Лотерейный бизнес в России был близок к краху, но теперь конкурирует с кинотеатрами

За последние пять лет участников стало в семь раз больше.

Лотереи появились в 15 веке как легитимный способ сбора денег на социально значимые нужды. Первая билетная лотерея состоялась в 1420 году в голландском городе Слёйс, вырученные средства пошли на благоустройство улиц.

В дореволюционной России розыгрыши чаще всего проводили в неурожайные годы и во время войн. А в СССР участники лотерей финансировали самые разные проекты — борьбу с пьянством, детской беспризорностью, неграмотностью. Пика популярности лотереи достигли с появлением «Спортлото» — 6 чисел из 49 зачёркивали до 70% населения. На деньги, собранные через «Спортлото», построили, например, стадион «Лужники».

Частные лотереи едва не сгубили индустрию

В 80-х годах Советский Союз был одним из лидеров по количеству продаваемых билетов, но после распада всё изменилось. На рынок вышли сотни негосударственных, коммерческих лотерей. Формально они отчисляли деньги в социальные фонды, но на практике это сводилось к перекладыванию денег из кармана в карман. Многие частные лотереи даже не были зарегистрированы.

Россияне стали терять доверие к лотереям. Коммерческие операторы, получая прибыль, в социальном отношении ничего не давали взамен. А это крайне важный фактор для популяризации лотерей.

В Испании, где 75% населения покупают билет хотя бы раз в год, одну из самых востребованных лотерей проводит фонд ONCE, который помогает инвалидам по зрению. В узнаваемых зелёных киосках с билетами работают исключительно слабовидящие люди. И для испанцев участие в лотереях — своего рода благотворительность.

Национализация быстро дала свои плоды

В 2014 году лотерейное законодательство претерпело изменения — был введен запрет на проведение негосударственных лотерей.

Теперь в работе лотерей три участника: организатор, оператор и распространитель. Организаторами выступают Министерство финансов и Министерство спорта. Выигравшие конкурс операторы проводят розыгрыши, а распространители продают билеты и выплачивают выигрыши. Крупнейший распространитель — «Столото».

Взяв лотерейный бизнес под контроль, государство гарантировало честность и прозрачность розыгрышей. Это помогает возвращать доверие аудитории. Если в 2014 году в лотереях участвовали лишь 4% совершеннолетних россиян, то в 2018 году — эта цифра выросла до 27%.

Сейчас Россия занимает 37 место в мире по продажам лотерей. Потенциал роста — огромный.

Лотерейные билеты — это товары импульсного спроса. Никто специально не ходит за ними в магазин. Поэтому важно, чтобы билеты продавались на каждом углу. Сейчас у нас более 60 тысяч точек распространения по всей России.

Скоро начнём тестировать новую технологию, разработанную компанией Dentsu X, нашим стратегическим партнёром. Она автоматически анализирует ассортимент в розничных точках по пробитым чекам и удалённо определяет, что на полках не осталось билетов. Тогда программа выставляет задание работнику магазина: проверить полку, сфотографировать, принести товар со склада.

Антон Шапиро, генеральный директор, «Столото»

Почти 50% от общего объёма продаж лотерейных билетов сейчас приходится на электронную коммерцию — сайт и приложение «Столото». В первом полугодии 2019 года 37,4 миллиона пользователей купили билеты онлайн. Прирост продаж к аналогичному периоду 2018 года составил 53,7%.

Лотереи в борьбе за внимание пользователя

За пять лет аудитория лотерей выросла в семь раз. Есть участники, которым не интересен процесс и важен только выигрыш. Привлечь таких людей сравнительно несложно. Нужно сделать лотереи, где не приходится долго ждать результат, и настроить каналы коммуникация с клиентами — push-уведомления, SMS, почтовые рассылки.

Другая часть аудитории — участники, которые играют в лотереи от случая к случаю и хотят получать удовольствие от самого процесса. Заинтересовать их намного сложнее. Они купят билет, если в подходящее время увидят правильно упакованное предложение.

Мы разработали технологию на основе больших данных, которая формирует персонализированные предложения, выгружая из CRM-системы информацию, какие продукты пользователь покупал ранее и как мы его классифицируем.

Доносить такие предложения до аудитории нам значительно проще, чем коллегам из других индустрий. Мы изначально сделали номер телефона ключевым идентификатором участников. Благодаря этому легко можем вести прямую коммуникацию.

Антон Шапиро, генеральный директор, «Столото»

Все лотереи построены на трёх базовых механиках:

  • билеты, где участник может выбрать комбинацию по своему усмотрению.
  • билеты с предустановленной комбинацией, а выигрышная она или нет, станет известно во время розыгрыша.
  • бестиражные лотереи, где результат узнаёшь сразу, как только стираешь защитный слой на билете.

Разнится только техническое воплощение этих механик и их визуализация. Числа можно заменить на буквы, карты, эмодзи или знаки зодиака, а выпадение выигрышных позиций представить в виде автогонки.

Два года назад в Канаде провели онлайн-лотерею с интересной визуализацией. На сайте в прямом эфире транслировали картинку с телескопа, установленного в районе Полярного круга, откуда хорошо был виден метеоритный дождь. При падении очередной звезды участники нажимали на кнопку, генерируя комбинацию.

По сути, это просто тиражная лотерея с предустановленными комбинациями, но для участников это было нечто большее. За счёт визуализации процесс стал более интересным, а вовлечённость аудитории повысилась.

На рынок лотерей приходят блокчейн и геймдев

Разрабатывая новые лотерейные продукты, компании во всём мире стремятся к тому, чтобы они стали для людей способом приятно провести время. И заодно испытать удачу. Так что конкуренцию лотереям составляют почти все виды таймкиллеров, от кинотеатров до мобильных игр.

Пользователи всё больше времени проводят в интернете, поэтому задача лотерей — привлечь их внимание и вовлечь в процесс участия. Решить проблему поможет запуск лотерей с игровой механикой. В Великобритании, например, такой подход уже реализовали с помощью онлайн-лотереи «Монополия». Правила похожи на классическую настольную игру: участник и его виртуальный соперник по очереди выбрасывают кубики и двигаются по полю. Разница лишь в том, что это лотерея, где можно выиграть до 50 тысяч фунтов.

В Словении существует уже больше десятка лотерей с игровой механикой. Тематика разная — спорт, приключения, вестерны. Минимальная стоимость билета — 10 центов.

Серьёзный шаг вперёд позволит сделать и внедрение технологии блокчейна. В разработке многих лотерейных компаний находится блокчейн-система, контролирующая производство билетов.

Подобную технологию уже успешно используют в других областях. Год назад международная корпорация De Beers, занимающаяся добычей и продажей алмазов, объявила о тестировании блокчейн-платформы. Система позволяет отслеживать алмазы от момента добычи и до продажи, подтверждая их подлинность и законность.

В лотерейном бизнесе использование блокчейна снимет любые вопросы по честности и прозрачности розыгрышей. Так что есть все шансы, что в ближайшее время в мире запустится первая блокчейн-лотерея.

(function(){ const image = new Image(); const random = Math.floor(new Date().getTime()/1000.0); image.src = 'https://mc.yandex.ru/pixel/3924528242355389311?rnd=' + random; })();
0
147 комментариев
Написать комментарий...
Игорь Малыхин

Люди уже не верят в армянлото ,поэтому и рекламы стало больше и вбросов про какие то миллионные выигрыши . Закрыть нахрен их как казино и автоматы . 

Ответить
Развернуть ветку
Albert Usmanov

Расскажи, какой информации для честности и прозрачности тебе не хватает

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда