BrickLabs: создание российского конструктора

В этом выпуске мы поговорили с Ильёй Лавреновым, вице-президентом компании Inventive Retail Group и Артёмом Бизяевым, автором оригинального концепта. Обсудили создание BrickLabs — русского аналога LEGO.

Илья рассказал, как возникла идея этого проекта после ухода LEGO из России, какие этапы они прошли, чтобы разработать и выпустить свои наборы.

Основные темы выпуска с Ильёй Лавреновым

BrickLabs: создание российского конструктора

Как возникла идея BrickLabs

Когда рынок очистился, сразу же появилась мысль сделать что-то свое моментально. Потому что давления вендора нет, цены выросли, и эти цены позволили уже появиться мелкосерийному продукту. Самый первый этап был — скоропостижный уход вендора. И после этого есть экономический момент: дело в том, что LEGO гораздо более массовое производство, глобальное производство. И соревноваться с LEGO в себестоимости — бессмысленно. То есть эта идея, она и не могла быть осуществлена ещё два года назад. Однако, когда рынок очистился, появилась возможность делать что-то свое, что-то уникальное и специфическое для российского рынка.

Философия и эмоциональная сторона игрушек

BrickLabs: создание российского конструктора

Игрушка должна быть созвучна к какой-то струне внутри потребителя, ребенка или взрослого, должна быть какая-то надидея. И вот найти эту надидею или создать её — это и есть, собственно, и предпринимательский риск, и искусство.

Не будем ходить далеко: у LEGO есть огромная серия «Лего Чима» — чуть ли не 7 сезонов мультфильмов. Если у вас есть дети, вы, может, даже про это что-то слышали. И эта серия неудачна, неуспешна и не приносит денег, несмотря на гигантские вложения. То есть нет рецепта создания игрушки, которая «тронет струну» — тут можно только рисковать.

У нас есть некое представление, куда надо двигаться: игрушка должна, видимо, затрагивать какие-то архетипы, чтобы не надо было объяснять, как в неё играть и что это за игрушка. Человек должен, увидев эту игрушку, сказать: «Да, моё, хочу!» А это непрогнозируемо.

Конструктор — это необходимая часть познания мира для ребёнка 7-10 лет. Некая такая надидея в LEGO точно присутствует. Корневая аудитория LEGO — это мальчики 7-11 лет, которым надо познавать, овеществлять мир. Вот он видит: машинка едет, ему надо эту машинку в руках подержать, а лучше собрать, а потом её разогнать и в стену треснуть, чтобы она разлетелась.

Конкурсы LEGO Ideas и проект Артема Бизяева

Первоначальный концепт Артёма Бизяева
Первоначальный концепт Артёма Бизяева

Артём Бизяев, это очень известный дизайнер, создал серию концептов LEGO. И с Бабой Ягой он подался на конкурс LEGO Ideas, и выиграл этот конкурс. Но почему-то LEGO не стала это выпускать. Какая-то сложная история, вроде его обвинили в накручивании счетчика, хотя там очень небольшие нужны были баллы, 10 тысяч голосов. Видимо, он их очень быстро собрал. Мы к нему обратились напрямую, он дизайнер, человек творческий и сказал: ну, хотите, делайте. Подписали с ним договор, выкупили авторские права у него именно на эти наборы. И поняли, что тот рисунок, который он нарисовал, нельзя собрать: попытка собрать привела к тому, что баба Яга, прям вот где стояла, там и рассыпалась. Но для нас-то это все в новинку, мы же первые наборы разрабатываем.

Проектирование набора конструктора

BrickLabs: создание российского конструктора

Нам был нужен архитектор конструктора — человек, который сделает не просто внешний вид модели, а её технологическую часть. То есть, чтобы конструктор было удобно собирать, чтобы в него было приятно играть и ребёнок вообще смог его собрать, чтобы модель была прочной и устойчивой — это все-таки моменты чисто инженерные, не столько искусство, сколько ремесло. Нам посчастливилось найти очень хорошего архитектора, и вместе с ним мы этот путь прошли.

Артем Бизяев о проекте

BrickLabs: создание российского конструктора

Они мне написали сами. Мы с ними законтрактовались, подписали договор и начали разработку. Насколько я помню, я был в депрессии из-за всего происходящего и несколько разочаровался, в принципе, во всей лего-движухе. Еще эти конкретно леговские санкции даже против меня на их сервисах меня немножко обозлили по отношению к LEGO. И раньше мне довольно часто писали разные люди по поводу сотрудничества в плане издания всяких конструкторов-аналогов на базе китайских производителей, я их обычно сразу отказывал им из принципа, потому что я не очень хорошо отношусь к китайским аналогам. А вот в тот момент так случилось, что мне стало, в общем-то, наплевать, и я слил права ребятам из Inventive за символичную сумму.

Я отказался делать весь предпродакшен сам, в одно лицо. Потому что в моем представлении, чтобы все делать по уму, нужно много времени, труда и, в общем-то, мне кажется, даже нужно несколько специалистов — там очень много переработки по-хорошему надо делать и много тестирования прямо с конструктором настоящим, не цифровым. И у меня на это не было ни сил, ни времени, ни ресурса. Но я не отказывался и от того, чтобы консультировать или как-то артдиректить это дело. По поводу консультации ко мне не стали обращаться. То есть они там как-то сами все сделали, и мне только уже готовое показали. На мой фанатский лего-взгляд, оно не очень, мне кажется, надо все переделать. Я себе набор покупать не стал. Я мысленно обращаюсь к своему внутреннему ребенку, и думаю, что если бы я был ребенком сейчас, я бы тоже не заинтересовался.

Я делал какие-то фанатские штуки и после этого концепта, я бы назвал это фан-арты в стиле LEGO. Я все эти штуки делал импульсивно, не исходя из потребительских особенностей и того, что это набор конструктора, который могут купить и играть. Я выкладывал эти проекты у себя в инстаграмчике, именно как визуальный фанатский контент. И мне кажется, если сопоставлять это с моим опытом лего-пользователя, они не соответствуют тому, каким должен быть лего-набор, который можно купить и поиграть.

Проблемы с китайскими производителями и выбор фабрики

BrickLabs: создание российского конструктора

Маленькая фабрика сделает конструктор, но его неприятно будет даже трогать: у фабрики плохое качество оснастки и оборудования. Правда, конструктор получится дешёвый.

В Китае, кстати, нет понятия плохое и хорошее. Вот есть, например, три набора, совершенно идентичных: один за 10 юаней, другой за 20 юаней, третий за 30 юаней. Они говорят: «Это не дешевый набор, это набор за 10 юаней. Но он разваливается. Ну, а что вы хотели за 10 юаней? Хотите нормальный? Покупайте за 20! Хотите хороший, покупайте за 30!» — всё логично. И когда мы им говорим: давайте подешевле, в голове китайца звучит примерно следующее: «Ребята почему-то хотят худшее качество.» Вот когда мы с вами торгуемся, я говорю: «Сделайте, ребят, подешевле,» — это означает, что качество тоже, но, пожалуйста, свою маржу уменьшите ради меня красивого.

Все, что не прописано в китайском контракте, будет сделано максимально дешевым способом. Они применили дешевую краску, которая, если ее палец намокрить и провести, она немножко стиралась. А так как коробка летела далеко, ехала контейнером, она может выцвести быстро, и получилась не такая яркая, как хотелось бы. Но сейчас мы это поправили.

Логистика и производство первых наборов

BrickLabs: создание российского конструктора

Мы нашли того, кто нам поможет и кому это интересно и с ними мы законтрактовались. Они нам прислали прям мешок деталей. Они еще были разноцветные, то есть не подобранные по цветам, но уже по нашим спецификациям. И архитектор, который разработал конструкцию и инструкцию, первые модели собирал и по одной приносил к нам в офис. Они были ещё в разноцветных пятнышках, угловатые, но настолько красивые — это же наше детище! И мы поняли, что мы близки к успеху. Ведь какой был у нас первый страх? Первый страх был, что мы не сможем эту модель разработать. Второй страх был, что мы ее разработаем, соберем из китайских деталей, и она развалится. Третий страх был, что нам привезут наши тысячи коробок и будет много брака.

На нашей фабрике автоматическая сборка, и после каждой технологической операции — взвешивание на аптекарских, по сути, весах. И если пакетик не попадает в эту десятую долю грамма, то его просто никто не перебирает, его смахивают в утиль. Были буквально одна или две детали непролитых в наборах (либо давление в термопасте упало, либо пресс-форма холодная — то есть пластмасса застыла, прежде чем дотечь). Так что фабрика порадовала, мы с ними продолжаем выпуск.

Отзывы и успехи BrickLabs на рынке

BrickLabs: создание российского конструктора
Наши наборы заняли прямо топ в продаваемых наборах «Мира Кубиков». А «Баба Яга» заняла вообще первое место и по количеству наборов, и по марже — по финрезультату.

То есть такой прям уверенный чемпион декабря. Ну а декабрь, как вы понимаете — это пик сезона игрушек. Наши игрушки покупали и отправляли в Германию, в Америку, в Израиль. И это тоже было очень приятно — получать отзывы издалека. Изнутри мы получили очень много отзывов, нас благодарили. Негативных отзывов на самом деле было совсем немного, примерно 3%, — говорили, что дорого.

Собирайте конструкторы, открывайте бизнес и приходите к нам в гости.

Слушайте выпуск на:

66
5 комментариев

Спасибо большое! Очень интересная статья! Видела эти наборы, удивилась и внутренне захотелось купить домик баба яги))) Даже кинула статью своему брату, он у меня инженер конструктор, дизайнер в душе))) кто знает))))
Пошла слушать подкаст

1
Ответить

спасибо за статью, интересный кейс. слежу за этим конструктором, достойная замена Lego

1
Ответить

Вот это вообще в фонд золотых цитат нужно:

«В Китае, кстати, нет понятия плохое и хорошее...когда мы им говорим: давайте подешевле, в голове китайца звучит примерно следующее: «Ребята почему-то хотят худшее качество.» Вот когда мы с вами торгуемся, я говорю: «Сделайте, ребят, подешевле,» — это означает, что качество тоже, но, пожалуйста, свою маржу уменьшите ради меня красивого.»

1
Ответить

Круто! А для двух лет есть подходящие наборы?

Ответить

Пока нет, как я понимаю.

Ответить