ответ на неудобство отреагировали пираты. При этом с пользовательский опытом у их сервисов тоже все было не очень. Чтобы получить контент, пользователю требовалось установить специальное ПО, зайти на пиратский сайт, найти файл с песней и загрузить его. На всё это можно было потратить минут 20, чтобы затем неожиданно узнать, что трек загрузился с неправильным названием, в плохом качестве, а вместе с ним вы загрузили вирус.

Пиратство в то время уже «убивало» продажи компакт-дисков, но каким должен быть пользовательский опыт, чтобы человек не хотел больше возвращаться на пиратский сайт? Другими словами: как украсть у пирата? Этим вопросом задалась команда Spotify. Основатели решили: если продукт будет достаточно хорош, пользователи даже согласятся слушать рекламу. Так сервис сможет зарабатывать сам и позволит платить правообладателям.

Это первый урок, который мы вынесли: удобство важнее всего. Люди будут копировать песни, пока не появится что-то более простое. Как только это произойдет, они переключатся.

Время новых ИТ-решений

Чтобы песни играли мгновенно, Spotify пришлось разработать собственные протоколы, создать потоковую инфраструктуру. Иначе говоря — игнорировать все существовавшие на тот момент стандарты.

Урок № 2: Если хотите что-то коренным образом улучшить, вы должны нарушить существующие стандарты и найти новое комплексное решение.

Spotify решил использовать peer-to-peer: это «одноранговая сеть», она основана на равноправии участников. В ней часто нет выделенных серверов, а каждый узел (peer) одновременно и является клиентом, и выполняет функции сервера.

По идее Эка и Лорентсона, первые 30 секунд любого трека в Spotify всегда загружаются непосредственно с серверов компании, а остальная часть — из одноранговой сети. Таким образом можно уменьшить объём сетевого трафика и количество серверов. Сеть способна получать доступ к кэшу на компьютере пользователя, то есть он сможет слушать свой собственный кэш (это тоже снижает нагрузку на сервера).

Вместо HTTPS можно использовать более эффективные протоколы, основанные на постоянном TCP-соединении. Для всего остального можно задействовать одноранговую сеть.

По этой схеме Spotify мог начать проигрывать песню всего через секунду.

Идея с одноранговыми сетями понравилась не всем

Схему придумали, теперь нужно было создать сам продукт. Для этого Дэниэл и Мартин наняли инженеров.

В первые пару месяцев новая команда вообще не хотела строить сервис на одноранговой архитектуре. В то время большая часть интернета состояла из так называемых «тонких клиентов»: веб-страниц, которые запускались в браузере. Загружаемые приложения — «толстые клиенты» — тоже были (например, Skype или AOL Instant Messenger), но в меньшинстве. Добиться интерактивности в браузерных клиентах было невозможно.

Чтобы решить эту задачу, Дэниэл Эк предложил присоединиться к команде Spotify Людде Стригеусу, создателю μTorrent. Идея музыкального сервиса заинтересовала его больше, чем предложения из Кремниевой долины. И Людде точно знал, что делать: то же самое, что и другие — но ровно наоборот. Именно он убедил команду сосредоточиться на одноранговых сетях и отказаться от идеи браузерного приложения.

Урок № 3: Уровень амбиций привлекает великие таланты.

Собственные стек и протоколы, «толстый» загружаемый клиент — вместо «тонкого» браузерного. Все это — неочевидные решения. Но именно они помогли компании привлечь неординарно мыслящих людей, достаточно амбициозных для того, чтобы делать что-то по-настоящему новое.

Магия музыки

К 2008 году, когда Spotify уже имел работающее технологическое решение, создатели поняли: в отличие от большинства других отраслей, в медиаиндустрии создание продукта — только половина дела, притом самая легкая. Сложнее было лицензировать саму музыку: перед запуском Spotify пришлось заключить сделки с лейблами и артистами. Индустрия относилась к новой компании с подозрением: ведь одноранговая технология была способна подорвать сложившуюся систему.

И здесь Spotify получил самый важный урок — №4: каждый продукт должен уметь что-то невозможное.

Spotify позволил «загрузить» всю музыку мира на свой жесткий диск, мгновенно и бесплатно. Первыми откликнулись шведские звукозаписывающие компании и подписали первые сделки со Spotify. Уже в первые несколько месяцев сервис стал очень популярным в Швеции.

Spotify Studio в Стокгольме

Итак, как украсть у пирата?

  • Подумайте, что именно неудобно пользователю, скачивающему контент у пиратов. И исправьте это.
  • Нарушайте правила рынка.
  • Ставьте амбициозные цели, это привлечёт ценных специалистов.
  • Дайте пользователям решение, которое ранее казалось им невозможным.
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Калимуллин

Пожалуй, лучший десктопный клиент музыкальной стриминговой платформы на сегодняшний день. Все быстро, все отзывчиво, летает. Двже тот же Tidal и Deezer не так шустро работают.

Очень ждём полноценную версию под M1, Spotify Hi-Fi и анонсированный «колокольчик» с новыми релизами.

Ну и пользуясь случаем - подписывайтесь на профиль 😀:
https://open.spotify.com/user/9s3g2mhrsk7txc4m6zwjhkrd4?si=8170fa46ab864869

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Denisov

Под M1, кстати, уже есть бета-версия, которая работает заметно быстрее :)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калимуллин

Да, спасибо, видел уже в Spotify Community. Думаю, в этом году ребята уже возможно зарелизят финальный билд.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калимуллин

Роман, а опцию «Скрыть трек» через страницу релиза пробовали? Не помогло?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Калимуллин

Попробуйте оставить пожелание в форме обратной связи на сайте, обычно многие вещи берутся в работу и реализуются, лишь вопрос времени.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Octave Parango

Куда нажать, чтобы Спотифай не предлагал мне музыку которую я уже слышал?
Как обстоят дела с подкастами?

Ответить
Развернуть ветку
Цифровая гигиена 2.0

Бой пиратам!

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда